09.02.2022
Согласно пункту 3 статьи 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной
общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных
представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии (далее – ПМПК). Заключение ПМПК является документом, подтверждающим
право ребенка на обеспечение специальных условий для получения им образования, в том числе необходимость предоставления услуг тьютора, ассистента (помощника).
Ассистент (помощник) является работником, который осуществляет помощь в
уходе, передвижении, питании и других необходимых действиях с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Ассистент (помощник) не является педагогическим работником, к его уровню образования не предъявляются требования по наличию высшего или среднего профессионального
образования. Роль ассистента (помощника) могут выполнять родители (законные
представители) ребенка.
Тьютор является педагогическим работником, который обеспечивает
индивидуализацию учебного процесса для обучающихся с ОВЗ, участвует в реализации адаптированной основной общеобразовательной программы,
обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимся уровней
образования, осуществляет взаимодействие с участниками образовательного
процесса.
В соответствии с методическими рекомендациями по вопросам внедрения
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС ОВЗ) (направлены
письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016 №
ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ») работа тьютора ориентирована на построение и
реализацию персональной образовательной стратегии, включая реализацию
адаптированной образовательной программы или специальной индивидуальной
программы развития и учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ,
образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.
Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка дидактических
материалов для урока, транслирование заданий учителя, сопровождение и
организация занятости ребенка при необходимости покинуть класс) и воспитании
(организация коммуникации с одноклассниками на переменах, включение ребенка с
учетом его интересов и особенностей в социальные проекты).
В инклюзивном образовании тьютор, кроме сказанного выше, это специалист,
который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в
образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном
активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может
создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной
адаптации.
Согласно ФГОС ОВЗ построение образовательного процесса ориентировано на
учет индивидуальных возрастных, психофизических особенностей обучающихся,
предполагается возможность разработки индивидуальных учебных планов. Реализация
адаптированной образовательной программы и индивидуальных учебных планов
сопровождается поддержкой тьютора. Нагрузка тьютора определяется исходя из его
занятости с каждым ребенком (от 1 до 6 человек).
Тьютор может выполнять следующие функции:
педагога сопровождения, воспитателя, который оказывает помощь, выполняет
рекомендации психолого-медико-педагогического консилиума, ведет педагогическую
и воспитательную работу, обеспечивает поддержку педагогов, специальных
педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе
образовательного процесса; включает ребенка с ОВЗ в детский коллектив,
организует ситуацию поддержки ребенка с ОВЗ; помогает всем участникам
образовательного процесса осознать, какую помощь можно оказать ребенку с ОВЗ и
как правильно это сделать;
специалиста службы сопровождения, обладающего знаниями в области
коррекционной педагогики, дефектологии, психологии (психолога, социального
педагога, дефектолога).
Исходя из вышесказанного, деятельность тьютора не предполагает
нахождение педагога вместе с обучающимся во время учебных занятий. Тьютор
организует взаимодействие всех субъектов учебного процесса с учетом
рекомендаций для конкретного ребенка, в том числе организует коммуникации с другими педагогами и сверстниками.