30.11.2017
В последнее время, всё чаще в образовательной системе (детские сады, школы, техникумы, ВУЗы) стали появляться такие термины, как инклюзия, инклюзивное образование, дети с ОВЗ. Но не все до конца понимают, что же это за категория детей (дети с ОВЗ), и каким образом происходит их инклюзия в общеобразовательную систему. А самое главное, положительно или отрицательно инклюзия влияет на самих детей и подростков.
Предлагаю более подробно разобраться в терминологии.
Согласно Федеральному закону "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья", лицо с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.
К категории детей с ограниченным здоровьем относятся: дети с расстройством поведения и общения; с нарушениями слуха; с нарушениями зрения; с речевыми дисфункциями; с изменениями опорно-двигательного аппарата; с отсталостью умственного развития; с задержкой психического развития; с комплексными нарушениями.
В том же законе отмечается, что инклюзивное образование предполагает, образовательный процесс, при котором, дети с ОВЗ могут обучаться в образовательной среде с нормально развивающимися сверстниками.
В каком именно учреждении будет обучаться ребенок с ОВЗ (в общеобразовательной организации или в специализированном учреждении для детей с ОВЗ) на сегодняшний день выбирают именно родители или законные представители ребенка.
Поскольку практика инклюзивного образования в нашей стране действует относительно недавно, существует множество спорных вопросов, насколько положительно или отрицательно её влияние на самих детей.
Ведь в большинстве случае родители (законные представители), желая своим детям хорошего будущего, стремятся отдать своих детей именно в массовые общеобразовательные учреждения.
Кто-то, из-за того, что это определенный статус для ребенка, семьи в целом (такие родители не приемлют тот факт, что их ребенок будет обучаться в специализированном учреждении).
А кто-то из родителей не смог до конца смириться с тем, что у ребенка имеются ограниченные возможности здоровья. Отдавая своего ребенка в массовое образовательное учреждение (чаще всего школа), родитель надеется на то, что ребенок «догонит» своих сверстников.
Действительно, у детей с задержкой психической развития есть шанс, что познавательные процессы достигнут уровня нормы, но каково будет психологическое состояние ребенка в условиях его нахождения среди более успешных сверстников?
А ведь это немаловажный фактор. Мы (взрослые) стремимся к тому, чтобы наш ребенок был умным, успешным в учёбе и часто забываем обращать внимание на психологический комфорт детей.
А теперь представьте себя на месте ученика начальной школы, который изо дня в день получает плохие оценки, нарекания учителя, недопонимает полученную информацию или не понимает вообще, видит себя менее успешным среди одноклассников. Какое психологическое состояние будет у такого ребенка? И какие последствия может повлечь за собой это состояние?
Если мы этого же ребенка определим в класс коррекции, где он будет получать то же самое начальное образование (имеется виду дети с ЗПР), но с более щадящими требованиями, с наименьшим количеством обучающихся, с индивидуальным подходом конкретно для этого ребенка, то в таких условиях ребенок будет чувствовать себя более успешным. Очевидно и то, что психологическое состояние такого ребенка будет гораздо более благоприятным, а это значит, что и процесс обучения в дальнейшем будет на более высоком уровне.
Но есть и другая сторона этого вопроса. Так, например, дети с нарушениями слуха, обучающиеся в специализированной среде, общаются с помощью жестовой речи. И поскольку этот способ наиболее удобен для них в общении, то нет необходимости обучаться разговорной речи, что ведет за собой некий регресс: «Зачем мне говорить, если мои друзья, учителя, родители понимают меня с помощью жестов?»
А если мы этих детей будем периодически «включать», то есть интегрировать в образовательный процесс с детьми нормально слышащими, то их речевые функции будут использоваться, развиваться, а значит и процесс адаптации в обществе в дальнейшем, уже во взрослой жизни, будет более успешным. Ведь главной целью инклюзии является именно адаптация ребенка с ОВЗ в обществе.
Поэтому родителям при выборе образовательного учреждения, прежде всего необходимо отталкиваться от того, насколько будет комфортно ребенку обучаться в той или иной образовательной среде. Важно при этом помнить, что здоровье ребенка (физическое, психологическое) гораздо важнее социального статуса семьи.
Конечно же, при выборе образовательного учреждения родителям не стоит пренебрегать мнениями специалистов: невролога, психиатра, психолога и других. Существует психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), где группа специалистов, проведя диагностику ребенка, сможет рекомендовать родителям определенный образовательный маршрут.
Кириллова Нина Владимировна, педагог-психолог
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.11.2018
Дата обновления: 22.11.2018
Дата публикации: 30.11.2017