Пояснительная записка Данная программа входит в раздел «Учебные программы» АОП учащихся комплекта. класса- Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в образовательном учреждении для детей с ОВЗ. Преподавание ритмики обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых школьников средствами музыкальноритмической деятельности.. Ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии, средством специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоциональноволевой сферы детей. Занятия ритмикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки. Занятия ритмикой решают задачи, способствующих воспитанию нравственных личных качеств и эмоциональной отзывчивости, дисциплинированности, взаимопомощи, ответственности, самостоятельности. На занятиях воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умения выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Главная цель коррекционных занятий:, эстетическое развитие учащихся, коррекция нарушений психофизического развития средствами музыкально-ритмической деятельности, повышение уровня социальной адаптации. Задачи: воспитание положительного эмоционального отношения к музыкальноритмической деятельности; развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики развитие и коррекция основных видов движений, серии движений, музыкальноритмических движений развитие способности ориентироваться в пространстве развитие эмоционально-волевой сферы и личностных качеств формирование навыков игры формирование коммуникативных умений В соответствии с поставленными задачами в программе выделены направления: Музыкально-ритмические упражнения, направленные на формирование навыков ритмического выполнения движений, их точности, координации, равновесия, ориентировки в схеме собственного тела, пространстве. Упражнения и игры с использованием детских музыкальных инструментов, направленные на развитие слухового восприятия, внимания, памяти. Музыкально-речевые упражнения и игры, направленные на формирование чувства ритма. Музыкально- коммуникативные упражнения и игры Программа по музыкально-ритмическим занятиям рассчитана на проведение 1 часа в неделю, что составляет 34 часа в год. МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 1 ЧЕТВЕРТЬ- 8 ЧАСОВ № п/п Тема урока Цель урока кол. 1. Орг.занятие. Правила подготовки к уроку. . Форма для урока. Приветствие. Выявление уровня сформированности двигательных и речевых навыков. Познакомить учащихся с правилами подготовки к уроку. Обучить ритуалу приветствия. 2. Ритмико-гимнастические упражнения. Формирование регуляции мышечного тонуса, умения свободно пользоваться движениями тела. Развитие слухового внимания, переключаемости движений, чувства ритма. Упр. «Сбор ягод»,играминиатюра « Дружная семья», упр. «Тропинка», этюды «Кривляка», «Разное настроение» 3. Ритмико-гимнастические упражнение на ориентировку в пространстве класса. Формировать у учащихся умения ориентироваться в пространстве зала по вербальной инструкции педагога, отражающих пространственные отношения. Развитие слухового внимания, произвольной памяти на основе выполнения упражнений на ориентировку в пространстве класса. Игра-упр. «Самолёты», «Упражнения с цветами» 4. Музыкально-ритмические упражнения на соответствие движений и характера музыки. Формировать у учащихся умение выполнения движений в соответствии с характером музыки. Развитие слухового внимания, произвольной памяти на основе выполнения упражнений в сравнении Игра-потешка «Дедушка Егор», упр. «У оленя дом большой», упр. «Качание куклы» час. дата Коррекционно-развивающее сопровождение Развитие произвольности на основе выполнения упражнений. Содержание УМК Упр. «Запомни своё место», Выявить уровень сформированности двигательных навыков. 5. Музыкальные игры. Формирование регуляции мышечного тонуса, умения свободно пользоваться движениями тела. Развитие слухового внимания, способности программировать свои действия на основе условных сигналов, умения согласовывать свои действия друг с другом. Игра-упражнение «Самолёты», двигательное упр. «Хлопай», упр. «Ветерок и ветер» 6. Релаксационные игры. Формировать умение уч-ся выполнять упр. на расслабление всех групп мышц, выполнять вербальные инструкции учителя. Создание положительного эмоционального фона и развитие образно-игровых движений. релаксационные упр. «Солдат и тряпичная кукла», «Конкурс лентяев», «Большая жёлтая луна». 7. Игры- импровизации. При помощи движений учить передавать характерные особенности образа по представлению. Развитие выразительных подражательных движений. упр. «На лыжах», упр. «Цветок растёт, цветок качается, цветок увядает», играпревращение «Аквариум», «Жучки» Игра-миниатюра «Цветочек», играпревращение «Театр зверей» 8. Ритмико-гимнастические упражнения с предметами (платочки). Формирование регуляции мышечного тонуса, умения свободно пользоваться движениями тела. Развитие умения действовать по представлению, согласовывая свои движения с текстом, умения контролировать движения. Синхронизация речи и движений. Умение ритмично передавать заданный образ. упр. «Хоровод», играупр. «У мишки дом большой», дых. упр. «Свечи» УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (на 2,3,4четверть) № Раздел, тема Цели урока Коррекционно-развивающее сопровождение Содержание УМК упр. «Займи своё место», «Весёлые ладошки». Ритмико-гимнастические упр на ориентировку в пространстве зала. Учить детей изменять характер движений в соответствии с изменением контрастов звучащей музыки. Развитие моторно-слуховой памяти и ориентирования в пространстве зала. 2. Музыкальные игрыимпровизации. Формирование регуляции мышечного тонуса, умения свободно пользоваться движениями тела. Развитие выразительности движений, способности передавать образные движения. игра-миниатюра «Шарик», упр. «Собираем листья», «Лисичка подслушивает» 3. Движения под музыку в круге. Формирование чувства ритма и пространственной ориентировки, отработка координации движений в круге. Развитие моторной памяти и ориентировки в пространстве. упр. «Хоровод», игра-упр. «У мишки дом большой», дых. упр. «Свечи» 1. Развитие чувства ритма. Развитие чувства ритма, способности переключать движения. 4. Общеразвивающие упражнения с мячами. Формирование плавности и ритмичности движений с предметами, регуляция мышечного тонуса. Развитие наблюдательности и зрительной памяти. упр. «Бросание и ловля мяча», игра-миниатюра «Шарик». 5. Танцевальные движения под музыку («пружинка», «присед», «попеременное притопывание». Формирование умения свободного непринуждённого выполнения движений , воспитание адекватного эмоционального поведения. Развитие чувства ритма и пространственной ориентировки, отработка координации движений,умения действовать коллективно. Двигательная игра «Мы топаем ногами», Играпревращение «Заводные игрушки» 6. Логоритмические упражнения и игры. Отрабатывать умение условных двигательных реакций, преодоление выработанных двигательных стереотипов. Развитие подражательных движений, синхронизация речи и движений, развитие артикуляции, речи, произвольности . упр. «Обезьянки», подвижная игра «Ловишки», игра с пением «Васька-кот». 7. Общеразвивающие упражнения оптикопространственной ориентировки в пространстве зала через движение. Формировать умения уч-ся ориентироваться в пространстве зала через выполнение двигательных упражнений. Развитие устойчивости и концентрации внимания, удерживания заданной программы в условиях коллективных действий. Развитие выразительности эмоциональных состояний., Игра-упражнение «Самолёты», двигательное упр. «Хлопай», упр. «Ветерок и ветер» 8. Упражнения и игры на развитие чувства ритма. Формирование чувства ритма, пространственной ориентировки. Развитие слухового восприятия через выполнение упражнений на слушание и воспроизведение. Ритмоформулы , упр. «Большие ноги и маленькие ножки», упр.-игра «Послушай и простучи» 9. Музыкальный оркестр. Игра на детских музыкальных инструментах. Формировать умение уч-ся выполнять действие с муз.инструментами по вербальной и невербальной (жест, мимика) инструкции педагога. Развитие слухового и зрительного восприятия на основе наблюдения за действиями педагога. Развитие ритмичности и плавности движений. Детские муз.инструменты(пищалки, бубны, трещотки, муз.треугольник, погремушки и др.), аудиозапись муз. произведений (кассета №1) 10. Музыкально-ритмичес-кие упр. на соответствие темпа и ритма. Учить воспринимать элементы музыкальной выразительности в полном единстве с характером музыки. Развитие слухового восприятия на основе упражнений в слушании музыки, определения темпа, ритма, дифференциации ритмических рисунков. Ритмоформулы, ритмическое упр. «Повтори за мной», «Слушай бубен» 11. Релаксационные игры и упражнения. Формировать умение уч-ся выполнять упр. на расслабление всех групп мышц, выполнять вербальные инструкции учителя. Развитие праксиса позы, моторной памяти , ориентировки в пространстве. релаксационные упр. «Солдат и тряпичная кукла», «Конкурс лентяев», «Большая жёлтая луна». 12. Игры и упражнения для развития речевого дыхания. Тренировать уч-ся по отработке правильного речевого дыхания. Развитие умения выполнять совместные с педагогом действия по развитию речевого дыхания ,а также на развитие коммуникативных навыков. Дыхательные упражнения «Воздушный шарик», «Сова», «Свечи». 13. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы уч-ся. Формирование способности различать эмоциональные состояния в зависимости от предъявляемых педагогом граф.изображений базовых эмоций, дифференцировать их. Развитие способности передавать мимикой состояние базовых эмоций, узнавать эмоц. состояние ,предъявляемых педагогом героев сказок, стихотворений, воспроизводить их с помощью пиктограмм. Пиктограммы основных базовых эмоциональных состояний, детские стихи, сказка «Колобок» 14. Ритмико-гимнастические упр. на ориентировку в пространстве кабинета. Формировать у уч-ся пространственные представления:понимание вербальных инструкций,, отражающих простр. отношения и выполнение действий . Развитие слухового внимания, произвольной памяти на основе выполнения упражнений на ориентировку в пространстве класса. Игра «Разведчики», играпотешка «Поймай-ка». 15. Игры-импровизации на развитие двигательных способностей уч-ся. Учить передавать средствами мимики, движений характерные особенности образа по представлению. Развитие слухового внимания, способности программировать свои действия на основе условных сигналов, умения согласовывать свои действия друг с другом. Игра-миниатюра «Цветочек», играпревращение «Театр зверей» 16. Хороводные игры и упражнения. Закреплять умение уч-ся ходить хороводом, умения согласовывать свои действия с друг другом. Развитие умения распределять внимание ; синхронизация речи и движений, развитие выразительности движений. Развивать умения действовать коллективно согласно тексту. Упражнение с цветами, упр.игра «Назови овощи», игра «К нам кукушка…» 17. Упр. на развитие быстроты и точности реакции на звуковые или вербальные сигналы. Формировать умения быстро и точно реагировать на звуковые или вербальные сигналы педагога. Развитие слухового внимания, переключаемости движений, чувства ритма. Упр. «Запомни своё место», 18. Игры и упр. на развитие словесной регуляции действий на основе согласования движений и слова. Формирование у уч-ся умения согласования движений и речевого сопровождения. Развитие умения действовать по представлению, согласовывая свои движения с текстом, умения контролировать движения. Синхронизация речи и движений. Умение ритмично передавать заданный образ. упр. «Моемся, чистим зубы», игра-потешка «Паровоз»,игра-забава «Солнышко». 19. Игры и упр. на развитие пространственных представлений. Формирование у уч-ся пространственных представлений: понимание вербальных инструкций, отражающих пространственные отношения и выполнение действий. Развитие мышечной регуляции и ритмических движений, пространственных представлений. Игра-упр. «Самолёты», «Упражнения с цветами» 20. Игры и упр. на развитие различных качеств внимания. Формировать у уч-ся умение концентрировать внимание на вербальные и невербальные инструкции педагога. Развитие слухового и зрительного внимания на основе выполнения упражнений, закрепление представлений об окружающем мире. Упр.-игра «Назови диких животных», 21 Игры и упр. на формирование способности к пониманию различных эмоциональных состояний . Формирование умения выбирать пиктограммы эмоциональных состояний, называть их, дифференцировать . Развитие способности понимать и адекватно выражать основные эмоции. Развитие мимики. Выражение удивления, радости,страха, грусти, удовольствия. Пиктограммы эмоц. состояний. упр. «Таня-плакса», «Первый снег», 22. Игры и упр. на развитие способности к созданию выразительного образа с помощью вербальных средств. Формирование умения уч-ся действовать по вербальному представлению, развитие пантомимических способностей. Развитие способности имитировать движения; развитие чувства ритма и координации, умения ритмично передавать заданный образ. упр. «На лыжах», упр. «Цветок растёт, цветок качается, цветок увядает», игра-превращение «Аквариум», «Жучки» 23. Ритмические упр.на развитие произвольности при выполнении движений и действий. Формирование у уч-ся способности изменять характер движения в зависимости от изменения контрастов музыки, произвольности, выразительности движений и действий. Развитие воображения, согласование ритма и темпа речи и движений. Игра-потешка «Дедушка Егор», упр. «У оленя дом большой», упр. «Качание куклы» 24. Упр. на развитие речевого дыхания. Продолжать работу по формированию правильного речевого дыхания. Создание положительного эмоционального фона и развитие образно-игровых движений. Дыхательное упр. «Свеча», «Сова», «Дровосек» «Насос и мяч», «Деревья», «Певец» 25. Игры и упр. на развитие выразительности имитационноподражательных движений . Продолжать работу по формированию у уч-ся произвольности и выразительности имитационно-подражательных движений. Развитие выразительности подражательных движений. Игра-упр. «Мышки», «Два клоуна», «Разъярённая медведица»,упр. «Вот такие звери». 26. Игры и упр. на развитие положительных личностных качеств. Организация детей , адекватность поведения во время занятий. Развитие слухового внимания, способности программировать свои действия на основе условных сигналов, умения согласовывать свои действия друг с другом. Упр. «Сбор ягод»,играминиатюра « Дружная семья», упр. «Тропинка», этюды «Кривляка», «Разное настроение» Литература: Новосёлова Н.А., Шлыкова А.А. Программы обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Г. Екатеринбург, 2004г. 2. Давидчук А.Н. Обучение и игра. 3. Е. Кузнецова Логоритмика в играх и упражнениях 4. Ковалец И.В. Азбука эмоций 5. Савина Е.Г. Театральный букварь (игры для дошкольников и младших школьников). Методическая разработка 1,2,3 части 6. Бардышева Т.Ю. Разговорчивые пальчики. 7. Громова О.Н. Игры-забавы. 8. Касицына М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. ( комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР). 9. Музыка и движения . 10. Вальдес Одрисола М.С. Формирование эмоционально-волевой сферы у школьников с проблемами развития. 11. Программы обучения детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью 12. Г.Екатеринбург, 2004г. 13. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой Москва «Владос», 2007г. 14. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой Москва «Владос», 2007г. 15. Шишкина В.А. Движение+движение 16. Логоритмические занятия в детском саду М.Ю.Картушина Москва «ТЦ» 2002г. 17. Логоритмика для малышей. Москва «ТЦ» 2004г. 18. Методика развития речевого дыхания . Л.Л.Белякова, Н.Н.Гончарова, Т.Г.Шишкина. 19. Е.Г.Савина Театральный букварь. Методические разработки Часть 1,2,3. Екатеринбург 2005г. 1.