Легко ли быть директором?! (из истории образовательного учреждения)
15.01.2019
Рассуждения по поводу
заданного вопроса могут быть совершенно разные. Кто-то скажет: "Да что он
там делает, сидит себе в
кабинете...". Другой произнесет: "Ну,
если сравнивать, то этот-то
лучше, чем предыдущий!"
Но ответ на этот вопрос сможет дать только тот, кто работал на этой должности, тот, кто не зная покоя, постоянно думает о школе, о детях. И эта забота не отступает ни на минуту, потому что это не просто школа, а школа-интернат, и в ней в то время учились не просто дети, а дети, которых сейчас называют "оставшиеся без попечения родителей".
Именно такой человек руководил школой (сегодня это ГКОУ СО "Березовская
школа-интернат") в период с мая
1984 г. по январь 1996 г. Кто он? Как он стал директором? По своему
желанию , а может быть нет?
Старшее поколение, вспоминая то ушедшее в прошлое время,
знает, что на наиболее проблемные
участки направляли коммунистов. При этом
никто никого не уговаривал, а просто говорили,
что это нужно партии (в то время -
КПСС). Так было и с Григорьевой Александрой Лаврентьевной, которая, работая завучем в школе 32 посёлка Монетный, была, как коммунист, направлена директором в Монетную
вспомогательную школу-интернат.

Это сейчас в школе немногим ста обучающихся, а тогда - только "государственных" детей было около 200, которых нужно было одеть, обуть, накормить... И не так бы было все проблематично, если бы все это было...
Но все проблемы можно решить, если рядом с тобой деятельные заместители и молодой активный коллектив, который может и работать, и отдыхать. Конечно и тогда, как и сейчас, была та ложка дегтя, которая портит мед в бочке.
Но это не могло повлиять на требования по соблюдению трудовой дисциплины, решению личных проблем работников, устройству выпускников после окончания школы.
Григорьева Александра
Лаврентьевна (Герасимова) родилась в Меньцанском районе Мардовский АССР в 1932
году. Закончив школу, поступила в Куйбышевский педагогический институт. После
окончания в 1955 году сразу пошла работать преподавателем русского языка и
литературы. В поселок Монетный приехала в 1956 году, выйдя замуж. И с того времени вся её жизнь
связана со школой. Любовь к родному языку
она передавала не только детям школьного возраста, но и совсем взрослым людям, посещающим вечернюю школу. Весь трудовой
стаж, а его было ни много, ни мало,
а 43 года, был отдан системе
образования. Звание "Ветеран труда" является тому подтверждением.
В то время, как рассказывают, к учителю относились с уважением.
На каждом этапе развития школа движется в своём направлении. Направление определяется наличием проблем, имеющихся в учреждении в определенный период. Тогда ещё мало кто понимал, что к детям, имеющим особенности в развитии, должно быть особое внимание и отношение, особые образовательные технологии и сопровождение. Обо всем этом знали те, кто работал здесь, создавая лучшие условия для жизни детей, планируя перспективы развития коллектива, узнавая новое для его реализации в школе.
В один из праздничных дней для школы Александрой Лаврентьевной было
прочитано стихотворение собственного
сочинения, в котором она и
обозначила основные проблемы школы.
"Сегодня день особенный,
Один из лучших дней,
Сегодня наша школа
Встречает юбилей.
Ведь 25 - немного,
Но 25-немало,
А 25, поверьте,
Хорошее начало.
Здесь много сил положено,
Но много не истрачено ,
Здесь много нами сделано,
Но много не охвачено.
Здесь много планов строилось,
Не все осуществились,
Но новые мечты теперь
У нас у всех родились.
И не мечты Манилова,
А самые реальные,
Чтоб для труда создали б
нам, условия идеальные.
Чтобы станки рабочие,
Чтобы машины швейные,
Ученики послушные
Учителя примерные.
Чтоб кадры в нашей школе
бы надолго закреплялись бы,
Специалисты в первый год
квартирами снабжались бы.
Чтоб ОПТ не так себе,
А с пользой проводились,
Чтобы ребята с радостью
Для общества трудились.
Чтоб на пошив изделий
Заказы принимались,
Добротными товарами прилавки
наполнялись бы.
Столяры бы, умельцы,
мебель делать учились,
За такую работу
Ими б только гордились.
Ну, а если б к тому же наш хозкорпус отстроили,
Свиноводство с ребятами мы бы быстро освоили.
Так глядишь, и войдёт хозрасчетие смело,
Ну, а деньги считать, -
математиков дело.
Если б нам МТП хоть сестрой
приходилось,
Территория школы б вся огнями светились.
Ну, а если б к нему ОМЗ подключился,
Неплохой городок для ребят
получился б.
Ну, а мех. то колонне сам бог-повелитель,
Коль её поселил там, где наша обитель.
Велел он во всем школе той
помогать,
И стеклом обеспечить, и линолеум
дать.
И забор починить,
И купалку устроить,
Спортплощадку построить.
А попечительский совет
Не приложил старанья,
И остались на бумаге
Одни лишь воспоминания.
Который год горисполком
Автобус обещает.
Ведь плохо, если он всегда
Вопросы так решает.
Всегда ходить, молиться и просить,
Уж стало как-то стыдно,
Не за себя, а за детей
Просить всегда обидно.
К таким домам, как наш детдом,
Охота ль, не охота,
Должна проявлена же быть
Особая забота.
И вот с этой трибуны
Я скажу всем Вам честно,
Что без общей заботы
Трудно сдвинуться с
места." (1991г.)
В 2016 году школе исполнилось
40 лет, а с момента написания стихотворения - 27 лет. Многие из проблем, указанных директором тех
лет, решены, многие добавились вновь. Но неизменным
остаётся одно - решить их может только тот коллектив, который стремится поднять имидж
образовательного учреждения и создать условия, которые позволят выпускникам
школы быть счастливыми людьми.
Это было время, когда школа
просто учила и воспитывала детей. И всем этим руководила администрация в
лице директора.
Вот некоторые отзывы педагогов, работающих с Александрой Лаврентьевной: "Целеустремленная, не заносчивая, умеющая выслушать и понять человека". "Разносторонне развитый человек, который не только замечательно руководил коллективом, но и мог спеть в компании коллег, написать стихи или песни".
И это действительно так. Ведь песни, написанные Александрой Лаврентьевной актуальны и в настоящее время. Вот одна из них.
"Обращение к президенту"
(07.11.2000, 3 часа ночи, мелодия
народной песни " Ты скажи че те надо"
)
1куплет.
Педагоги, педагоги, как мала у Вас зарплата,
Чтобы можно на неё сейчас
прожить,
Для того ли, для того ли
Институты Вы кончали, Чтобы жизнь свою в бедности влочить.
2 куплет.
Президент, президент,
Президент товарищ Путин, повернись-ка ты к Учительству лицом,
Увеличь, увеличь, увеличь раз в 5 зарплату,
И тогда ты точно будешь молодцом.
3 куплет.
Это сделать, это сделать,
это сделать надо срочно,
Молодых уж в школе нет
учителей,
А без них, а без них,
современных школ не будет,
Президент для школы денег не
жалей.
4 куплет.
Очень плохо, очень плохо,
очень плохо без мужчин нам,
А они на выстрел в школу не идут,
А была бы, а была бы,
поприличнее зарплата,
Парни в школе появились тут, как тут.
5 куплет.
И вопрос о дисциплине,
алкоголе и куренье,
В каждой школе уж давно бы был
решен,
Но мужского воспитанья и отцовского вниманья
Коллектив детей давно уже
лишен.
Это было время, когда не было
компьютеров, а была одна печатная машинка,
в которую вставлялись листы с
копировальной бумагой, все приказы
писались в двух общих тетрадях вручную,
было единое руководство в лице
Управления образования, а заработная плата выдавалась наличными
деньгами по платёжной ведомости под роспись. И никто не считался со
временем, не взирая на не очень высокую
заработную плату. Было совсем мало бумаг,
зато больше времени для детей. Ведь их надо было и свозить в театр, и организовать с ними праздник, и помыть в бане.
Порой, при устройстве человека на работу, специалист отдела кадров (а раньше о такой
должности в образовательном учреждении можно было только мечтать, а всю "кадровую" работу выполнял
директор), желая сделать запись, заводил новую трудовую книжку, так как в cтарой уже не было места.
У
Александры Лаврентьевны же было всего четыре записи в трудовой книжке :
учитель, завуч, директор и снова учитель.
Наверное, больше школы, Александра Лаврентьевна любила свою семью, хотя порой за решением проблем не всегда могла уделить ей достаточное количество времени.
Но даже это не могло изменить решений в выборе профессии внучками Александры Лаврентьевны: "Работать в
школе, в которой работала бабушка и
которой она отдала всю свою жизнь".
автор - Опарина Татьяна Юрьевна
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.01.2019
Дата обновления: 26.03.2019
Дата публикации: 15.01.2019
Copyright © 15.01.2019 Опарина Татьяна Юрьевна