ВАРИАНТ 8.3. МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА. 1 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного курса «Мир природы и человека» составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с расстройством аутистического спектра и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с расстройством аутистического спектра. Одной из важнейших составляющих комплексного развития личности ребенка с расстройством аутистического спектра является более раннее восприятие им законов окружающего мира природы и способах их правильного применения, переноса этих знаний в практическую повседневную деятельность. Парадигма современного образовательного учреждения как развивающейся системы уже на начальном уровне образования предполагает уделять большое внимание формированию природоведческих знаний, соответствующих современному уровню представлений о природе. Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей, так как заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия для успешного усвоения всего цикла природоведческих дисциплин. Результаты, полученные в ходе изучения представлений о мире природы у детей с расстройством аутистического спектра, дают основание считать, что уже на ранних этапах обучения возможно начинать организованную работу по формированию различных представлений о природе и природных явлениях, готовить детей к последующему изучению систематического курса природоведческих дисциплин, что сформирует необходимую основу для их успешного усвоения. Кроме того, изучение целостности мира природы и человека в младших классах будет способствовать развитию мировоззренческих взглядов, необходимых для становления личности. С учетом вышеизложенного примерная рабочая программа учебного курса «Мир природы и человека» создана для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с расстройством аутистического спектра. Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. При отборе материалов для примерной рабочей программы «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения обучающихся с расстройством аутистического спектра. Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение: –восприятия объектов различными анализаторами (полисенсорность восприятия); – практического взаимодействия обучающихся с расстройством аутистического спектра с предметами познания, по возможности в натуральном виде в естественных условиях; – накопления представлений об объектах и явлениях окружающей среды через взаимодействие с различными носителями информации; – закрепления представлений в различных формах и видах деятельности; – постепенного усложнения содержания, преемственности изучаемых тем. С одной стороны, содержание примерной рабочей программы курса «Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. 2 С другой стороны, курс «Мир природы и человека» должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Природоведение», «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний. Цели образовательно-коррекционной работы Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи: обогащает и уточняет активный и пассивный словарь; уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах; на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды; вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные; формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края; конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала; вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинноследственные связи; развивает зрительное восприятие и процесс узнавания объектов и явлений природы; в практической деятельности развивает пространственные представления о местоположении объектов живой и неживой природы, умение ориентироваться в пространстве (класса, школы, двора и др. объекта); корригирует нарушения эмоционально – волевой личностной сферы обучающегося; формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе. Общая характеристика учебного предмета Курс «Мир природы и человека» построен по концентрическому принципу, а также с учетом преемственности тематического планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, дополнять их новыми сведениями. Курс «Мир природы и человека» не строится по принципу планирования на определенный период, в нем представлены тематические блоки, последовательность и время изучения которых может варьироваться учителем самостоятельно, с опорой на учебный план конкретного образовательного учреждения. На уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы. Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр и составления на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также разнообразной природоохранной деятельности обучающихся под руководством учителя. Знания и умения по курсу «Мир природы и человека» необходимо реализовывать на уроках таких предметных областей, как язык и речевая практика, математика, искусство, технология, а также найти им применение в программе внеурочной деятельности. Описание места учебного предмета в учебном плане Курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана для детей с расстройством аутистического спектра в предметной области «Естествознание» и служит пропедевтической основой для изучения предметов естествоведческого характера «Природоведение», «Биология», «География». Примерная рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета 2 часа в неделю в 1-ом подготовительном классе. 3 Личностные и предметные результаты освоения предмета Для обучающихся с расстройством аутистического спектра очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков. Для детей с расстройством аутистического спектра эти действия носят характер жизненных компетенций. В курсе «Мир природы и человека» представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих личностных умений и навыков: - осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника; - адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах в организации обучения; - способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности; - владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни; - владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком); - осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»; - осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций. Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с расстройством аутистического спектра умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д. Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению общеучебных навыков, таких как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д. Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен быть направлен на овладение следующими коммуникативными навыками: умением вступать в контакт и работать в группах; умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями; умение обращаться за помощью и принимать помощь; умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. В рамках изучения курса «Мир природы и человека» развиваются следующие регулятивные учебные действия: входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя); 4 самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения, столовой); организовывать свою деятельность вне учебного занятия с помощью учителя (на перемене, в свободное время, в ожидании выполнения задания другими обучающимися); использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время; самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя; корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя); принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. В процессе овладения различными знаниями о живой и неживой природе в рамках предмета «Мир природы и человека» обучающиеся с расстройством аутистического спектра научаются следующим познавательным учебным действиям: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности, характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале; использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных, электронных и других носителях); называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения; знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей; знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств. Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека» могут быть минимальными и достаточными. Минимальным уровнем является формирование следующих умений: правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки; различать объекты живой и неживой природы; соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы; Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с расстройством аутистического спектра и содержит следующие умения и навыки: овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы; узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях; отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам; ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 подготовительный класс является диагностическим для изучения возможностей обучающихся с учетом их психофизических возможностей, для изучения имеющихся у них представлений об объектах и явлениях окружающего мира, социальной роли, опыте взаимодействия. В 1 подготовительном классе на уроках по курсу «Мир природы и человека» 5 обучающиеся расширяют свой активный и пассивный словарь, обучаются взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в новой для них, учебной ситуации, овладевают навыками правильного поведения на уроках, экскурсиях в различных формах групповой и индивидуальной деятельности. Первый год обучения должен заложить основу для формирования у обучающихся базовых представлений о природе. Порядок изучения тем, а также время и количество часов, отведенное для изучения каждой из них, могут быть изменены учителем в зависимости от состава класса и индивидуальных возможностей обучающихся. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. Содержание программы одного периода обучения от другого отличается увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью видов работ по той или иной теме. Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа, «Безопасное поведение» . Раздел «Безопасное поведение» в 1 подготовительном классе изучается в начале учебного года отдельным блоком для формирования у обучающихся навыков общения, поведения в школе, во вновь созданном социальном окружении. Отдельные темы безопасного поведения встречаются и в других разделах. 1 подготовительный класс – 66 (ч) Безопасное поведение (23 ч) Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, зал, столовая, гардероб. Правила поведения в школе. Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф. Правильная посадка за столом, за партой. Поддерживание порядка в классе. Обязанности дежурного. Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними. Одежда, обувь – назначение (для дома, для улицы, для мальчиков, для девочек), уход. Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры. Обязанности членов семьи. Уважительное отношение к старшим. Правила дорожного движения по дороге в школу (домой). Название населенного пункта, в котором проживает. Знакомство с распорядком дня, зачем он нужен. Польза утренней зарядки и физической культуры. Элементарные навыки гигиены (мытье рук). Безопасное поведение на водоеме зимой и летом. Неживая природа (17ч) Знакомство с миром природы. Мы живем на планете Земля. Элементарные представления о Солнце (согревает нашу планету, днем светит) и Луне (ночью видна на небе, не греет). Различия между днем и ночью, утром и вечером. Занятия людей в различное время (утром просыпаемся, завтракаем, идем в школу; днем обедаем, гуляем и отдыхаем; вечером с семьей читаем, ужинаем, готовимся ко сну; ночью спим). Сезонные изменения в природе (26) Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, 6 сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек; в летние месяцы: жарко, созревание плодов, потомство у животных. Национальные традиции в различные времена года. Правила безопасного поведения в различное время года. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Обучение по курсу «Мир природы и человека» в 1 подготовительном классе направлено на решение диагностико -пропедевтическихзадач: выявление индивидуальных возможностей каждого обучающегося, особенностей его психофизического развития, оказывающие влияние на овладение учебными умениями и навыками; формирование у обучающихся физической, социально-личностной, коммуникативной и интеллектуальной готовности к обучению в школе, усвоению природоведческих знаний, навыков взаимодействия с окружающей средой; формирование готовности к участию в систематических учебных занятиях, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время; обогащение знаний обучающихся о социальном и природном мире, опыта в доступных видах детской деятельности Содержание курса Кол-во часов Характеристика деятельности обучающегося 2 Экскурсия по школе. Экскурсия по территории школы. Называние знакомых объектов, нахождение и показ объектов и предметов по инструкции учителя. Зарисовка объектов в альбом (по трафарету, с помощью учителя). Отработка названий школьных помещений: класс, столовая, раздевалка и другие. Рассматривание условных знаков (запасной выход и др.). Практическая отработка ориентировки на местности 2 назначение. Экскурсия. Называние знакомых объектов. Рассматривание и называние знаков дорожного движения, дорожной разметки («зебра»). Нахождение и показ остановок общественного транспорта. Повторение названий домовых знаков. Одежда, обувь – назначение (для дома, для улицы, для мальчиков, для девочек), уход. Показ знакомых объектов на иллюстрациях. Аппликация «Дорога» Тематическое планирование Безопасное поведение Школа. Школьное здание. Классы, Моя школа коридоры, зал, буфет или столовая, гардероб. Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф. Правильная посадка за столом, за партой. Поддерживание порядка в классе. Обязанности дежурного. Дорога в школу Учебные вещи. Обращение с ними. Их Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, Транспорт 2 Называние знакомых объектов. Проговаривание названий (автобус, троллейбус, автомобиль и др.). Называние и 8 братья, сестры. Правила дорожного движения по дороге в школу (домой). Мой класс показывание частей транспорта на иллюстрациях. Зарисовка в альбоме (по трафарету, с помощью учителя) 2 Показ объектов по инструкции учителя (доска, парта, стул, шкаф). Рассматривание иллюстраций. Соотнесение иллюстративного материала с реальным объектом. Действия по инструкции (сядь за парту, встань у доски, подойди к двери и др.). Называние имени соседа по парте. Мои обязанности в 2 классе Слушание рассказа учителя. Составление рассказа об обязанностях дежурного. Ответы на вопросы. Практический показ обязанностей дежурного. Словарная работа: дежурство, чистота Мое поведение в 2 школе Ответы на вопросы по тексту о правилах поведения в школе. Нахождение иллюстрации, отображающих правильное поведение. Зарисовка в тетрадь по заданию учителя. Слушание стихотворения. Моделирование поведения в различных ситуациях. Учебные вещи 2 Показ и называние знакомых предметов. Классификация предметов по назначению. Дифференциация предметов по назначению. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Зарисовка в тетрадь учебных предметов по инструкции учителя. Рассказ об использовании учебных предметов. Рассматривание иллюстраций. Одежда и обувь 2 Показ и называние натуральных предметов одежды, обуви. Классификация предметов по нескольким признакам. Называние частей одежды, обуви. Практические действия с предметами. Отработка глаголов (одеть, надеть, застегнуть, завязать, повязать, снять). Дидактическая игра «Одень куклу» Название населенного пункта Расписание уроков Называние дней недели, названий предметов. Соотнесение иллюстрации с названием. Практическое составление 9 расписания на сегодня (на завтра) по образцу (с помощью учителя, самостоятельно). Подбор иллюстраций к расписанию. Мой режим дня 1 Рассказ о режиме дня. Перечисление основных видов деятельности в режиме дня. Беседа. Практическое составление режима дня по образцу (с помощью учителя). Ответы на вопросы. Подбор иллюстраций к режиму дня. Слушание потешек и пословиц. Моя семья 2 Составление предложений (рассказа) о семье. Ответы на вопросы. Перечисление членов семьи. Рассматривание иллюстраций. Нахождение на иллюстративном материале членов семьи. Рассказ о занятиях и профессиях членов семьи. Слушание стихотворения. Зарисовка в тетради по заданию учителя Мои обязанности в 2 семье Перечисление своих обязанностей в семье. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Распределение обязанностей в зависимости от роли. Практическая отработка навыков. Мой (поселок, деревня) город 2 село, Рассматривание иллюстраций. Определение и называние местности проживания (город, село, поселок). Узнавание и называние объектов на иллюстрации. Составление предложений (рассказа) по вопросам учителя. Слушание рассказа учителя. Ответы на вопросы. природы. 2 Рассматривание иллюстраций. Нахождение и называние знакомых объектов. Словарь: земля, планета. Зарисовка объекта в альбом. 2 Рассматривание иллюстраций. Нахождение и называние знакомых объектов. Словарь: солнце, свет, тепло. Зарисовка объекта в альбом. Выбор объекта из группы объектов. Неживая природа Мир Земля Солнце 10 Составление предложений об изученном объекте по вопросам учителя. Луна 2 Выбор изучаемого объекта из нескольких. Называние объекта. Ответы на вопросы. Отгадывание загадок. Зарисовка объекта в альбом. Словарь: солнце, луна, день, ночь. Разучивание потешки. Составление предложений по вопросам учителя. День 2 Различение частей суток. Выбор иллюстрации с изображением частей суток по инструкции учителя. Словарь: утро, день, вечер, ночь. Отгадывание загадок. Перечисление видов деятельности в утреннее время. Составление предложений по вопросам учителя. Выбор объектов неживой природы (солнце), соответствующего времени суток (день). Ночь 2 Различение частей суток. Выбор иллюстрации с изображением частей суток по инструкции учителя. Словарь: утро, день, вечер, ночь. Отгадывание загадок. Перечисление видов деятельности в утреннее время. Составление предложений по вопросам учителя. Выбор объектов неживой природы (луна), соответствующего времени суток (ночь). Утро 2 Различение частей суток. Выбор иллюстрации с изображением частей суток по инструкции учителя. Словарь: утро, день, вечер, ночь. Отгадывание загадок. Перечисление видов деятельности в утреннее время. Составление предложений по вопросам учителя. Выбор объектов неживой природы (солнце), соответствующего времени суток (утро). Вечер 2 Различение частей суток. Выбор иллюстрации с изображением частей суток по инструкции учителя. Словарь: утро, день, вечер, ночь. Отгадывание загадок. Перечисление видов деятельности в утреннее время. Составление предложений по вопросам учителя. Выбор объектов неживой природы (луна), 11 соответствующего времени суток (вечер). Мой режим дня 2 Подбор иллюстраций к составлению режима дня. Ответы на вопросы о необходимости режима дня. Определение пользы режима дня. Составление иллюстративного рассказа о режиме дня. Зарисовка режима дня в тетрадь. Словарь: режим дня, утро, день, вечер, ночь. Составление предложений (рассказа) о занятиях в выходные дни. Утренняя зарядка 1 Называние частей тела. Подбор иллюстраций к упражнениям на различные части тела. Составление комплекса упражнений. Практический показ комплекса упражнений. Разучивание физкультминутки со стихотворным сопровождением 2 Дать определение погоды – ответы на вопросы учителя. Подбор прилагательных к слову «погода» (погода сегодня какая?). Словарь: погода, ясная, солнечная, пасмурная, дождливая и др. Рассматривание иллюстраций, подбор иллюстраций к описанию погоды сегодня (вчера). Составление описательного рассказа о погоде сегодня (вчера). 1 Знакомство с условными изображениями погоды: ясно, пасмурно, дождь, снег. Отбор условных знаков, изображающих погоду сегодня (вчера). Ответы на вопросы учителя о сегодняшней погоде. Изготовление календаря погоды (оформление готового календаря). Отметка в календаре погоды сегодня (вчера). 1 Рассматривание иллюстраций времен года. Нахождение изображения осени. Составление описательного рассказа (предложений) по картинке. Подбор прилагательных к словосочетанию «осенняя погода» (осенью погода бывает какой?). Зарисовка осени в альбом. Словарь: осень, пасмурно, Сезонные изменения в природе Сезонные изменения в природе. Погода Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: Календарь погоды холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек; в летние месяцы: жарко, созревание плодов, потомство у животных. Осенняя погода Национальные традиции в различные времена года. Правила безопасного поведения в различное время года. 12 ясно, дует ветер (ветрено) Парк (лес, сквер) 2 осенью Экскурсия. Наблюдение за изменениями погоды осенью, объектов живой и неживой природы. Сбор природного материала. Составление предложений (описательного рассказа) на основе наблюдений по вопросам учителя. Подбор иллюстраций по итогам наблюдений. Зарисовка изменений в природе на основе наблюдений. Изготовление поделки из природного материала. Словарь: парк, сквер, листопад. Животные осенью 1 Рассматривание иллюстраций. Нахождение на иллюстрации и называние известных животных (заяц, белка, еж, лиса, волк, медведь). Слушание рассказа учителя об образе жизни животных. Составление предложений (рассказа) об образе жизни животных, изменениях в образе жизни осенью. Дидактическая игра «Накорми животное». Подбор изображений животных в осенний период. Осенняя простуда 1 (профилактика) Слушание стихотворения И. Финк «Ой, сыночку стало худо…» Беседа о причинах простуды, мерах профилактики. Составление предложений (рассказа) по вопросам учителя. Словарь: простуда, закаливание. Отработка практических навыков закаливания (умывание прохладной водой) Зимняя погода 1 Экскурсия. Нахождение и называние объектов живой и неживой природы в зимний период. Подбор прилагательных к слову «зима» (зима какая?) Словарь: снежная, морозная. Описание объектов и явлений в зимний период по вопросам (инструкции) учителя. Зарисовка зимнего пейзажа. Отгадывание загадок. Нахождение иллюстраций, изображающих время года – зима. Календарь погоды 1 Закрепление условных изображений погоды: ясно, пасмурно, дождь, снег. Отбор условных знаков, изображающих погоду сегодня (вчера). Ответы на вопросы учителя о сегодняшней погоде. Изготовление календаря погоды (оформление готового 13 календаря). Отметка в календаре погоды сегодня (вчера). Растения зимой 1 Наблюдения в природе. Слушание рассказа учителя. Подбор иллюстративного материала по итогам наблюдения. Составление предложений по вопросам учителя. Зарисовка изменений в природе на основе наблюдений. Изготовление поделки из природного материала. Животные зимой 1 Рассматривание иллюстраций. Нахождение на иллюстрации и называние известных животных (заяц, белка, еж, лиса, волк, медведь). Слушание рассказа учителя об образе жизни животных. Составление предложений (рассказа) об образе жизни животных, изменениях в образе жизни зимой. Дидактическая игра «Найди животное». Подбор изображений животных в зимний период. Зимние забавы. 1 Беседа о деятельности детей в зимний период. Отбор иллюстраций с предметами для зимних видов деятельности (коньки, санки, лыжи). Составление рассказа по сюжетной картинке. Активизация словаря: коньки, санки, лыжи, снежки. Аппликация «Снеговик» (поделка из бросового материала) Зимние праздники 1 Знакомство с традициями. Беседа о семейных традициях. Рассматривание атрибутов зимних праздников. Словарь: елочные украшения, Новый год, Дед Мороз, Снегурочка. Разучивание стихотворения. Осторожно, лед! 1 (правила поведения на льду) Рассматривание иллюстраций. Выбор иллюстраций, демонстрирующих правильное поведение. Составление предложений (рассказа) о правильном поведении по вопросам учителя. Разучивание телефонов экстренной помощи. Просмотр видеофрагмента. Весенняя погода Экскурсия. Нахождение и называние объектов живой и неживой природы в весенний период. Подбор прилагательных к слову 1 14 «весна» (весна какая?) Словарь: теплая, дождливая, солнечная. Описание объектов и явлений в весенний период по вопросам (инструкции) учителя. Зарисовка весеннего пейзажа. Отгадывание загадок. Нахождение иллюстраций, изображающих время года. Календарь 1 Закрепление условных изображений погоды: ясно, пасмурно, дождь, гром. Отбор условных знаков, изображающих погоду сегодня (вчера). Ответы на вопросы учителя о сегодняшней погоде. Изготовление календаря погоды (оформление готового календаря). Отметка в календаре погоды сегодня (вчера). Растения весной 1 Наблюдения в природе. Слушание рассказа учителя. Подбор иллюстративного материала по итогам наблюдения. Составление предложений по вопросам учителя. Зарисовка изменений в природе на основе наблюдений. Изготовление поделки из природного материала. Животные весной 1 Рассматривание иллюстраций. Нахождение на иллюстрации и называние известных животных (заяц, белка, еж, лиса, волк, медведь). Слушание рассказа учителя об образе жизни животных. Составление предложений (рассказа) об образе жизни животных, изменениях в образе жизни весной. Дидактическая игра «Собери животное (из частей)». Подбор изображений животных в весенний период. Праздники. Мамин день 1 Знакомство с весенними праздниками. Беседа о семейных традициях. Рассматривание атрибутов праздника 8 марта (цветы). Разучивание стихотворения. Изготовление открытки из готовых форм (аппликация) Летняя погода 1 Экскурсия. Нахождение и называние объектов живой и неживой природы в летний период. Подбор прилагательных к слову «лето» (лето какое?) Словарь: жаркое, солнечное, дождливое. Описание объектов и явлений в летний период по вопросам 15 (инструкции) учителя. Зарисовка летнего пейзажа. Отгадывание загадок. Нахождение иллюстраций, изображающих время года. Летний календарь 1 Закрепление условных изображений погоды: ясно, пасмурно, дождь, гроза. Отбор условных знаков, изображающих погоду сегодня (вчера). Ответы на вопросы учителя о сегодняшней погоде. Изготовление календаря погоды (оформление готового календаря). Отметка в календаре погоды сегодня (вчера). Летние забавы 1 Рассматривание иллюстраций. Составление рассказа по сюжетной картинке. Нахождение несоответствия на иллюстрации («найди ошибку художника»). Рассказ о летнем отдыхе по вопросам учителя. Слушание стихотворения А. Барто «Жарко». Ответы на вопросы по тексту стихотворения. Осторожно, речка! 1 (правила поведения на воде) Рассматривание сюжетной картинки. Выбор иллюстрации, демонстрирующих правильное поведение. Составление предложений (рассказа) о правильном поведении по вопросам учителя. Просмотр видеофрагмента. Растения летом 1 Наблюдения в природе. Слушание рассказа учителя. Подбор иллюстративного материала по итогам наблюдения. Составление предложений по вопросам учителя. Зарисовка изменений в природе на основе наблюдений. Изготовление поделки из природного материала. Животные летом 1 Рассматривание иллюстраций. Нахождение на иллюстрации и называние известных животных (заяц, белка, еж, лиса, волк, медведь). Слушание рассказа учителя об образе жизни животных. Составление предложений (рассказа) об образе жизни животных, изменениях в образе жизни летом. Дидактическая игра «Назови детенышей животных». Подбор изображений животных в летний период. 16 МУ И МАТЕРИАЛЬНО –ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ Оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания детей с расстройством аутистического спектра в целом, так и спецификой курса «Мир природы и человека» в частности. Для реализации программы курса «Мир природы и человека» используются следующие объекты и средства материально-технического обеспечения: 1.1. Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т.п.). УЧЕБНИКИ: Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. Мир природы и человека. 1 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2016 ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: Матвеева Н. Б., Попова М. А., Куртова Т. О. Рабочая тетрадь «Живой мир» 1 класс, М., Просвещение, 2013 1.2. Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с содержанием обучения). Детская справочная литература (справочники, энциклопедии) о мире природы, 1.3. труде людей, общественных явлениях и пр.. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с 1.4. интеллектуальными нарушениями и документы по его реализации 1.5. Методические пособия для учителя: Н. Б. Матвеева М. А. Попова, Мир природы и человека, 1–4 классы образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушением интеллекта, Методические рекомендации 2. ПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ Таблицы природоведческого содержания в соответствии с образовательной 2.1. программой Плакаты по основным естествоведческим темам магнитные или иные (природные 2.2. сообщества леса, луга, сада, огорода и т.п.) 2.3. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.) 3. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие игры по предмету «Мир природы и человека» 4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ) 4.1. Видеофильмы по предмету 4.2. Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения 5. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ 5.1 Термометры для измерения температуры воздуха, воды 3.1. 17 5.2 Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта 6. ИГРЫ И ИГРУШКИ Настольные развивающие игры по тематике предмета "Мир природы и человека" 6.1. (лото, игры-путешествия и пр.). Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, 6.2. Транспорт, Магазин, и др.) 7. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Ноутбук или стационарный компьютер 7.1 Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин, (гипс), глину, песок, цветную бумагу клей и ножницы с тупыми концами. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Минимальный уровень: знать свое имя, пол, возраст демонстрировать элементарные гигиенические навыки (мытье рук) демонстрировать поведение на улице, в помещениях, адекватное ситуации выполнять действия по инструкции учителя, взрослого по формированию навыка безопасного поведения в различных ситуациях узнавать и показывать на иллюстрациях знакомые объекты живой и неживой природы, называть их с помощью учителя узнавать на иллюстрациях четыре времени года дифференцировать объекты и предметы живой и неживой природы по одному признаку Соотносить пиктограмму объекта, предмета, действия с натуральным объектом Достаточный уровень: Соотносить свое поведение с поведением окружающих, корригировать поведение в зависимости от ситуации Адекватно реагировать на замечания и предложения, моделировать свое поведение в соответствии с ситуацией Узнавать, называть и показывать изученные объекты живой и неживой природы в натуральном виде и на иллюстрациях, составлять небольшой рассказ (2-4 предложения) об изученном объекте