Речь и альтернативная коммуникация

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 2).
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной
частью предметной области «Язык и речевая практика».
Обоснованием цели и содержания учебного предмета служат следующие положения
Л.С. Выготского:
- детский коллектив рассматривается как источник развития высших психических
функций для умственно отсталого ребёнка;
- основные социальные структуры сознания человека формируются в процессе
общения;
- развитие речи первоначально выступает как средство общения, коммуникативная
функция, а потом речь превращается в средство мышления.
Цель: совершенствование умений пользоваться средствами коммуникации
(невербальной и вербальной) в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками для
решения соответствующих возрасту житейских задач.
Задачи курса: - формирование навыков установления, поддержания и завершения
контакта;
- формирование умения понимать обращенную речь;
- формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить
предложения, связные высказывания;
- обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах;
- формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова;
- копирование с образца отдельных букв.
1. Общая характеристика учебного предмета.
Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и
экспрессивуной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью
системных знаний детей о процессе и взаимодействия в социуме.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью
взрослого при использовании специальных методов и приёмов обучения, дидактических
средств и практически значимых для ребёнка практических ситуаций. Результатом
продуктивного взаимодействия является способность ребёнка проявлять и удерживать
интерес к собеседнику, находить способы продолжения общения в разных ситуациях.
Детский коллектив для умственно отсталого ребёнка является важным условием норм
социального поведения, в котором он усваивает и присваивает средства общения.
Содержание учебного предмета для обучающихся дифференцировано с учётом
индивидуальных возможностях возможностей каждого ученика в практике общения со
взрослым (учителем) и сверстниками.
Реализация содержания учебного предмета позволит закрепить у обучающихся
умения выражать свои желания и потребности в процессе продуктивного взаимодействия
со сверстниками).
Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является
динамика становления коммуникативных умении и речевой активности в разнообразных
ситуациях взаимодействия со сверстниками.
Учебный предмет включает три раздела:
- коммуникация;
- развитии речи средствами вербальной и невербальной коммуникации;
- чтение и письмо.

Задачи предмета:
В разделе «Коммуникация»:
- закрепление средств общения обучающегося с учителем и сверстниками в
ситуации делового взаимодействия , умений продуктивного установления, поддержания и
завершения контакта;
- овладение в доступной форме средствами коммуникации;
- создание практики диалогической речи в разных ситуациях игрового и учебного
взаимодействия обучающихся и учителя .
В разделе «Развитии речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации»:
- совершенствование коммуникативных взаимодействий для выражения ответа на
обращённую к обучающимся речь взрослого и сверстника в разных ситуациях
социального взаимодействия;
- расширение возможностей использования речевых средств коммуникации
(включая альтернативные) во взаимодействии с новыми взрослыми и сверстниками.
В разделе «Чтение и письмо»:
- совершенствование ручной и мелкой моторики;
- закрепление умений выполнять целенаправленнее действие с пишущими
предметами по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации;
- расширение возможностей элементарных графомоторных умений;
- совершенствование слухового внимания и слухового восприятия;
- закрепление интереса к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым, и
формирование потребности в таком прослушивании.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта предмет «Речь и
альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение
отведено 102 часов, 3 часа в неделю, 34 учебных недели.
Личностные и предметные результаты освоение конкретного учебного
предмета обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии:





проявлять познавательный интерес;

проявлять и выражать свои эмоции;
обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
участвовать в совместной, коллективной деятельности;
проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на
уроке и на перемене;
 проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам,
другим взрослым.
Предметные:
В результате обучения обучающиеся могут
учебного предмета.

посильно усвоить основное содержание

Уровни освоения деятельности:







совместные действия с педагогом;
деятельность по подражанию;
деятельность по образцу;
деятельность по последовательной инструкции;
самостоятельная деятельность ученика;
умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается, что учащиеся могут
знать:
 вербальные и невербальные средства коммуникации;

 буквы, предусмотренные по годам обучения
Предполагается то, что учащиеся могут уметь:




соотносить конкретный смысл слова с предметом, признаком или действием;
различать изученные буквы , находить заданную букву (в слогах и словах);
составлять и читать слоги с изученными буквами по наложению, по образцу, по
следам звуко- буквенного анализа.
- пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и
импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- использование доступных жестов для передачи сообщения;
- понимать
слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека;
- уметь
использовать усвоенный словарный и фразовый материал в
коммуникативных ситуациях;
2.Основное содержание учебного предмета
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с
собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное
имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе
внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом,
предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом,
предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением).
Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом
(предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную
тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции
(очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие
(прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся
класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки,
одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих
действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и
др.).Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро,
медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на
предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число,
количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь
слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений.
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых
комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа,
дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся
класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы,
школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление)

обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и
др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть,
сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление)
слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние
(употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро,
медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов,
указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление)
слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние
(употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за
и др.). Называние (употребление) простых предложений. Составление рассказа по
последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной
сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Чтение и письмо.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с
использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов),
прописывание их.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание
графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога, слова.
Коротких предложений. Написание букв, слогов, слов.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности по предмету
Речь и альтернативная коммуникация включает:
игрушки дидактические и сюжетные:
- магнитная доска;
- фланелеграф;
- набор сказочных персонажей;
- набор для рисования (цветные карандаши, краски, бумага);
- трафареты с изображением животных, сюжетные картинки, сказочные персонажи,
гласные буквы;
- графические средства для альтернативной коммуникации
- таблицы букв, карточки с изображением объектов, людей, действий (фотографии/
пиктограммы, символы), с напечатанными словами;
- набор букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;
- сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
- презентации;
- книги с иллюстрациями сказок «Репка» (русская народная сказка),
«Колобок»(русская народная сказка), «Теремок» (русская народная сказка), «Кто сказал
«мяу»?», «Под грибом» (автор В. Сутеев) и др.;
- настольно-печатные игры (серия игр «Детское лото», «Детское домино»,
«Путешествие по зоопарку и др.»);
- обучающие компьютерные программы для коррекции различных нарушений
речи;
- аудио- и видеоматериалы.

Тематическое планирование
1 четверть
№
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7

Тема урока
Правила поведения в школе. Урок. Перемена. Готовность к уроку.

Рабочее место ученика. Школьные принадлежности.
Поддержание порядка на рабочем месте.
Моё имя. Называние имен одноклассников, учителей,
воспитателя. Игра «Узнай,чей голос», «С какого звука
начинается твое имя, имена одноклассников».
Работа с серией сюжетных картинок по теме «Осень».
Составление предложений по иллюстрациям на тему .
Определение количества слов в предложении.
Повторение изученных букв. Работа с классной азбукой.
Называние изученных букв. Составление слогов, чтение слогов,
звукобуквенный анализ слогов. Бордюры.Работа с кассами букв.
Чтение слогов, слов с буквами А,У, О,М, С,Х. Графическая
запись слов. Печатание слогов, слов. Письмо букв письменным
шрифтом. Работа с кассами букв.
Чтение слогов, слов с буквами Ш,Л,Н, Ы, . Графическая запись
слов. Печатание слогов, слов. Письмо букв письменным
шрифтом. Работа с кассами букв.
Работа с иллюстративным материалом. Составление простых
предложений по иллюстрациям по вопросам учителя.
Составление графической записи предложений.

Кол-во
часов
1ч

Дата

1ч.

1ч.

6ч.

6ч

6ч.

3ч.

2 четверть
1.

Слушание сказки «Три медведя.» Работа по содержанию сказки.
Иллюстрирование.

2ч.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация
учебной
программы
обеспечивается
специально
дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:





подобранными

Букварь (Воронкова В.В., Коломыткина И.В.);
Букварь (Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.);
Букварик (Лещинская Т.Л.);
печатные буквы;

 касса печатных букв для демонстрации;
 разрезные картинки;
 разрезные карточки с буквами;

 буквы (серия «Мини игры»);
 буквы (серия «Умные карточки»);
 пазлы «Алфавит»;
 лото «Буквы»;
 рuzzle «Любимые сказки», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя»,
«Курочка Ряба»;

 речевая гимнастика;
 пальчиковая гимнастика»;
 предметные картинки;
 Книжки-малышки;
 сюжетные картинки;
 фотографии;
 игрушки животных;
 кукла;
 аудиозаписи с детскими песенками и потешками;
 картинки с изображением действий;
 иллюстративный материал по темам (предметные и сюжетные иллюстрации);
 презентации;
 видео- и аудиозаписи;
 индивидуальные наборы карточек-пиктограмм;
 индивидуальные коммуникативные книги;
 индивидуальные коммуникативные полоски;
 дидактические игры по темам;
 визуальное расписание учебного дня.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».