ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: Формирование представления о себе самом и ближайшем окружении. Общая характеристика учебного предмета: Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Программа представлена следующими разделами «Представление о себе», «Семья» Описание места учебного предмета, курса в учебном плане На изучение предмета отведено 34 часа в год, 1 час в неделю. Задачи и направления. — Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими — представления о собственном теле — распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта — соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале — отнесение себя к определенному полу — формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром,вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета) — формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей — формировать умения обслуживать себя — формировать умения следить за своим внешним видом — формирование положительного отношения ребенка к занятиям; — формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий; — развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач. Содержание учебного предмета Представления о себе. Идентификация себя как мальчика, девочки. Различение частей лица. Знание назначения частей лица. Различение частей тела. Знание назначения частей тела. Сообщение о состоянии своего здоровья. Сообщение сведений о себе. Гигиена тела. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук. Утренние и вечерние процедуры. ( чистка зубов, умывание, подмывание) Обращение с одеждой и обувью. Различение предметов одежды. Знание назначения предметов одежды. Различение предметов обуви. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Расстёгивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Контроль своего внешнего вида. Туалет. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете. Прием пищи. Сообщение о желании есть. Сообщение о желании пить. Еда ложкой. Еда вилкой. Использование салфетки во время приёма пищи. Знание питания человека. Знание правил питания. Семья. Различение детей и взрослых. Различение членов семьи. Различение социальных ролей членов семьи. Рисунок своей семьи. Поурочное планирование 1 четверть № Тема урока Кол-во часов 1ч. 1. Мальчики и девочки нашего класса. Имена мальчиков и девочек. Д/и «Кто ты» 2. Я- человек. Части тела человека. Называние и показ. Работа с шаблонами. Глаза. Брови , ресницы. Цвет глаз, размер. Назначение глаз. Гигиена зрения. Работа с демонстрационным материалом. Раскраски. Уши. Назначение ушей, гигиена ушей. . Работа с демонстрационным материалом по теме. Рот. Губы, язык, зубы. Гигиена рта. Полоскание рта после еды. Чистка зубов . Средства и предметы по уходу за ртом. Работа с демонстрационным материалом по теме. Что умеет наш язычок. Сказка про язычок. Упражнения для языка. 1ч. Нос. Для чего человеку нос? Гигиена носа .Носовой платок. Работа с демонстрационным материалом по теме. Волосы. Гигиена головы. Уход за волосами. Средства и предметы ухода. Работа с демонстрационным материалом по теме. Причёска. Одежда. Обобщающее название. Назначение одежды. Узнавание и называние. Одежда для школы. Одежда для праздника .Одежда для дома. Спортивная одежда. Праздничная одежда. Классификация. Д/и « Подбираем одежду». Работа с демонстрационным и раздаточным материалом. Уход за одеждой. Размещение предметов одежды на спинке стула, на плечики в шкаф. Обувь. Назначение. Узнавание и называние предметов обуви. 1ч. Виды обуви по сезону. 1ч. Виды обуви по назначению: домашняя, спортивная, праздничная, уличная. Классификация. Работа с демонстрационным материалом. Д/и « Подбираем обувь». Презентация. Ежедневный уход за обувью. ( протирание, мытьё при необходимости, сушка). Практическая работа. Предметы по уходу за обувью. Туалет. Пользование туалетом. Гигиена рук после туалета. Туалетная бумага. Унитаз. Алгоритм пользования туалетной бумагой. Гигиена рук после посещения туалета. 2ч. Режим дня школьника. Утро, день, вечер, ночь. Что и когда мы делаем? Работа с иллюстративным материалом. Соотнесение 2ч. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. иллюстраций с частями суток. Питание. Название приемов пищи. ( завтрак, второй завтрак, обед, ужин) О главных правилах поведения за столом. Презентация. Работа с демонстрационным материалом Столовые приборы. Название и назначение. Презентация, иллюстративный материал. Посуда. Название и назначение. Презентация, иллюстративный материал. Дежурство по столовой. Уборка стола после принятия пищи. 2ч. 1ч. 2ч. 1ч. 2ч. 4ч. 1ч. 1ч. 2ч. 2ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Дата ( завтрак, полдник, обед, ужин). 20. 21. 22. Семья. Члены семьи и родственные отношения. Занятия членов семьи. Рисунок « Моя семья.» 1ч. Выявление уровня сформированности знаний и практических умений за год. 1ч. 1ч. Возможные личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Человек» Личностные результаты основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я"; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование уважительного отношения к окружающим. Предметные результаты различает мальчика и девочку по внешнему виду; идентифицирует себя как мальчика, девочку; различает части лица человека, знает их функциональное значение; различает части тела, знает их функциональное значение; сообщает о состоянии своего здоровья; соблюдает последовательность действий при мытье и вытирании рук, лица, волос, тела; знает назначение предметов одежды, обуви; осуществляет выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий; осуществляет контроль за своим внешним видом; соблюдает последовательность действий в туалете; сообщает о желании пить, есть знает и соблюдает правила питания; различает социальные роли членов семьи; Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности Для реализации рабочей программы «Человек» используется материально-техническое оснащение, включающее: учебный кабинет, мультимедийное оборудование; мультимедийные презентации; предметные и сюжетные картинки, фотографии; кукла объемная с набором съемной одежды разного назначения; набор картинок для иллюстрации одежды разного назначения; набор картинок для иллюстрации предметов санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, таз, душевая кабина, полотенце; средства гигиены: жидкое мыло, губка, зубная паста и щетка, расческа, туалетная бумага, полотенца бумажные и тканевые; чайная посуда, набор столовой посуды, столовые приборы, салфетки; дидактический материал: «Школьные принадлежности», «Одежда девочек и мальчиков», «Части тела человека»; игрушки и муляжи для сюжетно – ролевых игр; средства для оказания первой медицинской помощи: бинт, пластырь и др.; конструкторы; карточки Домана,; интернет – ресурсы: httpp://interneturok.ru, www.doshkolnik.ru, www.pedportal.net, www.igha.ru, YouTube, www.shkola – abc.ru, www.deti – online.com, www.teremok.ru, www. Pochemu4ka.ru/.