РП Духовно-нравственного развития и воспитания группы обучающихся 11-13 лет, ЛУО

Рабочая программа Духовно-нравственного развития и воспитания
группы обучающихся 11-13 лет

Пояснительная записка
В качестве основных нормативных правовых оснований, обеспечивающих процесс
программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с умственной
отсталостью, выступают следующие документы:
1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в РФ».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г.
№ 1599.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся
начального общего образования обучающихся с ОВЗ от от 19 декабря 2014 г. N 1598
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
5. О направлении программы (вместе с Программой развития воспитательной компоненты
в общеобразовательных учреждениях)»: письмо Министерства образования и науки РФ от 13
мая 2013 г. № ИР-352/09.
6. «О направлении рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по формированию перечня
мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в
общеобразовательной школе»): письмо Минобрнауки России от 12.07.2013 № 09-87
7. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (СанПиН 2.4.2.3286-15)
8.Устав Государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской
области «Березовская школа-интернат»
9. Локальные акты образовательного учреждения
Программа духовно-нравственного развития призвана направлять образовательный
процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего
народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.
Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной, внешкольной
деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и
других институтов общества.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социальнопедагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям
российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них
нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в области формирования личностной культуры ―
5 -9 классы:


формирование
способности
формулировать
собственные
нравственные
обязательства, давать элементарную нравственную оценку своим и чужим поступкам;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

формирование критичности к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям,
совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
Задачи в области формирования социальной культуры ―
5- 9 классы:
пробуждение чувства патриотизма и веры в Россию и свой народ;
 формирование ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
 формирование чувства личной ответственности за свои дела и поступки;
 проявление интереса к общественным явлениям и событиям;
 формирование начальных представлений о народах России, их единстве
многообразии.
Задачи в области формирования семейной культуры ―
5-9 классы:
 формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и
уважения к ним;
 активное участие в сохранении и укреплении положительных семейных традиций
Основные направления духовно-нравственного развития
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Общие задачи духовно-нравственного развития обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) классифицированы по направлениям, каждое
из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон
духовно-нравственного развития личности гражданина России.
В основу данной программы положены идеи развития личности ребенка, как носителя
ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
Система воспитания в образовательном учреждении для умственно отсталых
обучающихся – это, прежде всего, среда для их первичной социализации и социальной
адаптации, в которой воспитанность школьников проявляется в наличии у них основных
интегральных качеств личности: ответственности, дисциплинированности, умении выполнять
общие правила поведения, отношение к реальной действительности, в самосознании и др.
Интегральные качества личности воспитанника определяют направленность воспитания, в
частности: духовность, мораль, физическое развитие, познание, труд и др.
Воспитание понимается нами, как целенаправленное, построенное на научных основах,
отражающих природу ребенка и природу развития личности, организованное профессионаломпедагогом восхождение ребенка к культуре современного ему общества, вхождение его с
помощью педагога в контекст культуры и развитие способности жить в современном обществе.
В процессе воспитания происходит освоение, усвоение присвоение ребенком ценностей
общества (духовных, моральных, нравственных, культурных и др. ценностей). Именно это
положение является основой для определения эффективности воспитательной работы с
обучающимися, системы оценки воспитательных результатов.
Ведущими принципами воспитания являются:
1.
принцип социальной активности
2.
принцип социального творчества
3.
принцип взаимодействия личности и коллектива
4.
принцип развивающего воспитания
5.
принцип мотивированности
6.
принцип индивидуализации
7.
принцип целостности воспитательного процесса
2

принцип единства образовательной и воспитательной среды
принцип природо- и социосообразности.
Содержание Программы служит духовно-нравственному развитию и воспитанию
личности обучающихся и определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями:

патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение
Отечеству;

социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям,
институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие,
честь, достоинство;

гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское
общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и
вероисповедания;

семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о
старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость
и настойчивость;

наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные российские религии — представления о вере, духовности,
религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности,
формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека,
нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля,
экологическое сознание;

человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс
человечества, международное сотрудничество.
8.
9.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития обучающихся основано на
определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их
обучающимися на доступном для них уровне.
Организация духовно-нравственного развития обучающихся осуществляется по
следующим направлениям:

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека.

воспитание нравственных чувств, этического сознания и духовно-нравственного
поведения.

воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Все направления духовно-нравственного развития важны, дополняют друг друга и
обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и
культурных традиций.
В основе реализации программы духовно-нравственного развития положен принцип
системно-деятельностной организации воспитания. Он предполагает, что воспитание,
направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и поддерживаемое всем укладом школьной жизни,
включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности
школьников.
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) слова
учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение, учащиеся испытывают
большое доверие к учителю. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением,
своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости,
человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между
педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития детей.
3

Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример
нравственности. Пример окружающих имеет огромное значение в нравственном развитии
личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Наполнение всего уклада жизни обучающихся обеспечивается также множеством примеров духовно-нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и
мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовно-нравственной
культуре народов Российской Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках,
легендах и мифах. Важно использовать и примеры реального нравственного поведения, которые могут активно противодействовать тем образцам циничного, аморального, откровенно
разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме
обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники
информации.
Нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) лежит в основе их «врастания в человеческую культуру», подлинной социализации и интеграции в общество, призвано способствовать преодолению изоляции проблемного детства. Для этого необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка
включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города,
микрорайона, участвовать в совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых.
Задачи и содержание программы духовно-нравственного развития и воспитания
5-9 классы
Направление
Задачи
Виды деятельности и формы занятий с
обучающимися
Воспитание
Формирование
Знакомятся с государственной символикой
гражданственности,
представлений о символах
– Гербом, Флагом
патриотизма,
государства — Флаге, Гербе
Российской Федерации, гербом и флагом
уважения
России, о флаге и гербе
Свердловской области (на плакатах,
к правам, свободам и Свердловской области, г.
картинах, в процессе бесед, чтения книг);
обязанностям
Березовского, пос.Монетный Знакомятся с героическими страницами
человека ―
истории России, жизнью замечательных
Привитие интереса к
людей,
общественным явлениям,
явивших примеры гражданского служения,
понимание активной роли
исполнения патриотического долга, с
человека в обществе
обязанностями
гражданина (в процессе бесед, экскурсий,
Привитие уважительного
просмотра кинофильмов, экскурсий по
отношения к русскому языку историческим и
как государственному
памятным местам, сюжетно-ролевых
игр гражданского и историкоФормирование начальных
патриотического
представлений о народах
содержания);
России, о единстве народов
Знакомятся с историей и культурой
нашей страны
родного края, народным творчеством,
этнокультурными традициями,
фольклором, особенностями быта народов
России (в процессе
бесед, сюжетно-ролевых
игр, просмотра кинофильмов, творческих
конкурсов, фестивалей,
праздников, экскурсий);
Знакомятся с важнейшими событиями в
истории нашей страны, содержанием и
значением государственных праздников (в
процессе бесед, проведения классных
часов,
4

Воспитание
Формирование стремления
нравственных чувств недопущения совершения
и этического сознания плохих поступков, умение
признаться в проступке и
проанализировать его
Формирование
представлений о правилах
этики, культуре речи,
представления о возможном
негативном влиянии на
морально-психологическое
состояние человека
компьютерных игр, кино,
телевизионных передач,
рекламы
Формирование
отрицательного отношения к
аморальным поступкам,
грубости, оскорбительным
5

просмотра учебных фильмов, участия в
подготовке и проведении мероприятий,
посвященных
государственным праздникам);
Знакомятся с деятельностью
общественных организаций
патриотической и гражданской
направленности (в процессе посильного
участия в социальных проектах и
мероприятиях,
проводимых этими организациями, встреч
с их представителями);
Участвуют в просмотре учебных фильмов,
отрывков из художественных фильмов,
проведении бесед о подвигах Российской
армии, защитниках Отечества, подготовке
и
проведении игр военно-патриотического
содержания, конкурсов и спортивных
соревнований,
сюжетно-ролевых
игр на местности, встреч с ветеранами и
военнослужащими;
Получают первоначальный опыт
межкультурной коммуникации с детьми и
взрослыми –
представителями разных народов России,
знакомятся с особенностями их культур и
образа
жизни (в процессе бесед, народных игр,
организации и проведения национальнокультурных
праздников).
Получают первоначальные представления
о базовых ценностях отечественной
культуры,
традиционных
моральных
нормах российских народов (в процессе
бесед, экскурсий, заочных путешествий,
участия в творческой деятельности, такой,
как театральные постановки, литературномузыкальные
композиции,
художественные выставки и других
мероприятий, отражающих культурные и
духовные традиции народов России);
Участвуют в проведении уроков этики,
направленных
на
формирование
представлений о нормах морально-нравственного
поведения,
игровых
программах, позволяющих школьникам
приобретать опыт ролевого нравственного
взаимодействия;
Знакомятся с основными правилами
поведения в школе, общественных местах
(в процессе бесед, классных часов,

словам и действиям, в том
числе в содержании
художественных фильмов и
телевизионных передач

Воспитание
трудолюбия,
активного отношения
к учению, труду,
жизни

просмотра учебных фильмов, наблюдения
и
обсуждения
в
педагогически
организованной
ситуации
поступков,
поведения разных людей);
Усваивают
первоначальный
опыт
нравственных
взаимоотношений
в
коллективе класса и образовательной
организации – овладевают навыками
вежливого, приветливого, внимательного
отношения к сверстникам, старшим и
младшим детям, взрослым, обучаются
дружной игре, взаимной поддержке,
участвуют
в
коллективных
играх,
приобретают
опыта
совместной
деятельности;
Принимают посильное участие в делах
благотворительности, милосердия, в
оказании помощи нуждающимся, заботе о
животных, других живых существах,
природе.
Формирование элементарных Знакомятся с различными видами труда,
представлений об основных
профессиями (в ходе экскурсий на
профессиях
производственные предприятия, встреч с
представителями
разных
профессий,
Привитие уважения к труду и изучения учебных предметов);
творчеству старших и
Получают
первоначальные
навыки
младших товарищей,
сотрудничества, ролевого взаимодействия
сверстников
со сверстниками, старшими детьми,
взрослыми
в
учебно-трудовой
Воспитание проявлений
деятельности (в ходе сюжетно-ролевых
дисциплинированности,
экономических игр, посредством создания
последовательности и
игровых ситуаций по мотивам различных
настойчивости в выполнении профессий,
проведения
внеурочных
учебных и учебно-трудовых
мероприятий (праздники труда, ярмарки,
заданий;
конкурсы, города мастеров, организации
бережное отношение к
детских фирм и т. д.), раскрывающих
результатам своего труда,
перед
детьми
широкий
спектр
труда других людей, к
профессиональной
и
трудовой
школьному имуществу,
деятельности);
учебникам, личным вещам
Приобретают начальный опыт участия в
различных видах общественно полезной
Развитие умения
деятельности на базе образовательной
организации рабочего места
организации и взаимодействующих с ним
в соответствии с
организаций дополнительного
предстоящим видом
образования, других социальных
деятельности
институтов (занятие народными
промыслами, природоохранительная
Воспитание отрицательного
деятельность, работа творческих и учебноотношения к лени и
производственных мастерских, трудовые
небрежности в труде и учёбе, акции, деятельность школьных
небережливому отношению к производственных фирм, других трудовых
результатам труда людей.
и творческих общественных объединений
как младших школьников, так и
разновозрастных, как в учебное, так и в
6

Воспитание
ценностного
отношения к
прекрасному,
формирование
представлений об
эстетических идеалах
и ценностях
(эстетическое
воспитание) ―

каникулярное время).
Формирование элементарных Получают элементарные представления об
представлений о душевной и эстетических идеалах и художественных
физической красоте человека ценностях культур народов России (в ходе
занятий,
посредством
встреч
с
формирование умения видеть представителями творческих профессий,
красоту природы, труда и
экскурсий
на
художественные
творчества
производства, к памятникам зодчества и на
объекты
современной
архитектуры,
Развитие стремления
ландшафтного дизайна и парковых
создавать прекрасное (делать ансамблей,
знакомства
с
лучшими
«красиво»)
произведениями искусства в музеях, на
выставках, по репродукциям, учебным
Закрепление интереса к
фильмам);
чтению, произведениям
Знакомятся с эстетическими идеалами,
искусства, детским
традициями художественной культуры
спектаклям, концертам,
родного края, с фольклором и народными
выставкам, музыке
художественными промыслами (в ходе
занятий,
в
системе
экскурсионноВоспитание стремления к
краеведческой деятельности, внеклассных
опрятному внешнему виду
мероприятий, посещение конкурсов и
фестивалей
исполнителей
народной
Воспитание отрицательного
музыки, художественных мастерских,
отношения к некрасивым
театрализованных народных ярмарок,
поступкам и неряшливости.
фестивалей
народного
творчества,
тематических выставок);
Осваивают навыки видеть прекрасное в
окружающем мире, природе родного края,
в том, что окружает обучающихся в
пространстве
образовательной
организации и дома, сельском и городском
ландшафте, в природе в разное время
суток и года, в различную погоду;
разучивают стихотворения, знакомятся с
картинами, участвуют в просмотре
учебных
фильмов,
фрагментов
художественных фильмов о природе,
городских и сельских ландшафтах;
развивают умения понимать красоту
окружающего мира через художественные
образы;
Осваивают навыки видеть прекрасное в
поведении, отношениях и труде людей,
развивают умения различать добро и зло,
красивое и безобразное, плохое и хорошее,
созидательное
и
разрушительное
(знакомятся с местными мастерами
прикладного искусства, наблюдают за их
работой, участвуют в беседах «Красивые и
некрасивые поступки», «Чем красивы
люди вокруг нас», в беседах о
прочитанных книгах, художественных
фильмах,
телевизионных
передачах,
компьютерных играх и т. д.);
7

Получают
первичный
опыт
самореализации в различных видах
творческой деятельности, выражения себя
в
доступных
видах
и
формах
художественного творчества (на уроках
художественного
труда,
школьных
кружков и творческих объединений,
литературных и художественных салонов,
в
процессе
проведения
творческих
конкурсов, детских фестивалей искусств и
т. д.);
Участвуют вместе с родителями
(законными представителями) в
проведении выставок семейного
художественного творчества,
музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации
культурно-досуговых программ, включая
посещение объектов художественной
культуры с последующим представлением
в образовательной организации своих
впечатлений и созданных по мотивам
экскурсий творческих работ.
Планируемые результаты духовно-нравственного развития
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), 5-9 классы
Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития обучающихся
должно обеспечивать формирование начальных нравственных представлений, опыта
эмоционально-ценностного постижения окружающей действительности и форм
общественного духовно-нравственного взаимодействия.
В результате реализации программы духовно-нравственного развития
обеспечивается:
приобретение обучающимися представлений и знаний (о Родине, о ближайшем
окружении и о себе, об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых
формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни;
переживание обучающимися опыта духовно-нравственного отношения к
социальной реальности (на основе взаимодействия обучающихся между собой на уровне
класса, общеобразовательной организации и за ее пределами);
приобретение обучающимся нравственных моделей поведения, которые он
усвоил вследствие участия в той или иной общественно значимой деятельности;
развитие обучающегося как личности, формирование его социальной
компетентности, чувства патриотизма и т. д.
При этом учитывается, что развитие личности обучающегося, формирование его
социальных компетенций становится возможным благодаря воспитательной деятельности
педагогов, других субъектов духовно-нравственного развития (семьи, друзей, ближайшего
окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития должны быть
предусмотрены следующие воспитательные результаты, которые могут быть достигнуты
обучающимися.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения
к правам, свободам и обязанностям человека ―
8

начальные представления о моральных нормах и правилах духовно-нравственного
поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между
поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных
социальных групп;
опыт социальной коммуникации.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания ―
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском
обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и
поступков других людей;
знание традиций своей семьи и общеобразовательной организации, бережное
отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни ―
элементарные представления о различных профессиях;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных видах
деятельности.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
(эстетическое воспитание) ―
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях
отечественной культуры.
опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и
социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

Организация режимных моментов воспитательской работы
Организация воспитательской работы выстроена на основе утвержденного
директором образовательного учреждения распорядка дня для детей 5-9
классов:
Время
5-9 классы

Режимные моменты
Подъём
Зарядка
Утренний туалет, уборка спален
Завтрак
Прогулка
Учебные занятия
Завтрак (приходящие дети)
Второй завтрак
Прогулка, подвижные игры на
свежем воздухе
Обед
Дневной сон для учащихся 1-х
классов, ослабленных детей (по
рекомендации врачей)
Прогулка, экскурсии, (кроме тех,

07.00
07.00-07.15
07.15-07.30
07.30-08.50
07.50-08.20
08.30-13.50
10.00-10.20
12.00-12.20
13.50-14.50
14.50-15.20
-

15.20-16.20
9

кому рекомендован дневной сон)
Коррекционные занятия, кружки,
секции
Самоподготовка
Занятия по программе
воспитательной работы
Ужин
Прогулка, спокойные игры
Уход за одеждой, вечерний туалет
Сон

16.20-17.00
17.00-18.00
18.00-19.15
19.15-19.45
19.45-21.00
21.00-21.30
21.30-07.15

Описание режимных моментов
Режимные моменты

Содержание работы

Прием детей

Беседа о поведении детей, уточнение домашнего
задания, консультирование по поводу выполнения
заданий, о темах которые изучаются на уроках, и
т.д. Расспрос детей о школьных занятиях, слежение
за переодеванием в домашнюю одежду, порядком в
шкафах и тумбочках, спальнях, по четвергам смена
постельного белья. Помощь и слежение за
правильностью заправки пододеяльника, простыни и
т.п. По ходу решать возникшие проблемы
самостоятельно или с помощью медиков, родителей,
классных руководителей.

Прогулки

Наблюдение
за
изменениями
в
природе.
Активизирование и обогащения словарного запаса
детей с помощью чего-то вновь увиденного.
Наблюдение за поведением животных, птиц.
Проведение и разучивание новых подвижных игр,
активизировать двигательную активность детей,
принятие солнечных и воздушных ванн, свежий
воздух. По ходу решать возникшие проблемы
самостоятельно или с помощью медиков, родителей,
классных руководителей.

Обед, ужин

Контроль и советы по правильности сервировки
стола, за обязанностями дежурных. Слежение за
выполнение правил этикета за столом, поведением,
правильностью пользования столовыми предметами.
10

А также правильному спуску по лестнице в
столовую, мытье рук, дисциплина. По ходу решать
возникшие проблемы самостоятельно или с
помощью
медиков,
родителей,
классных
руководителей.
Самоподготовка

Настройка детей на выполнение домашнего задания,
подготовка класса (проветривание, освещение).
Подготовка
школьных
принадлежностей.
Внимательное
чтение
задания,
выяснение
сложности, повторение правил, относящиеся к
заданию. Прививание навыка самостоятельного
выполнения, не мешать и не отвлекать других детей,
поднимать
руку,
если
затрудняешься.
Непосредственная помощь при выполнении.
Прививать аккуратность заполнения тетради,
обращение со школьными принадлежностями,
порядок на парте и под ней. По ходу решать
возникшие проблемы самостоятельно или с
помощью
медиков,
родителей,
классных
руководителей.

Воспитательское
занятие

Развивать внимание, память, логическое мышление,
мелкую моторику, фантазию, развить врожденные
таланты, умение работать в коллективе и
индивидуально. Формировать умение выполнять
начатое дело аккуратно и до конца. При проведении
различных игр, придавать значение соблюдения
правил, своей определенной роли. Познавание
нового и закрепление старого. При чтении,
просмотре сказок и мультфильмов, максимально
определять положительных и отрицательных героев,
додумывать конец сказки, описать героев,
пересказывать. По ходу решать возникшие
проблемы самостоятельно или с помощью медиков,
родителей, классных руководителей.

11

Подготовка ко сну

Проведение тихих игр с целью настройки на сон,
контроль за выполнением санитарно гигиенических
процедур, стиркой вещей, самообслуживанием. По
ходу решать возникшие проблемы самостоятельно
или с помощью медиков, родителей, классных
руководителей.

12

Содержание коррекционно-воспитательной работы
№
п/п

1

2

3

4

5
6
7

8

9

Тема занятий

Кол-во
Дата
Цели, задачи,
Форма проведения
Внутрисистемное
часов проведения
коррекционная работа
взаимодействие
Модуль «Я-гражданин»
I. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
День Знаний. Операция
Торжественная
«УЮТ»
линейка.
Оформление спален
и групповой.
Права и обязанности
Ознакомить с основными
Беседа
школьника по Уставу школы.
правилами и обязанностями
школьника. Соблюдение норм
и правил.
Личная безопасность
В рамках программы
школьника «Темная улица и
«Безопасность»
безопасность».
Что такое закон? Гражданин и
Формировать положительное Беседа
«Школяндия»
закон.
отношение к законам и их
выполнению.
Закон и свобода. Закон и
То же
Беседа
«Школяндия»
справедливость.
Наши желания и возможности.
То же
Беседа
«Школяндия»
Законопослушный гражданин.
Моя группа – моя семья.
Отработка моделей
Беседа-диалог
«Школяндия»
коммуникативного
поведения.
Государственная символика
Закрепление символов
Беседа-практикум
«Школяндия»
(гимн, герб, флаг)
России. Формирование
прослушивание
чувства гордости за свое
гимна России.
Отечество, символы
государства, за свой народ.
Основные обязанности
Воспитывать
Наблюдение и
«Школяндия»

гражданина России.

гражданственность,
патриотизм. Соблюдение
правил и норм поведения
учащихся.
Формирование
уважительного отношения к
историческому прошлому
Родины. Формирование
патриотического сознания.

10

Моя малая Родина. Знай и
люби свой край
(достопримечательности
поселка).

11

Культура и традиционный
образ жизни коренных жителей
пос. Монетный

12

Встреча с интересными
людьми пос. Монетный.

13

Встреча с ансамблем «Бабье
лето»

.Сотрудничество с соц.
партнерами.

14

«Любовь к Родине –
начинается в семье»

15

Что такое «Мир в семье»

Развитие воспитательного
потенциала семьи, как
партнера школы (группы) в
патриотическом воспитании
семьи.
Формировать у детей
представление о семье и этике
семейных отношений;

Воспитание уважения к
истории коренных жителей,
показ их роли в истории
развития пос. Монетный.
Укрепление единства среди
жителей.
То же

14

беседы

Цикл бесед.
Экскурсии по
поселку к
памятникам
архитектуры и
памятным местам.
Экскурсия в музей
школы №32 пос.
Монетный. Беседа.

Сотрудничество с
музеями школ
пос.Монетного

Экскурсия . Беседа
библиотекаря о
праздновании
православных
праздниках в
поселке.
экскурсия

Сотрудничество с
библиотекой пос.
Монетного.

Рисунки о семье.
Сбор фотографий о
семье. Встречи с
родителями.
Беседа –
рассуждение.

Сотрудничество с
музеями школ
пос.Монетного.

Сотрудничество с
библиотекой
пос.Монетного..
Работа с родителями

Работа с родителями

16

Планета Земля – наш общий
дом.

17

Чтобы не случилось беды

18

«Школа безопасности»

19

Ответственность и
безопасность

20

Пути и методы формирования
адекватного поведения в
различных ситуациях.

21

«Огонь – друг. Огонь – враг».

коррекция эмоциональноволевой сферы на основе
упражнений в регулировании
своих эмоций.
Уточнить представление о
солнечной системе,
рассказать об уникальности
земли. Земля – наш общий
дом для всех людей, который
нужно любить, не разрушать,
содержать в чистоте.
Формирование
ответственного отношения к
личной безопасности
Формирование сознательного
и ответственного отношения
к личной и общественной
безопасности. Получение
детьми практических навыков
и умений поведения в
экстремальных ситуациях.
Совершенствование
морально-психологического и
физического развития.
Воспитывать чувство
ответственности и
дисциплинированности.
Получение детьми
практических навыков и
умений поведения в
экстремальных ситуациях.
То же. Соблюдать правила
пожарной безопасности,

15

Беседа. Игра
«Кругосветное
путешествие»
Л.Г.Горькова
стр.118.

Экологическое
воспитание

Профилактика
правонарушений
Эта тема включает в
себя несколько
занятий.

В рамках программы
«Безопасность…

Беседа

В рамках программы
«Безопасность»

Беседа. Инструктаж.

В рамках программы
«Безопасность»

Занятие –
инструктаж по

22

«Дорога и мы».

23

Я хочу быть полезным и
нужным своей семье, своему
дому.

24

Истоки народных праздников.

25

Защита мира – святая
обязанность каждого человека
нашей страны.
Кто такие военные? Мир без
войны.

26

27

Просмотр фильмов об Армии.
Современная военная техника.

28

История возникновения
праздника 8 Марта.
Праздник 8 Марта.

29

30
31

учить осторожному
обращению с огнем и
горючими предметами.
Закрепление знаний
дорожного движения и дать
понятие о грамотности
пешехода на дорогах.
Воспитание любви к
ближнему. Стремление делать
только добро. Проявлять
заботу о маме, родных и
близких.
Познакомить с народными
праздниками, народными
традициями.
Воспитывать чувство
патриотизма к своей Родине.

пожарной
безопасности

Познакомить с военной
профессией. Защитника
Родины (солдат и офицер и
т.д. до генерала)
Продолжать знакомить с
защитниками и военной
техникой.

Чтение книги «Твои
защитники» Беседа
после прочтения.

Беседа – практикум.

Беседа-диалог.

Беседа. Наглядность
Беседа

Беседа. Показ
слайдов.
Беседа

Воспитывать любовь к маме,
бабушке, сестренке.

«Улыбайтесь на здоровье» юмористическая викторина.
Праздник Весны и Труда.

16

«Чудесный ларец»

Праздник и подарки
любимым мамам,
бабушкам.

Школьная
библиотека

32

1

2

3

4

5

Всероссийский субботник
«Убираемся в доме»

Я в прошедшем лете: труд,
отдых, развлечения.
Воспроизведения по памяти в
рисунках.
Каким должен быть твой
сверстник? И каким бы ты
хотел быть? «Скажи, кто твой
друг. И я скажу кто ты»
(работа над смысловым
значением пословицы)
Учимся анализировать свое
поведение в конфликтной
ситуации. Сценка между
друзьями « Мое настроение»
«Секрет дружбы»

Воспитываем положительные
трудовые качества,
взаимовыручку, помощь друг
другу, желание трудиться.

Практическое
занятие.

"Школяндия»

Модуль «Я-человек»
II. Воспитание нравственных чувств и этического сознания
1
09.09
Узнать как организован был
Беседы. Выполнение
досуг во время каникул. Чем
рисунков о лете.
были заняты?
Дать понятия возраста,
личностных качеств
ровесника, твоих.

Формирование умений
выражать оценку поступков
вслух, обосновывать свое
суждение.
Расширить знание детей о
дружбе. Раскрыть секрет
дружбы. Задачи:
формирование ценностного
отношения к личностным
качествам, необходимым для
дружбы, воспитание
доброжелательности,
уважения друг к другу

Коллекция хороших манер.
Этикет общения и поведения

Беседа

Беседа-диалог
сценка

Работа детского
объединения
«Школяндия»

Беседа

Беседа

17

В рамках программы
«Профилактика…»

Связь с СБО

6

7

Вежливость как основа
воспитанности. Экскурсия в
магазин «Юбилейный».
Лидер - это кто?

8

Добро и зло в русских
народных сказках.

9

Что такое доверие? Кому я
доверяю? Кто мне доверяет?

10

Как появляются обидчивые?
Как принять помощь,
поддержку другого? «Если
тебя обидели?»
Как научиться прощать.

11
12

13
14

Надежды и радости
сегодняшнего дня. Диалог: «
От каких недостатков ты хотел
бы избавиться?».
«Осень жизни. Пожилые
люди»

Применение правил этикета в
повседневной жизни.
Сравнить человека, который
все делает, лишь подчиняясь
другим, и того, кто сам задает
образец поведения;
поведение человека, который
пользуется популярностью.
Сформировать четкое
представление о зле.
Развивать способность
противостоять злу. Делать
добро.
Воспитывать честность,
правдивость, уважение к
товарищам, близким тебя
людям.
Воспитывать чувство
сопереживания.
Учить детей вникать в себя, в
свои поступки.
Воспитание интереса к
самому себе, привитие
желания
самосовершенствоваться.
Учить доброте к близким и
пожилым людям,
уважительному отношению,
стремиться к состраданию и

18

Прогулкапрактикум.

Связь с СБО
Работа детского
объединения
«Школяндия»

Чтение
В рамках программы
сказки»Хаврошечка» «Профилактика…»
Программа «русские
традиции»
Беседа

Ситуационная игра

В рамках программы
«Профилактика»

Анализ ситуации,
пути решения
Беседа-диалог

В рамках программы
«Профилактика…»
В рамках программы
«Профилактика…»

Беседа-диалог
Занятиеразмышление.

15

Внешний вид учащегося.

16

Радость, праздник, сюрприз.
Ситуационная игра: «Какие три
желания я бы загадал, если бы
у меня была волшебная
палочка»
Русское хлебосольство.
Семейные традиции.

17

18

Дерево держится корнями, а
человек семьей»

19

Поговорим о маме и бабушке.

20

.Путешествие в страну
«Народных мудростей»

21

Этические нормы жизни как
регулятор поведения людей:
1.Учимся быть культурными.
2. Привычки хорошие и
плохие. 3. Поведение в
общественных местах.
Я и мои товарищи. Общение с
младшими и старшими

22

помощи им.
Развитие положительных
привычек, навыков.

Практическое
занятие.
Ситуационная игра.

Связь с СБО

Формирование
патриотический чувств,
расширение представление о
мире. Знакомство с
семейными традициями.
Ценностное отношение к
семье, любовь к близким
людям.
Развивать у детей доброе,
уважительное отношение к
родителям. Заботиться и
доставлять радость своими
поступками.
Формировать правильную
нравственную позицию на
примере народного
фольклора.
Дать понятие о
поведенческой норме и
правилах этикета.

Беседаразмышление.

Связь с СБО
Программа «русские
традиции»

беседа

Связь с СБО
Программа «русские
традиции»

Воспитывать в детях
правильную самооценку,

Беседа, игровая
ситуация.

19

Беседаразмышление.

Оформление
альбома «Жанры
устного народного
творчества».
Цикл бесед.

Программа «русские
традиции»
Связь с СБО

школьниками.
Былинные богатыри –
защитники земли русской.

уважение к товарищам,
окружающим тебя людям.
Формирование чувства
гордости за своих предков

24

Лень и безответственность.
Пословицы о лени.

уважение к русским воинам,
желание им подражать..
Формировать желание
справляться со своей ленью.

25

Мой характер и успехи в
школе.

26

Делу время – потехе час.
Потешки и потехи народного
фольклора.

27

История моего села.

28

Весна и радость.

29

Вот и стали мы на год
взрослей!

30

Вечерние посиделки. «Вечер
загадок»
«Сказка ложь, да в ней

23

31

Развивать способность к
самооценке. Выяснить могут
ли ребята дать самооценку.
Формировать желание
применять потешки
считалки, мирилки в играх.
Продолжать знакомить с
народным фольклором.
Формировать любовь к книге
и желание знать историю
своего прошлого.
Закрепить знания о весенних
признаках. Воспитывать
положительные эмоции от
общения с природой.
Учить детей уважать себя,
верить в свои творческие
возможности и силы,
стремиться быть порядочным
человеком.
Формирование

20

Беседа-диалог.

Программа «русские
традиции»

Обсуждение
жизненных
ситуаций.
Тесты. Итоговая
беседа-диалог.

«Школяндия»

Беседа. Продолжать
оформлять альбом
«Жанры устного
народного
творчества»
Экскурсия в
библиотеку

«Школяндия»
Программа «русские
традиции»
Сотрудничество с
библиотекой
пос.Монетного.

Экскурсия на
природу
Чаепитие и
подведение итогов.

Программа «русские
традиции»
Программа «русские

намек…» Чтение народных
сказок.

32

Как прекрасен этот мир

33

Лучше дружить, чем ссориться

1

2

3

4

5

6

7

уважительного отношения к
наследию русского народа как
бесценного сокровища
прекрасного.

традиции»

Беседа-размышление Профилактика
суицида
Беседа-размышление Формирование
толерантности

Модуль «Я и труд»
III. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Распределение обязанностей.
Составление графика
дежурств. Генеральная уборка
спальных комнат.
Маркировка постельных
Выполнять работу совместно Практикум
принадлежностей. Генеральная
с воспитателем; посильная
уборка.
помощь; воспитывать
желание помогать.
Уборка участка. Генеральная
Воспитывать трудолюбие.
Практикум
уборка группы и спален.
Желание работать вместе.
Выполнять работу
качественно.
Чистка обуви и мелкий ремонт
Учить приводить в порядок
Практикум
одежды. Генеральная уборка.
свою обувь. Уметь находить
неполадки в одежде и обуви.
«Что может одежда и обувь
Уметь видеть и устранять
Логическое задание.
рассказать о своих хозяевах»
неполадки.
Генеральная уборка
Мелкий ремонт мебели
Уметь видеть и устранять
Практикум
(мальчики). Мытье столов и
неполадки в мебели.
стульев.
Воспитывать трудолюбие.
Мытье комнатных растений.
Прививать желание

21

Связь с СБО

Связь с СБО
«Школяндия»

Генеральная уборка.
8
9
10

11
12
13

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

ухаживать за комнатными
растениями.

Каждой вещи свое место.
Генеральная уборка.
Соблюдай уют и порядок в
комнатах. Генеральная уборка.
Сервировка праздничного
стола. Сервировка чайного
стола.
Моющие средства.
Генеральная уборка.
Утренний и вечерний туалет.
Заправка кроватей. Я умею
заправлять свою кровать.

«Школяндия»
Практикум.

Связь с СБО
Связь с СБО

практикум

Трудовой десант. Уборка снега
у памятника.
Я хозяйка(хозяин) дома.
Составление плана уборки
помещения
Трудовой десант по уборке
снега
Мое любимое занятие

«Школяндия»

практикум
Диалог-беседа
Беседа, практикум
Практикум
Диалог-беседа.

Чистка одежды. Ген. уборка
Общая ориентация в
потреблении трудится
Трудовой десант
Хобби и работа. Как это
совместить?
Рейд по проверке спальных
комнат.
Паразитарное существование и

В рамках программы
«Профориентации»
Связь с СБО
«Профориентация…»

«Школяндия»

22

25
26

27
28

29
30
31
32
33
34

1

2
3

4
5

его последствия.
Труд как постоянная забота о
человеке и о себе.
Беседа «Гигиена тела»

Связь с СБО и
программы
«Здоровье»

Гигиена труда. Беседа.
Текущие виды уборок
помещения. Полная и
выборочная. Способы уборки и
последовательность
Генеральная уборка.

Связь с СБО

Модуль «Я и культура»
IV.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических ценностях
(эстетическое воспитание)
«Осень, осень – ну давай у
Учить видеть и наблюдать
Экскурсия в природу
листьев спросим…»
красоту осени, выражать свои
чувства.
«День красоты»
Изготовление атрибутов
Активное участие в
«Школяндия»
галстуки – бабочки из бумаги. мероприятии
Выход в природу с целью
Учить замечать удивительное Экскурсия и сбор
сбора природного материала.
в природе. Видеть красоту
природного
осени. Находить нужный
материала.
материал.
Рисование на тему «Осень»
Воспитывать эстетический
Конкурс рисунков
вкус и желание к творчеству
Изготовление открыток к Дню
Воспитателя и Дню Учителя.
23

6

7

Изготовление открыток –
пригласительных для пожилых
ветеранов школы Акция
«Подари радость»
«Моя страна глазами
художников»

9

Народные промыслы.
Народные умельцы. Книги
Марии и Галины Дайн.
Русские сувениры

10

«Мы любим дарить подарки»

11

«Наше творчество»

12

Знакомство с видами плетения
(бумага, солома, рогоз).

13

Импровизация: «Музыка и
зима»

14

«Каким я вижу свой дом»

8

Познакомить с разными
жанрами картин.
Воспитывать эстетический
вкус. Изотерапия.

Беседа об искусстве.
Показ слайдов.

Связь с библиотекой
школы
«Чудесный ларец»

Воспитывать интерес к
народному творчеству.
Вызвать желание сделать
подарок своими руками.
Развивать умение и навыки в
работе с разными
материалами, формировать
образное мышление и
творческое воображение,
воспитывать эмоциональное,
активное и добросовестное
отношение к труду, интерес к
народному искусству.
Знакомство с новым
творчеством. Дать
элементарные навыки
плетения.
Повысить эмоциональное
состояние

24

Беседа Н.Ветлугина
стр.150.
Изготовление
подарочных
сувениров
Выставка работ.

«Чудесный ларец»

Беседа. Практикум

Сотрудничество с
учреждениями
культуры

Слушание
классической
музыки.
Рисование

Работа детского
объединения.
Участие в
творческих
конкурсах.

15

Знаменитые храмы.

16

Религиозная тематика в
творчестве художников
Изготовление Рождественской
звезды (Вифлеемской)
Рисование на тему :
«Рождество Христово»

17
18

19

20
21

Итоговое занятие «Что мы
знаем о христианских
праздниках»
Проведение праздника
«Зимушка-Зима»
Изготовление сувениров

22

Экскурсия в природу «Весна,
весна и все ей радо»

23
24

Рисование «Весна, весна!»
Занятие «Нет скуки, коль
заняты руки»
Выход в природу « Ранняя
весна в парке»
Рисование по замыслу
Общешкольный праздник
«Проводы Зимы» «Масленица»
Подготовка к творческой
выставке

25
26
27
28

29

Развивать эстетический вкус.
Знакомство с русским
зодчеством.
Развивать эстетический вкуси
видеть прекрасное.

Просмотр слайдов и
картин.

Библиотека школы

Беседа. Показ
слайдов.
Беседа,
практическая работа
Практическая работа
Просмотр слайдов,
беседы.
Итоговое занятие

«Школяндия»

Практическое
занятие

Работа детского
объединения

«Школяндия»
«Чудесный ларец»
Участие в
творческих
конкурсах.
Традиционная

Духовные ценности.

25

30

Культурно-историческая
ценность народной тряпичной
куклы
Подарки для выпускников
своими руками.

текстильная кукла
Работа детского
объединения.

31
32
33
34

1

2

3

4

5

Модуль « Я и здоровье»
V. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни
Режим дня. Мои привычки и
Вырабатывать силу воли;
Беседа-диалог
желания.
учиться вести здоровый образ
жизни.
Гигиена – как условие
Развитие навыков бережного
Беседа о правилах
сохранения здоровья и жизни.
отношения к своему
выполнения личной
здоровью. Воспитывать
гигиены.
устойчивый навык к
ежедневной гигиене.
Практикум по отработке
Воспитывать желание
Практикум,
личной гигиены: уход за
соблюдать личную гигиену и индивидуальная
ногтями.
следить за своим внешним
работа.
видом.
Практикум по отработке
То же
Беседа. Практикум.
личной гигиены: уход за
волосами. Занятие «Педикулез
- что это такое?» Пользование
индивидуальной расческой.
Расчесывание волос перед
зеркалом.
«Я – парикмахер». Помощь
Следить за своей прической и Практическое
друг другу во время
уметь причесывать других.
занятие. Конкурс
причесывания.
причесок.

26

Связь с СБО и
медицинскими
работниками
Связь с СБО

Связь с СБО и
медицинскими
работниками

В рамках программы
по профориентации

6

«Курение – коварная ловушка»

7

Человек – дитя природы. Что
такое здоровый образ жизни?
Что дает человеку наркотик?
(возникновение наркотической
зависимости)

8

Что такое экологически чистые
продукты? Занятие «Полезная
пища, вредная пища».
Как правильно пить воду?

9

10

Гигиена зрения (зарядка для
глаз).

11

Ароматы тела.

13

Профилактика простудных
заболеваний.

14

Питание – основа жизни.

15

Час общения «Здоровое
питание»

Пагубное влияние курения,
алкоголя на здоровье детского
организма, здоровья
окружающих.
Помочь понять, что
представляет опасность для
жизни и здоровья человека.
Развитие навыков бережного
отношения к своему
здоровью.
Воспитание экологического
грамотного человека.

Беседа врача.

Программа
«Здоровье»

Беседа. Беседа –
рассуждение.

Программа
«Здоровье»

Беседа.

Программа
«Здоровье»

Познакомить с проблемами
окружающей среды; с
основными проблемами и
задачами экологии.
Воспитывать бережно
относиться к своему
здоровью (глаза).
Развитие навыков санитарногигиенического и
профилактического ухода.
Формирование
ответственности за свое
здоровье и здоровье
окружающих.
Дать представление об
основных пищевых
веществах, их назначение для
здоровья.

Беседа.

Программа
«Здоровье

Беседа. Ежедневная
индивидуальная
работа.
Беседа врача. Беседа
воспитателя.

Программа
«Здоровье»

Беседа

Программа
«Здоровье»

Беседа диалог

27

Программа
«Здоровье»

16

Экскурсия в продуктовый
магазин с целью выявления
полезных продуктов.

17

Режим питания. Правила
поведения за столом.

18

Роль спорта в укреплении
физического и душевного
здоровья. Беседа «Спортивные
секции» (их роль и
назначение).

19

20
21

22

«Славим Отечество»
Знакомство с русскими
народными играми.

Учить самостоятельно
анализировать значимость
тех или иных продуктов для
здорового питания.
Воспитание потребности в
соблюдении режима дня и
овладение культурным
поведение за столом во время
приема пищи в школе и в
общественных местах.
Воспитывать потребность в
физических упражнениях,
овладение культурнооздоровительными
технологиями, формирование
ответственности за свое
здоровье.

Экскурсия. Беседа
рассуждение.

Воспитывать интерес к
спортивным и народным
подвижным играм.

Практика.
Разучивание игры

«Только я сам смогу уберечь
свой организм от беды»
Профилактика травматизма.

Беседа «Зачем мы спим?».
Гигиена сна.

Дать понятие о влиянии сна
на организм. Рассказать о
том, что недосыпание
отрицательно влияет на
организм, приводит к нервнопсихическим заболеваниям.

28

Беседа. Практикум.

Связь с СБО

Беседа.

Профилактическая
беседа
Инструктаж по
технике
безопасности во
время прогулки.
Беседа

«Чудесный ларец»

В рамках программы
«Безопасность»
Программа
«Здоровье»

23

«Проходите - путь открыт»

24

Алкоголь и ребенок. Рисование
«Мы против алкоголя».

25

«Мой режим дня в летнее
время»

26
27

Охрана жизни и здоровья во
время летнего отдыха.
Правда о СПИДЕ

28

Вредные привычки

29

Мои действия при
обнаружении подозрительных
взрывчатых предметов

30

Планета Земля – наш общий
дом.

31

Что такое экологически чистые
продукты? Занятие «Полезная
пища, вредная пища»
Как правильно пить воду?

32

Закреплять основные правила
поведения на улице.
Дать понятие об
отрицательном действии
алкоголя на организм. Его
последствия.
Дать понятие о
необходимости правильного
режима дня.
Формировать правильную
жизненную позицию.
Формирование
ответственности за свое
здоровье и здоровье
окружающих
Формирование
ответственность за свое
здоровье
Формирование
ответственности за свое
здоровье и жизнь и
окружающих людей
Уточнить представление о
солнечной системе,
рассказать об уникальности
земли. Земля наш общий дом
для всех людей, который
нужно любить, не разрушать,
содержать в чистоте.
Воспитание экологически
грамотного человека.

Целевая прогулка

Познакомить с проблемами

Беседа

29

Беседа. Рисунки
детей.

В рамках программы
«Безопасность»
В рамках программы
«Профилактика»

Профилактическая
беседа.
Профилактическая
беседа совместно с
мед.работником.

Программа
«Здоровье»
В рамках программы
«Профилактика»

беседа

Употребление ПАВ

беседа

Профилактика
экстремизма

Беседа. Игра
«Кругосветное
путешествие»
Л.Г.Горькова стр.118

Беседа

Программы
«Экология» и
«здоровье»
Программы

окружающей среды; с
основными проблемами и
задачами экологии.
33
34

Работа с родителями
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
Организация совместных экскурсий в музеи;
Тематические общешкольные родительские собрания;
Участие родителей в работе родительского комитета школы и группы.
Организация и проведение совместных праздников, посещение театров, музеев.
Изучение мотивов и потребностей родителей.
Изучение семейных традиций.

30

«Экология» и
«Здоровье»

Список литературы
1. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. –
СПб. Речь,2007
2. Кащенко В.П. Воспитание-обучение трудных детей. Из опыта санаторияшколы (Москва,1914) – М.: Школьная Пресса, 2005. Серия: В помошь
специалисту. ( «Воспитание и обучение детей с нарушением развития.
Библиотека журнала»)
3. Некуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: Учебное пособие – Ростов-на
– Дону: Феникс, 2006
4. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для
учителей и студентов дефектологических факультетов педагогических
институтов ( Под редакцией В.В.Воронковой – М.: Школа-Пресс, 1994 )
5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:
(Олигофрения): Учебное пособие для студентов высших педагогических
учебных заведений (Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горский и др.; Под
редакцией Б.П.Пузанова – М.: Издательский центр «Академия»,2000
6. Организация и планирование воспитательной работы в специальной
(коррекционной) школе –интернате, детском доме: Пособие для
воспитателей и учителей. М.: АРКТИ.2006 (Метод. Биб-ка)
7. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника – М.,
«Просвещение», 1970
8. Принципы отбора детей во вспомогательной школе (Под ред. Дульнева
П.М., Лурия А.Р. Изд. 3-е исп. И доп. – М.:Изд. Центр «Академия»
9. Программа развития эмоциональной сферы. (Школьный психолог №19,
2001.
10. Профессиональная ориентация. Профессиональная подготовка и
трудоустройство при умственной отсталости. Метод. Пособие ( Под
ред.Старобиной Е.М. – М.:Форум: ИНФРА-М, 2007.
11. Психолого-коррекционное развитие. Работа с детьми. Пособие для
студентов средних педагогических учебных заведений. Под ред. Дубровиной
И.В., Андреевой М.И. 2-е изд. – М.: Изд. Центр «Академия», 1999
12. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных
технологий, 2005 (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)
13. Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя
вспомогательной школы: Пособие для учителей и воспитателей. Из опыта
работы. – 3-е изд., пераб. – М.: Просвещение, 1982
14. Соколова С. Азбука оригами. – М.:ИЗд-во Эксмо, Спб.:Изд-во
«Эксмо»,2004
15. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1992
16. Галанова Т.В. Вырезаем из бумаги. М.: АСТ-Пресс (мастер-класс на
дому)
17. Иванова Л.В. Цветы оригами для любимой мамы.- М.,2006.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».