09.02.2022
В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) содержание образования и условия организации обучения и
воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются
адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии
с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях
создаются специальные условия для получения образования указанными
обучающимися.
Согласно статьи 5 Закона
об образовании в целях реализации права каждого человека на образование
федеральными государственными органами, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются
необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными
возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной
адаптации, оказания ранней коррекционной помощи.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Законе об образовании понимаются условия обучения, воспитания и
развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии,
утвержденным приказом Минобрнауки России
от 10.09.2013 № 1082 представленное родителями (законными представителями)
детей заключение комиссии является основанием для создания образовательными
организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
В заключении психолого-медико-педагогической комиссии указываются:
обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и
наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком
образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе
специальных педагогических подходов;
рекомендации по определению формы получения образования, образовательной
программы, которую ребенок может освоить, форм и методов
психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для
получения образования.
По вопросу создания специальных условий для получения образования
детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся
в муниципальных образовательных организациях необходимо обращаться в органы
местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.