МАТЕМАТИКА. 1 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа. Рабочая программа по математике составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Основания разработки рабочей программы: 1. Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ); 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержденный обучающихся приказом с ограниченными возможностями Министерства образования здоровья, и науки Российской санитарного врача Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 3. Постановление Главного государственного Федерации от 10.07.2015 № 26 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную общеобразовательным деятельность программам по для адаптированным обучающихся с основным ограниченными возможностями здоровья" (СанПиН 2.4.2.3286-15) Структура документа. Рабочая программа включает разделы: Пояснительную записку, которая включает в себя цель, задачи рабочей программы; психолого-педагогическую характеристику учащихся на момент поступления; срок реализации рабочей программы; требования к уровням освоения учащимися предметных результатов; краткий учебный курс, календарно-тематическое планирование учебного курса, формы текущего контроля, контрольно-измерительные материалы; методическое обеспечение образовательной деятельности. Общая характеристика предмета. Формирование жизненной компетенции является неотъемлемой и важнейшей частью общего образования ребенка с РАС. Математика - важный общеобразовательный предмет, который способствует овладению простыми логическими операциями, пространственными, временными и количественными представлениями, необходимыми вычислительными и измерительными навыками для познания окружающих предметов, процессов, явлений. Обучение математике носит предметно практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами. Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического мышления. Учебный материал, предложенный в программе имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы математики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками окружающего мира, рисования и технологии (ручного труда). Цель обучения математике: подготовка обучающихся с РАС к жизни в современном обществе и к переходу на следующую ступень получения образования. Задачи обучения математике: формировать доступные обучающимся с РАС математические знания и умения, необходимые для решения учебно-познавательных, учебно-практических, бытовых и профессиональных задач; развивать произвольность мыслительной деятельности и формировать ее основные компоненты; способствовать развитию у обучающихся с РАС заинтересованности в математической деятельности; расширять объем математического словаря и возможности понимания обучающимися с РАС математической речи; корректировать и развивать личностные качества обучающихся с РАС средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей (в частности аккуратности, самостоятельности, терпеливости, умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль). Срок реализации рабочей программы и максимально допустимый объем образовательной нагрузки. Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточняется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся. Продолжительность урока по математике в 1/ классе составляет 35 минут. Планируемые результаты изучения курса. Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. Предметные результаты АООП по математике включают освоение обучающимися с РАС специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области и готовность их применения. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей и психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объём обязательных умений. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Математика» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся 1 класса и сложностью структуры дефекта. Достаточный уровень образовывать, читать и записывать числа от 1 до 5; сравнивать числа в пределах 5; пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 5; решать примеры на сложение и вычитание в одно действие; решать простые арифметические задачи; сравнивать числа в пределах 5; ориентироваться на листе бумаги, располагать различные предметы согласно инструкции учителя; соотносить количество предметов с цифрой; сравнивать по величине 2 и более предметов; писать цифры по обводке, опорным точкам, самостоятельно; определять предыдущее и последующее число; конструировать цифры из счетных палочек, кубиков, камешков; называть, конструировать, писать арифметические знаки (+,-); сравнивать числа с использованием знака «=»; различать геометрические фигуры; составлять геометрические фигуры из нескольких частей; выполнять практические упражнения по увеличению (уменьшению) количества предметов; определять положение предметов в пространстве относительно себя и друг друга; объединять геометрические фигуры в множества по разным признакам; различать понятия несколько, один, ни одного; различать и называть возрастные категории; сравнивать по массе 2 и более предметов; различать предметы по массе; различать понятия много-мало; различать временные понятия на основе собственного опыта; различать предметы по глубине; различать и называть части суток; различать понятия далеко-близко; различать предметы по цвету. Минимальный уровень: читать и записывать числа от 1 до 5; ориентироваться на листе бумаги, располагать различные предметы согласно инструкции учителя; сравнивать по величине 2 и более предметов; писать цифры по обводке, опорным точкам; определять предыдущее и последующее число; конструировать цифры из счетных палочек, кубиков, камешков; называть, конструировать, писать арифметические знаки (+, - ); сравнивать числа с использованием знака «=»; различать геометрические фигуры; различать понятия несколько, один, ни одного; различать и называть возрастные категории; различать понятия много-мало; различать понятия далеко-близко; различать предметы по цвету. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом жизненных компетенций, необходимых для овладения обучающимися с РАС социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями. владеет социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела); владеет элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; развивает положительные свойства и качества личности. Базовые учебные действия Группа БУД Учебные действия и умения Минимальный уровень Достаточный уровень освоения освоения Личностные - осознание себя как ученика; - осознание себя как ученика, готового посещать школу в учебные - положительное отношение к окружающей соответствии со специально организованными режимными действия действительности; моментами; - проявление самостоятельности в выполнении - способность к принятию социального окружения, своего простых учебных заданий; места в нем (класс, школа); - проявление элементов личной ответственности при - готовность к организации элементарного взаимодействия с поведении в новом социальном окружении (классе, окружающей действительностью. школе); - готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе. Коммуникативные - вступать в контакт и работать в паре «учитель- - вступать в контакт и поддерживать его в коллективе учебные действия ученик»; (учитель-класс, ученик-ученик, учитель-ученик); - использовать принятые ритуалы социального - обращаться за помощью и принимать помощь; взаимодействия с одноклассниками и учителем; - изменять свое поведение в соответствии с объективными - слушать и понимать инструкцию к учебному требованиями учебной среды; заданию в разных видах деятельности и быту; 7 - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в - конструктивно взаимодействовать с людьми из разных ближайшего окружения. социальных ситуациях; - доброжелательно относиться к людям. Регулятивные - адекватно соблюдать ритуалы школьного - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, учебные поведения (поднимать руку, вставать и выходить из- следовать предложенному плану и работать в общем темпе; действия за - соотносить свои действия и их результаты с заданными парты и т.д.); образцами, принимать оценку деятельности. - активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной). Познавательные - делать простейшие обобщения, сравнивать, - выделять некоторые существенные, общие и учебные действия классифицировать на наглядном материале. отличительные свойства хорошо знакомых предметов; - наблюдать под руководством взрослого за - наблюдать самостоятельно за предметами и явлениями предметами и явлениями окружающей окружающей действительности. действительности. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА № п/п Раздел Кол-во Краткое содержание курса часов 8 1. Пропедевтика 22 Различение предметов по цвету. Различение понятий внутри – снаружи,рядом, около; вверху – внизу. Расположение предметов согласно инструкции учителя. Положение предметов в пространстве: слева – справа; в, середине, между; далеко – близко; Различение и называние отношения порядка следования. Различение и называние возрастных категорий. Ориентирование на листе бумаги. Различение понятий: много, мало; несколько, один, ни одного. Знакомство с понятиями: больше, меньше, столько же. 2. Единицы 24 измерения и их соотношения 3. Нумерация 24 Различение предметов по величине: большой – маленький; длинный – короткий; широкий – узкий; высокий – низкий; толстый – тонкий. Сравнение по величине 2 и более предметов. Знакомство с понятиями: больше, меньше; длиннее, короче; шире, уже; выше, ниже; толще, тоньше. Измерение количества жидких веществ. Различение предметов по глубине. Измерение количества сыпучих веществ. Различение предметов по массе. Знакомство с единицей измерения времени: сутки. Различение и называние частей суток. Различение временных понятийна основе собственного опыта. Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой. Конструирование цифр из счетных палочек, кубиков, камешков, письмо цифр. Сравнение изученных чисел. Выделение большего (меньшего) числана наглядном материале. Написание цифр пообводке, по опорным точкам, самостоятельно. Определение места числа в числовом ряду, предыдущего и последующего числа. Образование чисел разными способами. 9 4. Арифметические действия Называние, конструирование,написание арифметического знака. Сложение и вычитание в пределах 11 5. Запись и решение примеров на основе предметно- практических действий. Сравнение чисел в пределах 5. Называние знака, сравнение чисел с использованием знака «=». Соотнесение понятий одинаково,столько же, поровну с графическим изображением «=». 5. Арифметические задачи Решение задач, запись решения с соответствующими наименованиями. Решение простых 5 арифметических задач на сложение и вычитание. 10 6. Геометрический материал Круг. Квадрат. Треугольник. Прямоугольник. Составление фигур из нескольких частей. 13 Определение формы знакомых предметов. Объединение геометрических фигур в множества по разным признакам. Различение геометрических фигур. Шар. Куб. Брус. Лепка геометрических тел. 11 Необходимым условием реализации рабочей программы по учебному предмету «Математика» является создание развивающей предметно-пространственной среды: Направления коррекционно- Развивающая предметно- развивающей работы пространственная среда Коммуникация Альтернативная коммуникация (графические изображения, символы, пиктограммы, схемы), слоговые таблицы, диски из музыкальной серии Е. Железновой Мыслительные операции Кубики «Сложи узор», цветные палочки Кюизенера, автодидактический материал Марии Монтессори Слуховое и зрительное восприятие, Зашумленные изображения, изображения внимание и память наложенные друг на друга, недорисованные изображения, геометрические фигуры, разрезные картинки; музыкальные инструменты Пространственные представления Схемы, модели, предметные и сюжетные картины Временные представления Схемы, модели, календари, часы (механические и песочные); материал по альтернативной коммуникации Конструктивный праксис Различного рода конструкторы, природный материал, кубики Никитина, разрезные картинки, мозаика и др., сборно-разборные дидактические игрушки, конструирование оригами Развитие общей и ручной моторики Массажные мячи разных размеров, природный материал, мозаика, шнуровки, застежки, материалы Марии Монтессори, сборно-разборные дидактические игрушки Развивающая предметно-пространственная среда учебного курса отражена в календарнотематическом планировании. 12 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА» В 1/ КЛАССЕ № Тема Тип урока Кол- Виды учебной Средства во деятельности обучения часов 1 Основные цвета. Различение ур. смешан. 1 типа Различение предметов по цвету предметы разного цвета предметов по цвету. 2 Выделение из множества ур. смешан. 1 типа Различение предметов по цвету предметы разного цвета предметов заданного цвета. 3 Знакомство с геометрическими ур. смешан. 1 типа фигурами. Круг. Рассматривание круги разного геометрической цвета фигуры: круг; составление фигуры из нескольких частей 4 Выделение предметов круглой ур. смешан. 1 типа Рассматривание иллюстраций; формы из определение формы множества. знакомых изображения предметов разной формы предметов 5 Величина: большой – маленький. ур. смешан. 1 типа Различение предметов по предметы разной величины величине 6 Сравнение предметов по ур. смешан. 1 типа Сравнение по величине 2 и более величине. предметов Знакомство с 13 предметы разной величины понятиями больше, меньше. 7 Положение ур. смешан. предметов в типа 1 Рассматривание сюжетные и иллюстраций; предметные пространстве: различение данных внутри – снаружи, наречий рядом, около. (предлогов); картинки, игрушки расположение предметов согласно инструкции учителя 8 Знакомство с геометрическими ур. смешан. 1 типа фигурами. Квадрат. Рассматривание квадраты разного геометрической цвета и величины фигуры: квадрат; составление фигуры из нескольких частей 9 Выделение ур. смешан. предметов типа 1 Рассматривание иллюстраций; квадратной формы определение формы из множества. знакомых изображения предметов разной формы предметов 10 Положение предметов в ур. смешан. 1 типа Рассматривание сюжетные и иллюстраций; предметные пространстве: вверху различение данных – внизу. наречий; картинки, игрушки расположение различных предметов согласно инструкции учителя 11 Различение предметов по ур. смешан. 1 типа Различение предметов по величине: длинный – величине короткий. 14 предметы разной величины 12 Сравнение предметов по ур. смешан. 1 типа Сравнение по величине 2 и более величине. предметы разной величины предметов Знакомство с понятиями длиннее, короче. 13 Знакомство с геометрическими ур. смешан. 1 типа Рассматривание треугольники геометрической разного цвета и фигурами. фигуры: Треугольник. треугольник; величины составление фигуры из нескольких частей 14 Выделение предметов ур. смешан. 1 типа Рассматривание иллюстраций; треугольной формы определение формы из множества. знакомых изображения предметов разной формы предметов 15 Различение предметов по ур. смешан. 1 типа Различение предметов по величине: широкий – предметы разной величины величине узкий. 16 Сравнение предметов по ур. смешан. 1 типа Сравнение по величине 2 и более величине. предметы разной величины предметов Знакомство с понятиями шире, уже. 17 Выделение предметов одинаковых по ур. 1 систематиз. Сравнение по величине 2 и более зн-й предметов величине из множества. 15 изображения предметов разной величины 18 Положение предметов в ур. смешан. 1 типа Рассматривание сюжетные и иллюстраций; предметные пространстве: слева различение данных – справа. наречий; картинки, игрушки расположение различных предметов согласно инструкции учителя 19 Положение предметов в ур. смешан. 1 типа Рассматривание сюжетные и иллюстраций; предметные пространстве: в различение данных середине, между. наречий; картинки, игрушки расположение различных предметов согласно инструкции учителя 20 Знакомство с геометрическими ур. смешан. 1 типа Рассматривание прямоугольники геометрической разного цвета и фигурами. фигуры: Прямоугольник. прямоугольник; величины составление фигуры из нескольких частей 21 Выделение предметов ур. смешан. 1 типа Рассматривание иллюстраций; прямоугольной определение формы формы из знакомых множества. предметов 22 Различение предметов по ур. смешан. 1 типа Различение предметов по величине: высокий – величине низкий. 16 изображения предметов разной формы предметы разной величины 23 Сравнение предметов по ур. смешан. 1 типа Сравнение по величине 2 и более величине. предметы разной величины предметов Знакомство с понятиями выше, ниже 24 Сравнение предметов по ур. развив. 1 контроля Самостоятельное выполнение величине. индивидуальные карточки заданий Геометрические фигуры. 25 Сравнение серии ур. предметов по систематиз. величине. 26 Порядок следования. Знакомство с 1 величине 2 и более зн-й ур. смешан. Сравнение по предметы разной величины предметов 1 типа Различение и игрушки, называние предметные и понятиями: первый – отношения сюжетные последний, перед – порядка следования картинки после. 27 Положение предметов в ур. смешан. 1 типа Рассматривание сюжетные и иллюстраций; предметные пространстве: далеко различение данных – близко. наречий; картинки, игрушки расположение различных предметов согласно инструкции учителя 28 Различение предметов по ур. смешан. 1 Различение предметов по типа величине: толстый – величине тонкий. 17 предметы разной величины 29 Сравнение предметов по ур. смешан. 1 типа Сравнение по величине 2 и более величине. предметы разной величины предметов Знакомство с понятиями толще, тоньше. 30 Выделение предметов одинаковых по ур. 1 систематиз. Сравнение по величине 2 и более зн-й предметов изображения предметов разной величины величине из множества. 31 Знакомство с понятием сутки. ур. смешан. 1 типа Знакомство с сюжетные и единицей предметные измерения времени: картинки сутки 32 Сутки. Части суток. ур. смешан. 1 типа Различение и сюжетные и называние частей предметные суток 33 Сравнение жидкостей по ур. смешан. 1 типа Измерение количества жидких объему: больше, картинки вода, различные сосуды веществ меньше, одинаково. 34 Сравнение сосудов по объему. Понятия ур. смешан. 1 типа глубокий – мелкий, Различение различные сосуды, предметов по жидкие и сыпучие глубине вещества глубже – мельче. 35 Формирование ур. смешан. временных типа 1 Различение сюжетные и временных понятий предметные представлений. на основе Знакомство с собственного опыта понятиями вчера, сегодня, завтра. 18 картинки, фотографии 36 Сравнение сыпучих веществ по объему с ур. смешан. 1 типа Измерение количества сыпучих использованием песок, различные сосуды веществ одинаковых сосудов. 37 Формирование дочисловых ур. смешан. 1 типа Различение понятий счетный материал, много – мало, сюжетные и представлений. выполнение предметные Знакомство с практических понятиями много – упражнений по мало. увеличению картинки (уменьшению) количества 38 Различение предметов по массе: ур. смешан. 1 типа Различение предметы предметов по массе различной массы Сравнение по массе предметы 2 и более предметов различной массы Сравнение по массе предметы 2 и более предметов различной массы тяжелый – легкий. 39 Сравнение предметов по массе. ур. смешан. 1 типа Знакомство с понятиями тяжелее, легче. 40 Сравнение серии предметов по массе. ур. 1 систематиз. зн-й 41 Знакомство с понятием возраст: ур. смешан. 1 типа молодой – старый. 42 Сравнение серии ур. предметов по систематиз. величине. 43 Положение предметов в пространстве. 1 сюжетные и называние предметные возрастных картинки, категорий фотографии Сравнение по величине 2 и более зн-й ур. Различение и предметы разной величины предметов Рассматривание сюжетные и систематиз. иллюстраций; предметные зн-й расположение картинки, игрушки 1 различных 19 предметов согласно инструкции учителя 44 Ориентировка на листе бумаги: вверху ур. смешан. 1 типа – внизу. Ориентирование на геометрические листе бумаги, фигуры, расположение различные различных шаблоны, таблицы предметов согласно для зрительных инструкции учителя диктантов Различение понятий счетный материал, несколько, один, ни сюжетные и представлений. одного; выполнение предметные Знакомство с практических понятиями: упражнений по несколько, один, ни увеличению одного. (уменьшению) 45 Формирование дочисловых ур. смешан. 1 типа картинки количества 46 Формирование дочисловых представлений. ур. Различение понятий счетный материал, систематиз. несколько, один, ни сюжетные и зн-й одного; выполнение предметные 1 Знакомство с практических понятиями: упражнений по несколько, один, ни увеличению одного. (уменьшению) картинки количества 47 Группировка предметов по ур. смешан. 1 типа заданному признаку. Объединение геометрические предметов фигуры, шаблоны, (геометрических макеты, игрушки фигур) в множества по разным признакам 48 Дочисловые представления. ур. развив. 1 контроля Самостоятельное выполнение Ориентировка в заданий пространстве. 20 индивидуальные карточки 49 Ориентировка в пространстве. ур. 1 Определение раздаточный систематиз. положения материал, зн-й предметов в индивидуальные пространстве карточки относительно себя и друг друга 50 Формирование дочисловых ур. смешан. 1 типа Различение больше, счетный материал, меньше, столько сюжетные и представлений. же; выполнение предметные Знакомство с практических понятиями: больше, упражнений по меньше, столько же. увеличению картинки (уменьшению) количества 51 Число 1. Количество 1. ур. смешан. 1 типа Выделение нужного счетный материал, количества индивидуальные предметов, карточки соотнесение с цифрой 52 Цифра 1. Письмо на Конструирование счетные палочки, цифры из счетных кубики «Сложи нелинованной палочек, кубиков, узор», бумаге. камешков, письмо декоративные песке, на 53 Геометрические фигуры. Конструирование ур. смешан. 1 типа ур. 1 систематиз. зн-й цифры камешки, песок Различение Геометрические геометрических фигуры разного фигур; составление геометрических фигур из фигур из нескольких нескольких частей частей. 54 Число 2. Количество 2. цвета и величины, разрезанные на различное количество частей ур. смешан. 1 типа 21 Выделение нужного счетный материал, количества индивидуальные предметов, карточки соотнесение с цифрой 55 Цифра 2. Письмо на Конструирование счетные палочки, цифры из счетных кубики «Сложи нелинованной палочек, кубиков, узор», бумаге. камешков, письмо декоративные песке, на ур. смешан. 1 типа цифры 56 Числа 1 и 2. Выделение ур. смешан. 1 типа Выделение нужного камешки, песок счетный материал, количества индивидуальные заданного предметов, карточки количества. соотнесение с цифрой 57 Сравнение чисел 1 и ур. смешан. 2 на предметном типа 1 Сравнение изученных чисел, материале. Понятия выделение больше, меньше. большего счетный материал, индивидуальные карточки (меньшего) числа на наглядном материале 58 Знакомство с арифметическими ур. смешан. 1 типа Называние знака, демонстрационные сравнение чисел с карточки, счетный знаками. Знак использованием «равно». знака «=» материал, индивидуальные карточки 59 Обозначение понятий одинаково, ур. смешан. 1 типа Соотнесение понятий одинаково, столько же, поровну столько же, знаком «=». поровну с счетный материал, рабочая тетрадь графическим изображением «=», сравнение чисел 60 Ориентировка на листе бумаги: справа ур. смешан. 1 типа 22 Ориентирование на геометрические листе бумаги, фигуры, расположение различные – слева, вверху – различных внизу, между. предметов согласно для зрительных инструкции учителя диктантов Написание цифр по тетради 61 Письмо изученных ур. смешан. цифр в тетради. типа 1 шаблоны, таблицы обводке, по опорным точкам, самостоятельно 62 Знакомство с арифметическими ур. смешан. 1 типа знаками. Знак «+». Называние, демонстрационные конструирование, карточки, счетные написание знака палочки, кубики «Сложи узор» 63 Действие «сложение». ур. смешан. 1 типа Решение и запись примеров на Знакомство с сложение на основе понятиями сложить, предметно- прибавить. практических счетный материал, тетради действий 64 Геометрические ур. смешан. тела. Шар. типа 1 Рассматривание, лепка геометрического предметы шарообразной формы тела 65 Знакомство с арифметическими ур. смешан. 1 типа знаками. Называние, демонстрационные конструирование, карточки, счетные написание знака палочки, кубики Знак «– ». 66 Действие «вычитание». «Сложи узор» ур. смешан. 1 типа Решение и запись примеров на Знакомство с вычитание на понятиями вычесть, основе предметно- отнять. практических счетный материал, тетради действий 67 Число 3. Количество 3. ур. смешан. 1 типа 23 Выделение нужного счетный материал, количества индивидуальные предметов, карточки соотнесение с цифрой 68 Цифра 3. Письмо на Конструирование счетные палочки, цифры из счетных кубики «Сложи нелинованной палочек, кубиков, узор», бумаге. камешков, письмо декоративные песке, на ур. смешан. 1 типа цифры 69 Счет в пределах 3. ур. смешан. 1 типа Определение места числа в числовом камешки, песок демонстрационные карточки ряду, предыдущего и последующего числа 70 Письмо изученных ур. смешан. цифр в тетради. типа 1 Написание цифр по тетради обводке, по опорным точкам, самостоятельно 71 Сравнение изученных чисел на ур. смешан. 1 Сравнение чисел типа счетный материал, тетради предметном материале. 72 Состав числа 3. ур. смешан. 1 типа Образование числа счетный материал, разными способами палочки Кюизенера 73 Сложение в пределах 3. ур. смешан. 1 типа Запись и решение примеров на основе счетный материал, тетради предметнопрактических действий 74 Вычитание в пределах 3. ур. смешан. 1 Запись и решение примеров на основе типа предметнопрактических действий 24 счетный материал, тетради 75 Счет и счетные операции в пределах ур. развив. 1 контроля выполнение тела. Куб. индивидуальные карточки заданий 3. 76 Геометрические Самостоятельное ур. смешан. 1 типа Рассматривание, лепка предметы кубической формы геометрического тела 77 Задача. Знакомство с понятием «задача». ур. смешан. Решение задач, типа счетный материал запись решения с соответствующими наименованиями 78 Решение задач на основе предметнопрактических ур. 1 систематиз. счетный материал запись решения с зн соответствующими действий. наименованиями 79 Сравнение серии ур. предметов по систематиз. величине. Решение задач, 1 Сравнение по величине 2 и более зн предметы разной величины предметов 80 Ориентировка на ур. листе бумаги: систематиз. листе бумаги, фигуры, зн расположение различные правый – левый, 1 Ориентирование на геометрические верхний – нижний различных углы. предметов согласно для зрительных инструкции учителя диктантов Выделение нужного демонстрационные количества карточки, счетный предметов, материал 81 Число 4. Количество 4. Цифра 4. ур. смешан. 1 типа соотнесение с цифрой; определение места числа в числовом ряду 25 шаблоны, таблицы 82 Сравнение изученных чисел на ур. смешан. 1 Сравнение чисел типа счетный материал, тетради предметном материале. 83 Состав числа 4. ур. смешан. 1 типа Образование числа счетный материал, разными способами палочки Кюизенера 84 Сложение и вычитание в ур. смешан. 1 типа Запись и решение примеров на основе пределах 4. счетный материал, тетради предметнопрактических действий 85 Решение задач на основе предметно- ур. смешан. 1 типа Решение задач, запись решения с практических соответствующими действий. наименованиями 86 Геометрические ур. смешан. тела. Брус. типа счетный материал 1 Рассматривание, лепка предметы различной формы геометрического тела 87 Число 5. Количество 5. Цифра 5. ур. смешан. 1 типа Выделение нужного демонстрационные количества карточки, счетный предметов, материал соотнесение с цифрой; определение места числа в числовом ряду 88 Сравнение изученных чисел на ур. смешан. 1 типа Сравнение чисел счетный материал, тетради предметном материале. 26 89 Состав числа 5. ур. смешан. 1 типа Образование числа счетный материал, разными способами палочки Кюизенера 90 Состав числа 5. ур. смешан. 1 типа Образование числа счетный материал, разными способами палочки Кюизенера 91 Сложение и вычитание в ур. смешан. 1 типа Запись и решение примеров на основе пределах 5. счетный материал, тетради предметнопрактических действий 92 Сложение и вычитание в ур. смешан. 1 типа Запись и решение примеров на основе пределах 5. счетный материал, тетради предметнопрактических действий 93 Решение задач на основе предметно- ур. смешан. 1 типа Решение задач, запись решения с практических соответствующими действий. наименованиями 94 Решение задач на основе предметно- ур. смешан. 1 типа Решение задач, соответствующими действий. наименованиями операции в пределах ур. развив. 1 тела. Самостоятельное выполнение контроля индивидуальные карточки заданий 5. 96 Геометрические счетный материал запись решения с практических 95 Счет и счетные счетный материал ур. 1 систематиз. Рассматривание, лепка зн предметы различной формы геометрического тела 97 Счет и счетные повтор. 1 Выполнение операции в пределах действий сложения, 5. вычитания; 27 счетный материал сравнение; решение простых арифметических задач 98 Счет и счетные повтор. 1 Выполнение операции в пределах действий сложения, 5. вычитания; счетный материал сравнение; решение простых арифметических задач 99 Счет и счетные повтор. 1 Выполнение операции в пределах действий сложения, 5. вычитания; счетный материал сравнение; решение простых арифметических задач Дата Контрольно-оценочная деятельность Достаточный уровень Минимальный уровень I четверть Урок развивающего контроля. Урок развивающего контроля. Сравнение предметов по величине. Сравнение предметов по величине. Геометрические фигуры. Геометрические фигуры. II четверть Урок развивающего контроля. Урок развивающего контроля. Дочисловые представления. Дочисловые представления. Ориентировка в пространстве. Ориентировка в пространстве. III четверть Урок развивающего контроля Урок развивающего контроля Счет и счетные операции в пределах 3 Счет и счетные операции в пределах 3 28 IV четверть Урок развивающего контроля Урок развивающего контроля Счет и счетные операции в пределах 5 Счет и счетные операции в пределах 5 Контрольно-измерительные материалы I четверть Достаточный уровень Минимальный уровень 1. Раскрась в заданном ритме. 1. Раскрась в заданном ритме. 2. Соедини одинаковые по форме 2. Соедини стрелками фигуру с предметы. похожим на не предметом. 3. Соедини матрёшек от самой 3. Помоги Маше убрать игрушки. Большие положи в большую маленькой к самой большой. коробку, а маленькие в маленькую. 4. Нарисуй ленту шире этой. Нарисуй 4. Раскрась самую широкую ленту. лестницу ниже этой 5. Из каких фигур составлен домик? 5. Какие предметы похожи на эти Раскрась фигуры и домик. геометрические фигуры? Дорисуй. четверть II Достаточный уровень Минимальный уровень 1. Разложи игрушки: машинки поставь 1. Что находится вверху? Раскрась. Что на верхнюю полку, а мячи положи на нижнюю. находится внизу? Обведи. 2. Какой фрукт лежит между яблоком 2. Что находится между яблоком и и грушей? Раскрась. грушей? Раскрась. Что находится 3. У кого много шариков? Наклей ему между грушей и апельсином? на футболку звёздочку. Раскрась. 4. Раскрась тарелку, на которой одна 3. Раскрась вазу, в которой много яблок синим цветом, а вазу, в которой лежит мало яблок – жёлтым. 4. На большой тарелке нарисуй несколько конфет, а на маленькой одну. 29 конфета. четверть III Достаточный уровень Минимальный уровень 1. Запиши числа от 1 до 3; от 3 до 1 2. Подчеркни большее число, обведи 1. Вставь пропущенные числа. 1, …, 33, 2, … меньшее число 3 2 1 3 2. Реши примеры 1 2 3. Реши примеры: 2+1 3–1 1+1 2+1 3–2 2–1 1+1 3–1 2–1 1+2 4. Раскрась предмет в правом верхнем 3. Раскрась птиц, которые находятся и левом нижнем углу справа от домика. четверть IV Достаточный уровень Минимальный уровень 1. Запиши числа от 3 до 5, от 5 до 2 2. Нарисуй столько кругов, сколько 1. Вставь пропущенные числа. 1…3…5 показывает число. 5……2… 2. Раскрась столько квадратов, сколько 3. Разложи на два числа. показывает число 5=…+… 4=…+… 3. Дополни до заданного числа 3=…+… 5=…+… 4. Реши примеры 4. Реши примеры 1+1 5–2 4–3 1+1 2+1 5–2 2+2 4–3 5–1 2+2 5. Реши задачу В гараже было 4 машины. 1 машина уехала. Сколько машин осталось? РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ 1. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. М.: ВЛАДОС 30 2. Алышева Т. В., Эк В. В. Рабочая тетрадь по математике — В 2 частях. Москва:Просвещение 3. Колесникова Е. В. Демонстрационный материал. Математика для детей 3 – 4 лет. М.:Сфера 4. Колесникова Е. В. Демонстрационный материал. Математика для детей 4 – 5 лет. М.:Сфера 5. Подрезова И. А. Школа умелого карандаша. Альбом упражнений по развитиюграфических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. М.: Гном Д 6. Подрезова И. А. Школа умелого Карандаша: рабочая тетрадь по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. М.: Гном Д 7. Подрезова И. А. Школа умелого карандаша. Демонстрационные таблицы для зрительных диктантов по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыминарушениями. М.: Гном Д 8. Кубики «Сложи узор» (Световид) 9. Цветные счетные палочки Кюизенера (Корвет) 31