Домоводство

Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» составлена на основе
АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства
является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям
по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому,
воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми
нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не
только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в
своих силах.
Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении
хозяйственно-бытовой деятельности.
Программа по домоводству включает следующие разделы:
«Личная гигиена», «Обращение с одеждой и обувью», «Питание и культура
поведения», «Уборка помещения».
В процессе обучения двигательным навыкам детей с выраженной умственной
отсталостью используются следующие методы и приемы:

Формами обучения при таком подходе к образовательному процессу в отношении
обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются занятия,
ориентированные на игровой, практический и наглядный методы обучения . Наиболее
значимыми принципами обучения являются:

Дети класса (с умеренной) умственной отсталостью имеют конкретное негибкое
мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно.
Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто
сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее
часто употребляемых в обиходе слов и выражений. Вместе с тем использование средств
альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным
интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации. Внимание
обучающихся
с
трудом
привлекается,
отличается
неустойчивостью
и
кратковременностью. Слабость активного внимания препятствует решению задач
познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может
быть увеличена.
Общемоторное развитие у всех детей нарушено. Имеются отклонения в
координации, точности и темпе движений. Движения замедлены, неуклюжи. У
обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой
смене поз и действий. Часть детей имеет замедленный темп, вялость, неловкость
движений. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не
целенаправленностью, беспорядочностью, не скоординированностью движений.
Особые образовательные потребности школьников
Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с тяжелыми
и множественными нарушениями развития обеспечивается:
1. существенным изменением содержания образования, предполагающим
включение учебных предметом, отсутствующих в обучении детей с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями): «Речь и альтернативная коммуникация»,
«Самообслу-живание» и др.;

2. созданием «обходных путей»; использованием специфических методов и средств
обучения; дифференцированным, «пошаговым» обучением;
3. обязательной индивидуализацией обучения;
4. формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков
самообслуживания;
5. обеспечением присмотра и ухода за обучающимися;
6. дозированным расширением образовательного пространства внутри
Организации и за ее пределами;
7. организацией обучения в разновозрастных классах (группах);
8. организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и
воспитании ребенка, и его семьи / законных представителей, обеспечивающей особую
организацию всей жизни обучающегося (в условиях Организации и дома / места
проживания).
Особенности обучения.
Для процесса обучения обучающихся с
характерны индивидуальный и
дифференцированный подход, значительно сниженный темп обучения, структурная
простота знаний и умений, максимально возможная самостоятельность и активность
обучающихся, многократная повторяемость материала при небольшом увеличении объема
и усложнении его.
2. Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы, годовым календарным учебным
графиком рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» рассчитана на 34ч. в
год, 1 часа в неделю. Срок реализации учебной программы 1 год.
3. Планируемые результаты освоения программы.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для детей тяжелыми и
множественными нарушениями развития применительно к варианту 2 адаптированной
основной общеобразовательной программы результативность обучения может
оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического
развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим,
требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой
описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися с
умственной отсталостью АООП, которые рассматриваются в варианте 2 как возможные
соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными
потребностям обучающихся.
Требования устанавливаются к результатам:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные
позиции, социальные компетенции, личностные качества;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного
предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по
получению нового знания и его применению.
Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы
заносятся в СИПР с учетом их индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей и включают:
1) понимание своей принадлежности к определенному полу; социальноэмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

2) развитие адекватных представлений об окружающем социальном мире,
овладение социально –бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и
в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела и
др;
3) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами
взаимодействия;
4) способность к осмыслению социального кружения;
5) развитие самостоятельности,
6) овладение общепринятыми правилами поведения;
7) наличие интереса к практической деятельности.
Предметные результаты по формированию и усвоению представлений и умений и
рассматриваются как возможные.
Ожидаемые результаты:
1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности),
связанные с выполнением повседневных дел дома:
- умение выполнять доступные бытовые виды работ.
- умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой
деятельности: уборка, работа в классе , и др.
- умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних
вещей, понимание обращенной речи.
Программа формирования базовых учебных действий.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с тяжелой
умственной отсталостью направлена на формирование готовности у детей к овладению
содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)
и включает следующие задачи:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой
обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
мение выполнять инструкции педагога;
∙ использование по назначению учебных материалов;
3. Формирование умения выполнять задание:

4. Система оценки достижения планируемых результатов.
Критерии оценки выполнения задания:
5 б. – задание выполняет самостоятельно,
4 б. – задание выполняет по инструкции (вербальной или невербальной),
3 б. – выполняет задание по образцу,
2 б. – задание выполняет с частичной физической помощью,
1 б. – задание выполняет со значительной физической помощью,
0 б. – задание не выполняет
5. Содержание предмета

Программа по домоводству включает следующие разделы: «Личная гигиена»,
«Обращение с одеждой и обувью», «Питание и культура поведения», «Уборка
помещения»
Личная гигиена.
Части тела человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Правая и левая руки.
Правая и левая ноги. Волосы. Уход за волосами. Пользование расческой.
Руки: локоть, ладонь, пальцы. Ногти. Уход за ногтями (чистка от грязи).
Нос. Значение носа. Уход за носом, пользование носовым платком.
Зубы. Значение зубов. Уход за зубами (чистка зубов).
Рот, губы. Уход за полостью рта, губами (ополаскивание после приёма пищи,
вытирание салфеткой губ, после приёма пищи).
Умения и навыки.
Знать основные части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). Знать
более детальные части тела (нос, рот, зубы, губы, затылок, щеки). Самостоятельно
пользоваться носовым платком, салфетками. Самостоятельно пользоваться расческой.
Уметь ополоснуть полость рта после еды и чистить зубы зубной пастой.
Обращение с одеждой и обувью.
Соблюдение опрятности внешнего вида. Умение заправить рубашку в брюки,
застегнуть пуговицы на рубашке и брюках (с помощью взрослого). Уметь подтягивать
носки, гольфы, колготки, спортивные штаны и брюки. Знать последовательность
надевания различных предметов одежды. Уметь различать изнаночную и лицевую
стороны одежды. Уметь засте-гивать и расстегивать пуговицы крупной величины (на
пальто, куртке). Формировать умение застегивать и расстегивать пуговицы меньшего
размера (на рубашке, штанах, кофте).
Формировать умение различать обувь для правой и левой ног.
Учить содержать одежду и обувь в порядке, чистоте. Приучать к умению хранить
одежду и обувь в одном месте.
Питание и культура поведения.
Знание и различение основных продуктов питания: суп, каша, мясо, котлета,
картофель, рыба, яйцо, масло, сахар, соль, варенье, компот, чай, кофе, какао.
Учить оказывать помощь при сервировке стола (к завтраку, к чаю, к обеду, к
ужину).
Учить убирать посуду после еды.
Учить учащихся дежурить в столовой. Учить учащихся правильному поведению за
столом во время приёма пищи. Учить использовать в ре-чи слов: «спасибо»,
«пожалуйста», «подайте» «будьте добры».
Уборка помещения.
Узнавание (различение) предметов инвентаря для уборки мебели. Вытирание
поверхности мебели.
Узнавание (различение) предметов инвентаря для уборки пола (веник, совок,
швабра, ведро, тряпки). Сметание мусора на полу веником в определенное место.
Заметание мусора на совок.
Тематическое планирование
1 час в неделю, 34 часа в год
№

Тема урока

1

Диагностика актуального опыта обучающихся.

2

Личная гигиена

Колво часов
ата
1ч.

.
1ч.

Д

Части тела человека. Называние .

.
.
.
.
.
.

.
.
0.
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
0.

1.

2.

3
Части лица: глаза , рот, нос, уши. Показ на себе, кукле,
других людях.
4
Левая и правая стороны тела: нога, рука, глаза, уши.
Соотнесение с куклой, собой, одноклассниками.
5
Предметы и средства личной гигиены. Название .
Назначение . Узнавание и называние.
6
Руки. Уход за руками. Алгоритм ухода за руками (
мытьё, вытирание). Мыло. Мыло твердое, мыло жидкое.
7
Ноги. Предметы и средства по уходу за ногами (
мыло, полотенце). Алгоритм ухода за ногами. ( мытьё,
обтирание)
8
Волосы. Предметы и средства по уходу за волосами.
Узнавание и называние. Причёсывание. Уход за расчёской.
9
Нос. Для чего нам нос?. Уход за носом. Пользование
носовым платком.
1
Рот. Для чего нам рот?. Уход за полостью рта.
Полоскание после принятия пищи.
1
Зубы. Значение зубов. Уход за зубами. Предметы и
средства по уходу за зубами.Название и назначение. Чистка
зубов.
1
Одежда и обувь
Сезонная одежда. Название. Назначение.
1
Определение лицевой и изнаночной сторон предметов
верхней одежды.
1
Работа с застёжками. Тренажёр.(пуговицы, замки,
липучки, шнурки)
1
Промежуточный контроль усвоения знаний и
практических умений.
1
Последовательность одевания
одежды. Работа с
алгоритмом.
1
Практическая работа. Самостоятельное надевание и
застёгивание предметов одежды.
1
Обувь. Узнавание и называние сезонной обуви. Обувь
по назначению (уличная, праздничная, спортивная,
домашняя). Д/и «Обуваемся на прогулку»
1
Упражнения на тренажёре «Застёжки». Застёгивание
замков, завязывание шнурков. Практическое занятие.
2
Уход за верхней одеждой.
Встряхивание,
выворачивание, размещение на вешалку в раздевалке, шкафу
или для просушки на спинку стула, сушилку для белья.
2
Питание и культура поведения
Столовые
приборы.
Пользование
столовыми
приборами. Правила поведения за столом. Культура
принятия пищи.
2
Посуда. Назначение посуды (тарелка малая, тарелка
суповая, блюдце, кастрюля, сковорода, салатник). Узнавание
и называние.
2
Называние основных блюд питания и приёмов пищи.

1ч.

Дежурство по столовой. Помощь в накрывании и

1ч.

2ч.
2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
1ч.
1ч.
2ч.

1ч.
1ч.

3.
2

4.

5.

6.

7.

уборке посуды со стола. Вытирание стола после принятия
пищи.
2
Уборка помещения
Уборочный инвентарь. Узнавание и называние
предметов инвентаря. Назначение. Хранение уборочного
инвентаря.
2
Вытирание пыли с поверхности рабочих столов. Т/б
при работе с водой. Смачивание салфетки, отжимание,
размещение для сушки.
2
Итоговый контроль сформированности
за год
практических умений и навыков

2ч.

1ч.
2ч.

Материально – техническое обеспечение реализации рабочей программы
соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам. Занятия
проводятся в кабинете
, в котором имеются:
• учебные парты, регулируемые по высоте,
• стулья ученические регулируемые по высоте,
• доска магнитно-меловая, учебные парты, регулируемые по высоте,
• телевизор
• ноутбук,
• шкафы для хранения учебных принадлежностей, пособий, игрушек и др.
-иллюстративный материал
- речевой материал


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».