КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС (3 год обучения) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по курсу «Социально – бытовая ориентировка» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3). Срок реализации рабочей программы Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточняется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся. Структура документа. Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка, планируемые личностные результаты, , планируемые базовые учебные действия, краткий учебный курс, календарно-тематическое планирование учебного курса, формы текущего контроля и промежуточной аттестации, контрольно-измерительные материалы, систему оценки предметных результатов, сформированности базовых учебных действий, учебно-методический комплекс. Общая характеристика предмета. Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации младших школьников показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни. Дети с расстройством аутистического спектра с трудом приспосабливаются к окружающему миру, у них отсутствуют навыки самообслуживания, или данные навыки очень слабо сформированы, с большим трудом ими усваиваются усложненные навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, навыки поведения в магазинах и других общественных местах. Для овладения обучающимися с РАС знаниями и умениями, обеспечивающими их личную самостоятельность поведения, общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Социально – бытовая ориентировка». Основной целью является формирование у обучающихся первоначальных знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации. В ходе реализации программы по социально - бытовой ориентировке решаются следующие взаимосвязанные задачи: формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми; формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира в ходе специально организованной практической социально – бытовой деятельности; - развитие жизненных компетенций, необходимых в учебной и внеурочной деятельности, способствующих социальной адаптации. Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности. Психолого-педагогическая характеристика учащихся на момент поступления. Модель учащегося, поступившего в 1 дополнительный класс, может складываться из основных потенциалов развития личности ребенка. Физический потенциал предполагает, что учащийся имеет удовлетворительный уровень физического развития, может выполнять элементарный комплекс утренней гимнастики по показу, владеет основными гигиеническими навыками. Коммуникативный потенциал предполагает, что учащийся понимает и выполняет простые инструкции педагога, положительно реагирует на различные просьбы взрослого. Познавательный потенциал предполагает, что учащийся может воссоздавать целостное изображение предмета по его частям, группировать предметы по образцу и речевой инструкции, называть свое имя, правильно удерживать в руке карандаш. Художественно-деятельностный потенциал предполагает, что учащийся включается в совместные игры организованные педагогом, может выполнять элементарные поделки (постройки) по показу, принимать участие в общих праздниках, спортивных мероприятиях под контролем взрослого. Место коррекционного курса в учебном плане: 33 часа в году (1 час в неделю) Личностные и предметные результаты изучения курса Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционному курсу определяется в конце учебного года, в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта. Предметные результаты по социально - бытовой ориентировке включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Минимальный уровень: иметь представления о назначении объектов изучения; иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения иметь представления об элементарных правилах личной гигиены; владеть элементарными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.); применять элементарные практические навыки с помощью учителя Достаточный уровень: участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка; участвовать в практической деятельности, С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают: овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и бытовых ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; овладение способами регуляции своего эмоционального состояния. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. - Базовые учебные действия Личностные учебные действия: - проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий; - положительное отношение к окружающей действительности; - проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе); - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней; - включение в общеполезную социальную деятельность; Коммуникативные учебные действия: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс); - вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми; - использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные учебные действия: - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); - активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной). Познавательные учебные действия: - работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях). Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА № Разделы курса Кол-во часов Содержание 1 Культура поведения 8 часов - поведение в школе поведение в столовой поведение дома 2 Личная гигиена 10 часов - части тела предметы личной гигиены: мыло, полотенце (для рук и банное), зубная щётка и паста, шампунь, мочалка уход за руками, ногами, зубами, ушами, глазами, волосами 3 Моя школа. Мой класс 7 часов - экскурсия по школе знание школьных помещений соблюдение режимных моментов и требований рабочее место, порядок на рабочем месте школьные принадлежности дидактические игры 4 Я и моя семья 8 часов - знание и отчетливое произношение своей фамилии и имени знание своего возраста знание своего адреса дидактические игры Необходимым условием реализации рабочей программы по курсу «Формирование коммуникативного поведения» является создание развивающей предметно-пространственной среды: Направления коррекционно- Развивающая предметно-пространственная среда развивающей работы Коммуникация Альтернативная коммуникация (графические изображения, символы, пиктограммы, схемы), слоговые таблицы, диски из музыкальной серии Е. Железновой Мыслительные операции Кубики «Сложи узор», цветные палочки Кюизенера, дидактический материал Марии Монтессори Слуховое и зрительное восприятие, Зашумленные изображения, изображения наложенные друг на друга, недорисованные внимание и память изображения, геометрические фигуры, разрезные картинки; музыкальные инструменты Пространственные представления Схемы, модели, предметные и сюжетные картины Временные представления Схемы, модели, календари, часы (механические и песочные); материал по альтернативной коммуникации Конструктивный праксис Различного рода конструкторы, природный материал, кубики Никитина, разрезные картинки, мозаика и др., сборно-разборные дидактические игрушки, конструирование – оригами Развитие общей и ручной моторики Массажные мячи разных размеров, природный материал, мозаика, шнуровки, застежки, материалы Марии Монтессори, сборно-разборные дидактические игрушки КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №№ п.п. Раздел, тема Кол-во часов Дата Тип занятия Виды деятельности Средства обучения I четверть ( 8 часов) 1 раздел. Культура поведения 1 Школа хороших манер. В чем 1 секрет волшебных слов? Урок-игра Активное ситуации. участие в 2 Поведение в школе. 1 Урок-игра Активное ситуации. участие в 3 Формы обращения разновозрастным группам. к 1 Урок-игра Активное ситуации. участие в 4 Поведение в столовой. 1 Урок открытия знаний новых Активное ситуации. участие в План-схема, Сюжетные и предметные картинки 5 Поведение за столом 1 Урок открытия знаний новых Активное ситуации. участие в 6 Поведение дома 1 Урок открытия знаний новых Совместно разучивать поведения с учителем План-схема, правила Сюжетные и предметные картинки 7 Поведение дома в семье 1 Урок открытия знаний новых Совместно разучивать поведения с учителем План-схема, правила Сюжетные и предметные картинки 8 Итоговое повторение пройденного 1 материала Урок-игра Активное ситуации. участие в II четверть ( 8 часов) 2 раздел. Личная гигиена 9 Руки – мои помощники 1 Урок-игра Активное ситуации. участие в 10 Моем руки 1 Практическое занятие Активное ситуации. участие в 11 Ноги и их значение 1 Урок-игра Активное ситуации. участие в 12 Моем ноги 1 Практическое занятие Активное ситуации. участие в 13 Зубы и их значение. 1 Необходимость и периодичность чистки зубов Урок-игра Активное ситуации. участие в 14 Правила чистки зубов. Чистим 1 зубы Практическое занятие Использование практике умений на 15 Уши и их значение. Правила 1 чистки ушей Практическое занятие Использование практике умений на План-схема, Сюжетные и предметные картинки 16 Глаза и их значение. Гигиена 1 зрения Практическое занятие Активное ситуации. участие в III четверть ( 9 часов) 17 Правила расчесывания волос. 1 «Играем в парикмахерскую» Практическое занятие Активное ситуации. участие в 18 Обобщающий урок «Моё тело и 1 уход за ним» Урок - игра Активное ситуации. участие в План-схема, Сюжетные и предметные картинки участие в 3 раздел. Моя школа. Мой класс 19 Экскурсия по школе 1 Урок общеметодологической направленности Активное ситуации. 20 Учебные кабинеты в школе 1 Урок общеметодологической направленности Использование практике умений на 21 Дидактическая игра “Где ты был?” 1 Урок общеметодологической направленности Активное ситуации. участие в План-схема, Сюжетные и предметные картинки 22 Режим своей работы 1 Инсценировка Активное ситуации. участие в 23 Рабочее место 1 Инсценировка Активное участие в ситуации 24 Школьные принадлежности. 1 Урок общеметодологической направленности Активное ситуации. 25 Дидактическая игра «Так или не 1 так?» Инсценировка Использование практике участие умений в на IV четверть ( 8 часов) 4 раздел. Я и моя семья 26 Дидактическая игра “Где я живу?” 1 Урок общеметодологической направленности Совместно с учителем План-схема, разучивать формулы Сюжетные и предметные картинки 27 Мой почтовый адрес. 1 Урок смешанного типа План-схема, Сюжетные и предметные картинки 28 Любимые занятия 1 Урок-игра Активное ситуации. участие в 29 Ближайший мир ребёнка - семья 1 Урок-игра Активное ситуации. участие 30 Состав семьи 1 Урок-игра Использование практике умений на 31 Обязанности ребёнка в семье 1 Урок-игра Использование практике умений на 32 Семейные традиции, праздники 1 Урок общеметодологической направленности Активное ситуации. 33 Семейные традиции, праздники 1 Инсценировка Использование практике участие умений в в План-схема, Сюжетные и предметные картинки на