ВАРИАНТ 8.3. РУССКИЙ ЯЗЫК. 1 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3). Овладение основами русского языка для учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляет большую сложность. Это связано со специфическими особенностями учащихся такими как: выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира; особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность; боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки; ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания; специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность; низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации. Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни. В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает важное место, так он направлен на формирование функциональной грамотности и элементарной коммуникативной компетенции. Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика». Целью изучения учебных предметов, входящих в состав данной предметной области, в 1 (подготовительном) классе является формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма. В 1 (подготовительном) классе изучение предмета «Русский язык», призвано решить следующие задачи: - уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); - формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков; - коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности; - формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию; - развитие навыков устной коммуникации; - формирование положительных нравственных качеств и свойств личности. На уроках русского языка в 1 (подготовительном) классе ведется работа по подготовке учащихся к усвоению первоначальных навыков чтения, письма, формированию речевых навыков. Формируется слуховое внимание, фонематический слух, элементарный звуковой анализ. Учащиеся знакомятся с элементарными сведениями о слове, предложении, слоге. На уроках ведется работа по развитию зрительных представлений и пространственной ориентировки, развивается мелкая моторика. Учащиеся знакомятся с некоторыми буквами: а у о м х с. Таким образом, создаются условия, обеспечивающие дальнейшее освоение русского языка, в последующих классах. Содержание учебного предмета «Русский язык» в подготовительном 1 классе разделено на добукварный и букварный период. Добукварный период представлен следующими разделами: 1) подготовка к усвоению грамоты, включающий подготовку к усвоению первоначальных навыков чтения. Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма и Речевое развитие 2) обучение грамоте представлен букварным периодом. Начало изучения букв в 1классе позволяет увеличить продолжительность букварного периода обучения грамоте в 1 классе, что создает условия для более успешного освоения письма. Место курса в учебном плане На изучение предмета «Русский язык» в 11 (подготовительном первом классе) отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели). Планируемые результаты освоения программы Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. Предметные результаты АООП по русскому языку включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП по русскому языку определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень: - пользоваться тетрадью; - правильно держать ручку; - раскрашивать несложные фигуры с помощью учителя; - обводить рука в руку несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам; - различать речевые звуки; - составлять предложения из двух слов по действию или предметной картинке с помощью учителя; - выделять слова в предложении (из двух слов) с помощью учителя и с опорой на условно-графическую схему; - знать буквы (А, У, О, М, С, Х); - писать изученные буквы, слоги и простые слова по образцу, рука в руке; Достаточный уровень: - пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради; - правильно держать ручку; - раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам; - дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками; - составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке; - определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условнографическую схему предложения; - делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова; - определять первый звук в слове; - различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х); - писать изученные буквы, слоги, слова; Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов: - принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки взаимодействия с ними; - положительное отношение к школе; - развитие мотивации к обучению; - развитие элементарных представлений об окружающем мире; - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела); - владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; - развитие положительных свойств и качеств личности. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Разделы курса Добукварный период Темы Развитие зрительных и пространственных восприятий Выкладывание и называние цветных полосок/предметов по образцу учителя. Составление из полосок схематичного изображения знакомых предметов по образцу учителя. Выкладывание, с опорой на образец, прописных буквенных знаков печатного шрифта (без их названия) из полосок различного цвета и величины. Знакомство с простейшими геометрическими фигурами. Подбор одинаковых фигур разного цвета или различной величины. Составление по образцу комбинаций из разных фигур разного цвета. Составление из геометрических фигур знакомых предметов. Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения слева на право, в заданном порядке; в заданном направлении. Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей (не более 2-3). Выкладывание картинки по образцу. Развитие слухового внимания Различие звуков окружающей действительности, их узнавание. Дифференциация неречевых звуков. Имитация голосов животных, узнавание животного по имитации голоса. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками. Слово Практическое знакомство со словом. Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами. Четкое различие предмета и слова, его называющего. Называние окружающих предметов, предметов на картинке, «запись» слов с использованием условно-графических схем. Выделение слов (2-3) из ряда предложенных с фиксацией каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов. Предложение Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действий. Фиксация предложения условнографическим изображением. Составление предложений из 2 – 3 слов с опорой на ситуационную или предметную картинку. Составление схем предложений. «Чтение» каждого предложения. Деление предложения на слова, фиксация их условнографической схемой и последующим «чтением». Часть слова (слог) Деление двусложных слов на части. Выполнение упражнений на произнесение слов по слогам. Звук Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Отработка вместе с учителем четкого и выразительного произношения на материале коротких 4 стихотворений, чистоговорок и т.д. Дифференциация сходных звуков. Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков. Выделение на слух часто повторяющегося звука при акцентированном его произнесении учителем. Подбор слов, начинающихся с заданного звука с опорой на картинку, предмет. Развитие моторных умений Правильное расположение учебных принадлежностей при письме. Пальчиковая гимнастика для развития и координации движений кисти руки, пальцев. Развитие умение держать карандаш. Работа мелом, карандашом. Вычерчивание прямых линий по образцу, по заданным точкам. Переключение с одного направления на другое при работе с трафаретом, шаблоном. Соблюдение пределов фигуры при ее штриховке прямыми линиями. Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных, нерасчлененных структур (без названия и соотнесения со звуком): А, У, М, О, Х, С. Нахождение буквы среди других букв, наложение одинаковых букв, объединение одинаковых букв, разных по размеру/цвету, складывание предъявленной буквы с помощью учителя из полосок/палочек. Букварный период Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале слова. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Определение их местоположения в словах (в начале). Подбор слова, начинающегося с изучаемого звука с опорой на картинку, предмет. Образование из усвоенных звуков и букв слов. Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока урока Кол-во часов 1 Цвета. Описание и сравнение предметов по цвету. 1 2 Неречевые звуки. 1 3 Дифференциация неречевых звуков. 1 4 Речевые звуки. «Угадай чей голос»? 1 5 Дифференциация речевых и неречевых звуков 1 6 Письмо прямых вертикальных линий 1 7 Письмо прямых горизонтальных линий. 1 8 Письмо прямых наклонных линий 1 9 Письмо прямых наклонных линий 1 10 Слово. Знакомство с условно-графическим 1 изображением. Штриховка и обводка. 11 «Чтение» слов по условно-графическим 1 изображениям. Штриховка и обводка. 12 Дифференциация предмета и слова. Письмо 1 палочек с закруглением внизу. 13 Называние окружающих предметов с «записью» 1 слова с использование условно-графической схемы. Письмо палочек с закруглением вверху. 14 Называние предметов на картинке с «записью» 1 слова с использование условно-графической схемы. Письмо прямых и закругленных палочек. 15 Дифференциация слов, сходных по звучанию. 1 Письмо прямых и закругленных палочек. 16 Повторение изученного за I четверть. 1 17 Повторение изученного за I четверть. 1 18 Предложение. Знакомство с условно-графическим 1 обозначением. Коррекция письма. 19 Фиксация предложений условно-графической 1 схемой. 20 Составление предложений из 2 слов на основе действия. Письмо овалов. 1 Примечание 21 Составление предложений из 2 слов с опорой на 1 ситуационную картинку. Письмо овалов. 22 Составление предложений из 3 слов на основе 1 действий. Письмо овалов 23 Составление предложений из 3 слов с опорой на 1 ситуационную картинку. Письмо полуовалов. 24 «Чтение» предложений по схеме. Письмо 1 полуовалов. 25 Деление предложений на слова. Письмо 1 полуовалов. 26 Деление двусложных слов на части. Коррекция 1 письма 27 Обозначение частей слов условно-графическим 1 изображением с последующим «чтением». 28 Дифференциация односложных и двусложных 1 слов. Письмо овалов и полуовалов. 29 Выделение первого ударного гласного звука в 1 слове. Письмо наклонной палочки с петелькой внизу. 30 Выделение первого ударного гласного звука в 1 слове. Письмо наклонной палочки с петелькой внизу. 31 Определение наличия/отсутствия заданного 1 ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной с петелькой вверху. 32 Подбор слов, начинающихся с заданного гласного 1 звука. Письмо наклонной с петелькой вверху. 33 Повторение материала, изученного за II четверть. 1 34 Повторение материала, изученного за I полугодие. 1 35 Выделение первого согласного звука в слове. 1 Коррекция письма. 36 Выделение первого согласного звука в слове. 1 37 Определение наличия/отсутствия заданного 1 согласного звука в слове. 38 Подбор слов, начинающихся с заданного звука. 1 39 Звук и буква А. Письмо элементов буквы а. 1 40 Звук и буква А. Письмо строчной и заглавной 1 буквы а. 41 Звук и буква У. Письмо элементов буквы у 1 42 Звук и буква У. Письмо строчной и заглавной 1 буквы у 43 Письмо слогов ау, уа 1 44 Звук и буква М. Письмо элементов буквы м. 1 45 Звук и буква М. Письмо буквы м. 1 46 Письмо слогов ам, ум. 1 47 Письмо слогов ма, му. 1 48 Звук и буква О. Письмо буквы о. 1 49 Звук и буква О. Письмо изученных букв и слогов с 1 ними. 50 Письмо слогов ам, ум, ом. 1 51 Письмо слогов ма, му, мо. 1 52 Повторение материала, изученного за III четверть. 1 53 Повторение материала, изученного за III четверть. 1 54 Звук и буква С. Письмо буквы с. 1 55 Письмо слогов с изученными буквами. 1 56 Письмо слогов ас, ус, ос. 1 57 Письмо слогов са, су, со. 1 58 Письмо слов из двух слогов (мама, муму, оса). 1 59 Звук и буква Х. Письмо элементов буквы х. 1 60 Звук и буква Х. Письмо буквы х. 1 61 Письмо слогов ах, ух, ох. 1 62 Письмо слогов ха, ху, хо. 1 63 Письмо слов их двух слогов ( ухо, уха, муха) 1 64 Коррекция письма 1 65 Повторение материала, изученного за II полугодие. 1 66 Повторение материала, изученного за год. 1 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Обеспечение учебного предмета «Русский язык» включает: Букварь; прописи; рабочие тетради на печатной основе; программно-методическое обеспечение: методические рекомендации для учителя по отдельным разделам учебного предмета; печатные пособия: наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; картинное лото; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ; учебно-практическое оборудование: комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная, образцы начертания рукописных букв); опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы (звуко-буквенного разбора слова; разбора слов по составу); дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями); наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.); технических средств обучения: классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц; CD/DVD-проигрыватели; телевизор; компьютер с программным обеспечением; мультимедиапроектор; магнитная доска. В настоящее время для реализации данной программы в образовательной организации используются: Учебники, учебные пособия Учебно-методический комплект: А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова: - Дидактический материал для занятий в добукварный период. - Букварь. 1 класс. - Пропись. 1 класс. В 3-х ч. Часть 1 Методические пособия для А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Обучение педагога грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса. Технические средства Классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц; телевизор; CD-проигрыватель с USB- обучения выходом, компьютер с программным обеспечением; мультимедиапроектор; магнитная доска. Дополнительные средства Разрезная азбука, слоги, слова, индивидуальные и демонстрационный наборы цветных полосок и геометрических фигур, предметные и сюжетные картинки, пальчиковый, настольный или кукольный театр «Репка», «Теремок», «Колобок» и др., плоскостные и объемные игрушки, детские музыкальные инструменты (колокольчик, металлофон, бубен, барабан), настольные игры, тренажеры для развития мелкой моторики. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 1/ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРВОМ) КЛАССЕ: При переходе на следующий этап обучения обучающийся может уметь: - пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради; - правильно держать ручку; - раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты, рисунки,аналогичные буквенным знакам; - дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками; - составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке; - определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно-графическую схему предложения; - делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова; - определять первый звук в слове; - различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х); - писать изученные буквы, слоги, слова.