Изобразительная деятельность

Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2). Примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с расстройствами аутистического
спектра (вариант 8.4). Примерной адаптированной основной образовательной
программы образования обучающихся с НОДА (вариант 6.4).
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с
ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.
Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у
ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются
восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На
занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить
себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету
изображения,

доступными

для

них

способами

осуществить

выбор

изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной
деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид
деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, один ребенок с ДЦП
не может использовать приемы захвата кисти, карандаша, он может создать
сюжет

изображения,

отпечатывая

картинки

штампами.

Разнообразие

используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по
содержанию, доставляет им много положительных эмоций.
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование
умений изображать предметы и объекты окружающей действительности
художественными средствами.
Основные задачи:
 развитие интереса к изобразительной деятельности;
 формирование умений пользоваться инструментами;

 обучение доступным приемам работы с различными материалами;
 обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов;
 развитие художественно-творческих способностей.
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела:
«Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий изобразительной
деятельностью

необходимо

вызывать

у

ребенка

положительную

эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие
устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному
отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках,
творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой
деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка
интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство
собственного достоинства.
Материально-техническое

оснащение

учебного

предмета

«Изобразительная деятельность» предусматривает: наборы инструментов для
занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы
(специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.), шило,
коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые
подложки и т.д.; натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии,
пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции
картин; изделия из глины; альбомы с демонстрационными материалами,
составленными в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие
альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания,
рисования; видеофильмы, презентации, аудиозаписи; оборудование: планшет,
компьютер, проекционное оборудование; стеллажи для наглядных пособий,
изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и др.; магнитная доска;
расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной
ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.),
фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага
разных

размеров

для

пластичная масса) и др.

рисования;

пластичные

материалы (пластилин,

Содержание предмета
Лепка.
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто,
глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с
пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка,
штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины)
скалкой. Отрывание

кусочка

материала от целого куска. Откручивание

кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от
целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина
по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание
шарика на доске (в руках) получение формы путем выдавливания формочкой.
Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.).
Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение:
плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали.
Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами).
Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали.
Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием).
Лепка предмета из одной (нескольких) частей.
Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение
декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями.
Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного
(геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединённых
сюжетом.
Аппликация.
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон,
фольга,

салфетка

и

др.

Узнавание

(различение)

инструментов

и

приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы,
шило, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной
формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали).
Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем.
Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии,

выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза,
разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта
из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка
отдельных

деталей,

соединение

деталей

между

собой.

Соблюдение

последовательности действий при изготовлении предметной аппликации:
заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем,
приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при
изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента
способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание
деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении
сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета
аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей
клеем, приклеивание деталей к фону.
Рисование.
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для
рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, кисти, емкость
для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования
карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с
красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти,
обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки,
рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов
рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания
массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем
смешивания красок других цветов.
Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных)
линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал,
квадрат,

прямоугольник,

треугольник).

Закрашивание

внутри

контура

(заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками.
Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка.
Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по
трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных

деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с
натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента.
Дополнение

готового

орнамента

растительными

(геометрическими)

элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в
полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными
предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение
объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование
приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с
сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание
готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по представлению).
Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по сырому», рисования с солью, рисования шариками.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Изобразительная деятельность» входит в предметную
область «Искусство» обязательной части учебного плана в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). В соответствии с планом АООП и годовым календарным
графиком ГБОУ СО «Березовская школа-интернат» на 2022-2023 учебный год
программа рассчитана 3 класс на 34 часов в год (1 час в неделю), 4-5 классы
на 68 часов в год (2 часа в неделю) и 6 класс на 34 часов в год (1 час в
неделю).
Планируемые результаты
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В

структуре

планируемых

результатов

ведущее

место

принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых
для достижения основной цели современного образования - введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения программы по изобразительной
деятельности в 3-4 классах (вариант II) включают индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной
области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с
умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии
решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются
как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный уровень:


Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно
держать тетрадь для рисования и карандаш.



Выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа.



Обводить карандашом

шаблоны несложной формы, соединять точки,

проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые
линии.


Ориентироваться на плоскости листа бумаги.



Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и
направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось).



Различать и называть цвета.



Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела.
Достаточный уровень:



Передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство
с известными геометрическими формами с помощью учителя.



Узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных,
растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между
собой.


Содержание курса состоит из следующих разделов:

1. Развитие изобразительной деятельности.

2. Развитие графической деятельности через практическую деятельность.
3 Формирование и развитие графических навыков.
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным
этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. При
составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного
раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и
поставленных коррекционных задач.
Содержание обучения на уроках изобразительной деятельности очень
разнообразны,

что

определяется

многообразием

различных

дефектом,

присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения моторики,
и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом
отражаются на возможностях результатах изобразительной деятельности
детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и
упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти работы не
отводятся

целиком

отдельные

уроки;

они

включаются

в

урок

как

определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции
нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры.
Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе и
предметно-манипуляционной деятельности, и дидактических играх.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью
учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель
должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого
ребенка.
Учебную работу на уроках изобразительной деятельности необходимо
строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые
виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на
различных уроках.

Тематическое планирование для 4-5 классов
№

Название раздела

Кол-во часов

1

Лепка

16

2

Рисование

39

3

Аппликация

13

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
для 4 и 5 классов
№
п\п
1

КолТема
во
Дата
часов
РИСОВАНИЕ
Рисование на
1 ч.
тему «Снова в
школу!».

Декоративное рисование
2 Дорисовывание
1 ч.
предметов по
опорным точкам,
закрашивание:
мухомор, зонтик.
3 Дорисовывание
1 ч.
предметов по
опорным точкам,
закрашивание:
груша, яблоко.
4 Узор в полосе:
1 ч.
чередование трех
геометрических
форм.
5 Узор в полосе:
1 ч.
чередование
растительных
форм: цветок,
листок.
6 Рисование в
1ч.
квадрате узора
из веток и
листьев.
7

Рисование
орнамента в
квадрате (с
использованием
трех цветов).

1 ч.

Знания, умения.
Коррекционные задачи.
Задачи на учебный год
(рисование).
 Коррекция мелкой
моторики, зрительномоторной
координации,
внимания,
воображения.
 Формирование
эмоциональноположительного
отношения к
изобразительной
деятельности и её
результатам.
 Развитие умения
организовывать свое
рабочее место,
пользоваться
карандашом,
фломастером,
кисточкой; правильно
сидеть за партой,
придерживать бумагу
одной рукой.
 Формирование
элементарных
художественноизобразительных
приемов в рисовании:
наблюдение,
рассматривание
предмета.
 Развитие умения
работать с
шаблонами,
трафаретами.
Рисовать с
использованием
зрительных опорточек, штрихов.
 Развивать
цветовосприятие
учащихся, умение
устанавливать
соответствие между
признаками

Материал,
оборудование

Материалы для
рисования:
альбомы,
карандаши,
фломастеры,
кисточки, краски и
т.д.
«Недорисованные»
изображения
предметов,
карандаши,
предметные
картинки.

Альбомные листы,
геометрические
фигуры, шаблоны
грибов, листьев,
ягод, карандаши,
фломастеры,
краски.

предметов и
сенсорными
эталонами.
 Учить рисовать
поэтапно по
подражанию
действиям учителя, по
образцу; передавать
пространственные
отношения между
предметами
(элементами).
 Учить
ориентироваться на
листе бумаги.
 Развивать
взаимодействие руки
и глаза;
корригировать
зрительно-моторную
координацию.
Словарная работа:
названия материалов для
рисования, лепки,
аппликации. Вербальное
описание картинок,
иллюстраций, объектов.
Рисование в
1ч.
круге узора из
цветов и ягод.
АППЛИКАЦИЯ
Работа с природным материалом
Составление
в
9
полосе узора из
1 ч.
засушенных
листьев.
10
8

Аппликация из
листьев
«Осенний
букет».

1 ч.

Декоративное рисование
11 Дорисовывание
1 ч.
по опорным
точкам и
вырезание
матрешки.

Развивать умение
группировать природный
материал по внешнему и
видовому признакам.
Развивать умение работать
по подражанию,
анализировать с помощью
учителя образец. Учить
составлять целое из
отдельных частей, учитывать
при работе свойства
природного материала.
Развивать умение правильно
располагать предметы
композиции на листе бумаги,
правильно наклеивать.

Бумага, клей,
природный
материал, цветной
картон, листья
деревьев.

Развитие знаний о русской
игрушке «матрешка», о её
разнообразии.
Коррекция познавательной
деятельности, воображения,

Альбомные листы с
незаконченными
изображениями,
ножницы,
карандаши,

12

13

Рисование
узоров на
шаблоне
«матрешка».
Разукрашивание
матрешки.

1 ч.

1 ч.

15

1 ч.
Лепка: ветка ели.
1 ч.
Лепка орнамента
в полосе.

АППЛИКАЦИЯ
17 Вырезание
геометрических
фигур,
выкладывание из
них орнамента,
наклеивание.

1 ч.

РИСОВАНИЕ
Декоративное рисование
18 Рисование
1 ч.
«Сказочная
избушка».

19

Дорисовывание
по точкам,

фломастеры,
краски, предметные
картинки, ИКТ,
натуральные
игрушки.

Развитие мелкой моторики,
зрительно-моторной
координации.
Развитие представления о
свойствах пластилина
(мягкий, пластичный);
умение работать с
пластилином: делить кусок
пластилина на части,
разминать, раскатывать
прямыми и кругообразными
движениями на доске и
между ладоней рук.

Предметная
картинка,
натуральная гроздь
рябины, пластилин.
Предметная
картинка,
натуральная ветка
ели, пластилин.

Коррекция зрительномоторной координации,
пространственной
ориентировки.
Развитие представления о
свойствах бумаги: мнется,
сгибается, рвется, режется.
Развитие навыка работы с
бумагой. Развитие понятий:
«угол», «край». Формировать
умение работать поэтапно
(под руководством учителя).
Воспитывать аккуратность
при выполнении изделия.
Развитие знаний о ТБ при
работе с ножницами.
Формирование умения
работать ножницами.
Словарная работа: названия
инструментов, материала,
вербализация выполняемых
действий.

Листы бумаги
разного цвета,
размера, плотности,
трафареты,
шаблоны, ножницы.

Развитие интереса к
литературным
произведениям, умения
рассматривать иллюстрации,
выделять основное,
передавать в рисунке.

Предметные
картинки, ИКТ,
готовые шаблоны
домиков.

1 ч.

ЛЕПКА
14 Лепка: гроздь
рябины.

16

зрительного внимания.
Воспитание любви к русской
культуре.

1 ч.

Готовые
орнаменты,
пластилин.

Предметные
картинки, заготовки

разукрашивание
сказочных
героев «Кто в
домике живет?»
ЛЕПКА
20 Лепка
по
контуру: узор в
полосе.

рисунков сказочных
героев, карандаши.

1ч.

Развивать умение
раскатывать пластилин
прямыми движениями.
Развитие мелкой моторики.

Пластилиновая
мозаика:
«мухомор».

1 ч.

Пластилиновая
мозаика:
«клубничка».
РИСОВАНИЕ

1 ч.

21

22

23

Рисование на
тему «городской
транспорт»:
автобус.

1 ч.

24

Рисование
дорожного знака
«проезд
запрещен».

1 ч.

25

Рисование по
клеткам:
«машина».

1 ч.

26

Рисование:
«Ветка ели
зимой».

1 ч.

27

Рисование на
тему:
«Новогодняя
ёлка» (рисование

1 ч.

Развитие умения
выкладывать
«пластилиновые палочки» по
контуру.

Развитие знаний о
транспорте, умения рисовать
по шаблонам, трафаретам.
Коррекция внимания, мелкой
моторики, зрительномоторной координации.
Развитие знаний о ПДД,
умения рисовать в
ограниченном пространстве.
Коррекция внимания, мелкой
моторики, зрительномоторной координации.
Коррекция
пространственной
ориентировки, зрительномоторной, слуховой
координации.
Развитие умения работать
пошагово по инструкции.
Развитие представлений на
тему «Время года – зима»,
умения передавать в рисунке
основные признаки зимы.
Коррекция временных
представлений посредством
деятельностного подхода.

Листы с
изображением
узора, семечки,
пластилин.
Изображение
лукошка, муляжи
грибов, картон,
пластилин.

Игрушка – автобус,
предметные,
сюжетные
картинки,
карандаши,
шаблоны.
Шаблоны круглой
формы, картинка со
знаком, линейки,
краски.
Листы в крупную
клетку, карандаши
простые и цветные.

Предметные,
сюжетные
картинки, ИКТ,
краски.
Картинки с
изображением
новогодней ёлки,
краски.

28

29

30

ели).
Рисование на
1 ч.
тему:
«Новогодняя
ёлка»
(украшение ели).
АППЛИКАЦИЯ
Оригами:
1 ч.
кораблик.
Аппликация
«Снеговики» (с
использованием
ватных дисков).

31- Аппликация
32 «Снежинка» (с
использованием
шариков
пенопласта).

РИСОВАНИЕ
33 Разукрашивание
клеток в
шахматном
порядке.
34 Рисование
симметричного
узора в полосе
по образцу.

1 ч.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

Рисование
детских игрушек
относительно
сложных форм:
вертолет.
36 Рисование
детских игрушек
относительно
сложных форм:
грузовик.
ЛЕПКА

1 ч.

Лепка на тему
«Зима»: снеговик
(в контуре).

1 ч.

35

37

Д/и «Укрась ёлку»

Формирование умения
правильно держать
ножницы, резать бумагу по
линиям, соблюдать правила
ТБ, правильно располагать
на листе фигуры.
Развитие умения работать с
различными материалами.
Коррекция внимания,
воображения.
Воспитание творческой
активности.

Цветная бумага.

Коррекция временных
представлений,
пространственной
ориентировки, зрительного
внимания.

Листы с крупной
клеткой, краски.

Сюжетная
картинка, ИКТ,
ватные диски,
картон синего
цвета, клей,
фломастеры.
Картинки с
изображением
снежинок, картон с
нарисованным
контуром
снежинки,
пенопластовые
шарики, клей ПВА.

Полоса из
альбомного листа,
вырезанные
фигуры, карандаши,
фломастеры.
Предметные
картинки, игрушки,
карандаши.

1 ч.

Развитие умения
Предметная
размазывать пластилин в
картинка,
контуре, не выходя за
пластилин.
границы рисунка.
Коррекция мелкой моторики,
зрительно-моторной
координации.

38

Лепка на тему
«Посуда»:
чашка
с
блюдцем.

1 ч.

39

Лепка на тему
«Посуда»:
кувшин.

1 ч.

АППЛИКАЦИЯ
40 Аппликация
«Снегирь».
41 Аппликация
«Синица».

Аппликация из
разноцветных
кусочков:
«красивый
коврик».
РИСОВАНИЕ
43 Беседа на тему:
«Дымковская
игрушка».
44 Рисование
элементов
дымковской
игрушки.
45 «Расписывание»
дымковской
игрушки:
лошадка.
46 «Расписывание»
дымковской
игрушки:
барышня.
47 Рассматривание
иллюстраций и
беседа на тему
«Весна».
48 Рисование на
тему «Весна»:
«бегут ручьи».
49 Рисование на
тему «Весна»:
ландыши.
ЛЕПКА
50- Пластилиновая
51 мозаика:
«тюльпаны».
52- Пластилиновая
42

1 ч.
1 ч.

Развитие умения делить
пластилин на части,
вдавливать, вытягивать,
разглаживать.

Изображение чашки
с блюдцем,
натуральные
предметы,
пластилин.
Предметные
картинки,
натуральный
предмет,
пластилин.

Развитие умения работать с
бумагой, клеем, подбирать
цвет, размер кусочка бумаги.

Предметные
картинки, готовые
элементы
аппликации,
контурные
картинки.
Контурные
картинки,
разноцветная
бумага, клей,
кисточки.

Развитие представлений о
народной игрушке.
Коррекция познавательной
деятельности.
Воспитание
художественного вкуса,
любви к Родине.

Предметные
картинки, ИКТ,
натуральные
предметы:
дымковские
игрушки. Готовые
фигурки: лошадка,
птичка, барышня.
Кисти, краски,
гуашь.

Коррекция временных
представлений.
Развитие умения наблюдать,
выделять особенности,
передавать их в рисунке.
Воспитание чувства
прекрасного.

Предметные,
сюжетные
картинки, ИКТ. Д/и
«Времена года».
Альбомные листы,
краски, карандаши,
фломастеры.

Коррекция мелкой моторики,
зрительно-моторной
координации.
Развитие умения скатывать

Предметное и
контурное
изображение
тюльпана.

1 ч.

1 ч.
1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.
1 ч.

2 ч.
2 ч.

маленькие шарики, тонкие
полоски из пластилина,
налеплять их, не выходя за
границы контура.

Пластилин.
Контурные
картинки «рыбки в
аквариуме»

1ч.

Дать представление о
празднике 12 апреля,
космосе.

Беседа на тему:
«Золотая
хохлома»
56 Рисование
элементов
хохломской
росписи.
57 «Расписывание»
хохломской
росписью:
поднос.
58 «Расписывание»
хохломской
росписью:
тарелка.
АППЛИКАЦИЯ
59 Аппликация
с
использованием
способа «мятой
бумаги»: малина.

1 ч.

Развитие представлений о
народной игрушке.
Коррекция познавательной
деятельности.
Воспитание
художественного вкуса,
любви к Родине.

Предметные,
сюжетные
картинки, ИКТ,
альбомные листы,
карандаши,
фломастеры.
Предметные
картинки, ИКТ,
натуральные
предметы: поднос,
тарелка. Кисти,
краски, гуашь.

60

Аппликация из
ниток: цыпленок.

1 ч.

61

Аппликация из
цепочки ниток:
«улитка».

1 ч.

53

аппликация:
«рыбки в
аквариуме»

РИСОВАНИЕ
54

Рисование на
тему
«Космические
корабли»:
ракета.

55

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Декоративное рисование
62 Рисование
1 ч.
орнамента из
растительных
форм в круге.
63 Рисование
1 ч.
цветов в
клеточках.
64 Рисование по
1 ч.
клеткам: кот.

Развитие умения работать по
образцу.
Развитие умения
выкладывать предметы в
контуре, в определенной
последовательности.
Коррекция
пространственной
ориентировки.
Коррекция мелкой моторики,
зрительно-моторной
координации.
Воспитание усидчивости,
умения доводить дело до
конца.

Изображение
малины, картон,
красная бумага,
клей.

Развитие умения работать по
образцу, чередовать
элементы.
Коррекция внимания,
зрительного восприятия,
пространственной
ориентировки.

Готовые круги,
карандаши,
фломастеры.

Нитки, цепочки из
ниток разного
цвета, контурные
изображения, клей,
кисти.

Листы в крупную
клетку, карандаши.

Беседы об изобразительном искусстве
65 Рассматривание
Коррекция временных
1 ч.
картин,
представлений.
иллюстраций на
Развитие умения подбирать
тему
соответствующие цвета,
«Разноцветные
раскрашивать, не выходя за
краски лета».
контур рисунка.
Разукрашивание
раскраски на
тему «Лето.
ЛЕПКА
66 Пластилиновая
Коррекция мелкой моторики,
1 ч.
мозаика: «божья
зрительно-моторной
коровка».
координации.
Развитие умения скатывать
67 Пластилиновая
1 ч.
маленькие шарики, тонкие
мозаика:
полоски из пластилина,
«бабочка».
налеплять их, не выходя за
68 Пластилиновая
1 ч.
границы контура.
аппликация:
«ромашки».

ИКТ, сюжетные
картинки,
раскраски, цветные
карандаши.

Предметные и
контурные
изображения.
Пластилин.

Тематическое планирование для 3 и 6 классов
№

Название раздела

Кол-во часов

1

Лепка

9

2

Рисование

17

3

Аппликация

8

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
для 3 и 6 классов
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема
Рисование на тему «Снова в школу!».
Дорисовывание предметов по опорным точкам, закрашивание: груша,
яблоко.
Узор в полосе: чередование растительных форм: цветок, листок.
Рисование орнамента в квадрате (с использованием трех цветов).
Составление в полосе узора из засушенных листьев.
Рисование узоров на шаблоне «матрешка».
Лепка: гроздь рябины.
Лепка орнамента в полосе.
Вырезание геометрических фигур, выкладывание из них орнамента,
наклеивание.
Дорисовывание по точкам, разукрашивание сказочных героев «Кто в
домике живет?»
Пластилиновая мозаика: «мухомор».
Рисование дорожного знака «проезд запрещен».
Рисование: «Ветка ели зимой».
Рисование на тему: «Новогодняя ёлка» (рисование ели).
Аппликация «Снеговики» (с использованием ватных дисков).
Аппликация «Снежинка» (с использованием шариков пенопласта).
Рисование симметричного узора в полосе по образцу.
Лепка на тему «Зима»: снеговик (в контуре).
Лепка на тему «Посуда»: кувшин.
Аппликация «Снегирь».
Аппликация из разноцветных кусочков: «красивый коврик».
«Расписывание» дымковской игрушки: лошадка.
Рисование на тему «Весна»: «бегут ручьи».
Рисование на тему «Весна»: ландыши.
Пластилиновая мозаика: «тюльпаны».
Пластилиновая аппликация: «рыбки в аквариуме».
Рисование на тему «Космические корабли»: ракета.
«Расписывание» хохломской росписью: поднос.
Аппликация с использованием способа «мятой бумаги»: малина.
Аппликация из ниток: цыпленок.
Рисование по клеткам: кот.
Рассматривание картин, иллюстраций на тему «Разноцветные краски
лета». Разукрашивание раскраски на тему «Лето.
Пластилиновая мозаика: «божья коровка».
Пластилиновая аппликация: «ромашки».

Дата


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».