Математические представления

Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
Примерной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного
предмета:
Формирование элементарных математических представлений и умения применять их
в повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета:
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и
множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от
него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно
поставить три тарелки, три столовых прибора и др. …
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений
формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не
могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально
организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают
доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В
конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления
в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором
он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое
количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки,
приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике,
необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных,
количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта математические
представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что
подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение
отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.

Планируемые результаты обучения
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)
результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с
учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных
потребностей каждого обучающегося.

Предполагаемые результаты обучения :


осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с
учителем, по подражанию, по образцу);
 понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения
выполняемых действий с ними;
 выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по
подражанию и образцу действия взрослого;
 осуществлять выбор геометрических фигур (шар) по подражанию действиям
педагога, по образцу и по словесной инструкции;
 перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной
инструкции и самостоятельно;
 показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги,
голова, глаза, нос, уши и т. п.);
 перемещать различные предметы вперед и назад по полу, по
поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по
словесной инструкции;
 узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по
наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) время года (зима).









Усвоить счет в пределах 10.
Образование и запись в пределах 10.
Сравнивать числа, стоящие рядом в числовом ряду.
Уметь выделять большее или меньшее число.
Соотносить число, количество, цифру.
Складывать и вычитать на конкретном материале.
Работать с геометрическим материалом - отбор по образцу и по названию в играх и
упражнениях.
Личностные результаты:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери),
пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
















Предметные результаты








Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками,
составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по
часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать
его цифрой.
Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах,
сформированность базовых учебных действий (Программа формирования базовых
УД у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать
содержанием адаптированной основной образовательной программой общего
образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)

Группа базовых УД
Учебные действия и умения
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- ориентироваться в пространстве учебного помещения, пользоваться мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
ыходить из-за стола и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
2. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- умение выполнять инструкции педагога:
- использование по назначению учебных материалов:
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
3. Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4
мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от
начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с
помощью педагога.

Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Математические представления» представлено основными
темами: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о
величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Количественные представления
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в
единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение
множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание
множеств).
Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр.
Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление
множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько
единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение
арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен
денег.
Представления о величине
Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по
величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение
по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине.
Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по
ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение
предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.
Представление о форме
Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых
геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб»,
«призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической
фигурой (куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед –
прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической
фигурой.
Рисование
геометрической
фигуры
(«треугольник»,
«квадрат»,
«прямоугольник», «круг»).
Пространственные представления
Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение
месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко»,
«сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в
заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»).
Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»).
Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких
частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения
предметов в ряду.

Временные представления
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с
временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление
последовательности событий.

Тематическое планирование
1 четверть
№

Тема урока

1.

Повторение
Работа с множествами. Выделение одного предмета из
множеств. Число и цифра 1. Понятия высокий-низкий
Цифра 2,3.4. Получение числа 2, 3,4. Письмо цифр.. Числовой
ряд 1-4.
Сравнение числовых множеств ( больше, меньше). Понятия
длинный-короткий. Прописывание цифр.
Геометрические фигуры. (круг, квадрат, треугольник).
Соотнесение фигур по цвету, величине, форме. Сравнение
чисел .
Конструирование из геометрических фигур.
Сравнение
предметных множеств.
Сравнение предметов по величине ( большой-маленький,
длинный-короткий). Сравнение чисел в пределе 4.
Цифра 5.Получение числа 5.Много-мало. Сравнение множеств.
Соотнесение количества предметов без пересчитывания (путём
наложения)
Сравнение числовых множеств ( больше, меньше). Понятия
«верхний- нижний». «вверху- внизу». Расположение
предметов на листе бумаги Расположение предметов в
пространстве
Числовой ряд 1-5. Прямой и обратный счёт в пределе 5.
Понятия « между, в центре, в середине». Расположение
предметов на листе бумаги Расположение предметов в
пространстве .
Сравнение предметных множеств в пределе 5. Сутки. Работа с
иллюстративным материалом. Презентация.

2.
3.
4.

5.
6.
7.

8.

9.

10.

11.
12.

Соотнесение цифры с количеством предметов. Времена года.
Работа с дидактическим и иллюстративным материалом.
Аппликация времена года. (дерево)

Кол-во
часов
1ч.

2ч.
2ч.
2ч.

1ч.
1ч.
1ч.

1ч.

2ч.

1ч.
1ч.
1ч.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);
-мозаики;
- игрушки разных размеров;
- шнуровки;

Дата

- пирамидки разные по величине, высоте;
- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;
- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных
представлений) ;
- цветные карандаши;
- листы бумаги;
-рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой
материал;
- презентации по темам;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей
доступных математических представлений.
Программа обеспечена учебно - методическим комплектом:



Алышева Т.В. Математика. Учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2016
Алышева Т.В.Математика. Рабочая тетрадь в 2 частях. Учебное пособие для
специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. М.:
Просвещение, 2016


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».