ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по коррекционному курсу «Двигательное развитие» для обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой степени составлена на основе: 1. Адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) 2. «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011); 3. Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора И.М. Бгажноковой (Москва, 2007). Рабочая программа по дисциплине двигательное развитие составлена с учётом интеллектуальных и психологических особенностей обучающихся данной категории детей. Целью программы является: коррекционно-развивающее обучение, улучшение состояния здоровья, повышение функциональных возможностей организма. Коррекционный курс направлен на решение основных задач: коррекция и компенсация нарушений физического развития; мотивация двигательной активности; формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков; расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений. Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся заключается в следующем: - коррекция наиболее распространенных дефектов (нарушение осанки, походки, слабость мышц брюшного пресса, туловища, конечностей); - развитие координационных способностей учеников, их уровень тренированности, способов выполнения упражнений (активно, с помощью, пассивно); - коррекция и компенсация недостатков физического развития (нарушения осанки, плоскостопие, отставание в росте, в массе тела, дисплазии и т. д.); - коррекция нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки в пространстве, точность в движении, равновесия и т. д.); - устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести и т. д.); - формирование здорового образа жизни и дальнейшей социализации. Специфика предмета Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов). У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью данного коррекционного курса. Суть программы по двигательному развитию заключается в том, чтобы учесть все возможные подходы для компенсации, коррекции отклонений в физическом развитии младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья с тем, чтобы приблизить его телесные, духовные, нравственные возможности к полноценной социокультурной жизни. Общая характеристика учебного предмета Программа по коррекционным занятиям на развитие физических качеств и возможностей «Двигательное развитие» учитывает особенности психических, физических и двигательных данных обучающихся, способствует физическому развитию, формирует основы изучаемых двигательных умений и навыков, определяет оптимальный объем знаний и умений по коррекционным занятиям, который доступен большинству обучающихся. Обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов. Программа учитывает особенности физического и психического развития и деятельности учащихся, способствует их физическому и умственному развитию. Коррекционные занятия помогают учителю обучать учащихся таким жизненно важным двигательным навыкам, как ходьба, бег, прыжки и метания и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости, а также использования в занятиях специальных подводящих упражнений. В процессе физического воспитания необходимо добиваться решения конкретных задач: учить правильному построению на уроках и знанию своего места в строю; учить правильному передвижению детей из класса на урок; учить ориентироваться в зале по конкретным ориентирам (вход, стены, потолок, пол, углы); учить простейшим исходным положениям при выполнении общеразвивающих упражнений и движению в различных пространственных направлениях (вперед, назад, в сторону, вверх, вниз); учить навыкам правильного дыхания (по показу учителя); учить выполнению простейших заданий по словесной инструкции учителя; учить ходить и бегать в строю, в колонне по одному; прививать навыки координации движения толчка двумя ногами в различных видах прыжков; обучать мягкому приземлению в прыжках; учить прыжку толчком одной ноги и приземлению на две ноги; учить правильному захвату различных по величине предметов, передаче и переноске их; учить метаниям, броскам и ловле мяча; учить выполнять простейшие упражнения в определенном ритме; учить сохранению равновесия при движении по гимнастической скамейке; учить преодолению простейших препятствий; учить целенаправленным действиям под руководством учителя в подвижных играх. Целенаправленное двигательное развитие в рамках курса происходит на специально организованных занятиях. При обучении учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется индивидуальный подход к учащимся. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). В образовании детей с ОВЗ особое значение придается практической стороне специального образования - развитию жизненной компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. Применяются следующие приёмы и методы обучения: беседа, объяснение, сравнение, упражнение, демонстрация, наблюдение. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне. Этапы мониторинга: 1. Стартовая диагностика: проводится в начале учебного года, для выявления уровня актуального развития ребёнка, его потенциальные возможности. 2. Итоговая диагностика: проводится в конце учебного года, определяет характер динамики развития и позволяет составить дальнейший образовательный маршрут ребёнка или класса. Место коррекционного курса «Двигательное развитие» в учебном плане Коррекционный курс «Двигательное развитие» входит в часть учебного плана «Коррекционно-развивающие занятия». Реализация рабочей программы коррекционного курса «Двигательное развитие» рассчитана на 34 часа в год . В процессе занятий учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру). Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми. Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи детей. Содержание коррекционного курса «Двигательное развитие» В основу обучения положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Содержание программного материала занятий состоит из базовых и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений: упражнения для развития мелкой моторики рук; упражнения для формирования правильной осанки; комплекс упражнений для профилактики плоскостопия; комплекс упражнений дыхательной гимнастики; упражнения для развития координации; упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата. Объем программного материала по коррекционным занятиям предполагает наращивание знаний и умений в сравнении с ранее полученными знаниями. В разделы включены специально подобранные физические упражнения, которые позволяют воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы и системы, корригировать недостатки развития. Оценка результативности учебной деятельности Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования должно быть достижение предметных результатов освоения адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2). Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Контроль предметных ЗУН предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся и не подразумевает его сравнение с другими детьми. Требования к уровню подготовки учащихся В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Предполагаемые результаты освоения программы 1. Развитие элементарных пространственных понятий. 2. Знание частей тела человека. 3. Знание элементарных видов движений. 4. Умение выполнять исходные положения. 5. Умение бросать, перекладывать, перекатывать мячи. 6. Выполнять упражнения по показу, схеме 7. Выполнять элементарные движения с предметами (скакалка, мяч, обруч и др) Календарно – тематическое планирование № п/п Тема Колво часов 1. Построение. Дыхательные упражнения. Ходьба по кругу друг за другом. 2. 3. Двигательные упражнения в круге. П/и «Ходим кругом друг за другом» 1ч. Общеразвивающие упражнения с малыми мячами. П/и «Кто 1ч. внимательный?» Броски и ловля большого мяча П/и «Кто самый ловкий» 1ч. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 1ч Игры на развитие пальчиковой моторики с речевым сопровождением. Упражнения для укрепления мышц туловища. Упражнения для ног из положения лёжа. Упражнения с гимнастическими палками. 1ч. 1ч. ОРУ с кубиками. Упражнения для равновесия .Ходьба по выстроенной дорожке. Упражнения лёжа на ковриках. П/и «» Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы), одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы). П/и «» Отбивание мяча от пола двумя руками . (большого) 2ч. Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину. Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), 1 наклон (вперед, назад, вправо, влево). П/и «» Ходьба на носках (на пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, в приседе). 1ч. Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед, назад,в сторону.П/и «» Прыжки на одной ноге. П/и «» 1ч. Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движением рук, ходьба с изменением направления) Пальчиковые игры. Разучивание .(с речевым сопровождением) 1ч. 2ч. 1ч. 2ч. 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 1ч. 2ч. дата 20. Упражнения с обручем. 21. Упражнения с массажными мячами. Катание мячей стопами ног. 1ч. 22. 23. Имитационные упражнения. Игры и упражнения. Упражнения со скакалками. Прыгание на двух ногах. 1ч. 2ч. 24. 25. Метание мяча в горизонтальную цель. (малого) Упражнения с нейроскакалкой. 1ч. 2ч. 26. Музыкальные игры с речевым сопровождением 2ч. Учебно-методический комплекс Материально-техническое обеспечение (специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся) дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий; Музыкальные игры Музыкальный центр или магнитофон Спортивный инвентарь