РП Духовно-нравственного развития и воспитания группы Особый ребенок, ТУО и ТМНР

Рабочая программа воспитателя
группа № 2 «Особый ребенок»
(обучающиеся5-9 классов)

Пояснительная записка
В качестве основных нормативных правовых оснований, обеспечивающих процесс программы
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с умственной отсталостью, выступают
следующие документы:
1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в РФ».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1599.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся
начального общего образования обучающихся с ОВЗ от от 19 декабря 2014 г. N 1598
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
5. О направлении программы (вместе с Программой развития воспитательной компоненты в
общеобразовательных учреждениях)»: письмо Министерства образования и науки РФ от 13 мая 2013 г.
№ ИР-352/09.
6. «О направлении рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по формированию перечня мер и
мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной
школе»): письмо Минобрнауки России от 12.07.2013 № 09-87
7. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(СанПиН 2.4.2.3286-15)
8.Устав Государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области
«Березовская школа-интернат»
9. Локальные акты образовательного учреждения
Программа духовно-нравственного развития призвана направлять образовательный процесс на
воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви
к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.
Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной, внешкольной
деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других
институтов общества.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социальнопедагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям
российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных
чувств, нравственного сознания и поведения.
Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в области формирования личностной культуры ―

формирование мотивации универсальной нравственной компетенции — «становиться
лучше», активности в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной
деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое
«плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;

формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых)
ценностях;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в
достижении результата.
Задачи в области формирования социальной культуры ―

воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;


формирование чувства причастности к коллективным делам;

развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями,
старшими детьми в решении общих проблем;

укрепление доверия к другим людям;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и
сопереживания им.
Задачи в области формирования семейной культуры ―
формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к
старшим и младшим;
формирование положительного отношения к семейным традициям и устоям.
Основные направления духовно-нравственного развития
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Общие задачи духовно-нравственного развития обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи
тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития
личности гражданина России.
В основу данной программы положены идеи развития личности ребенка, как носителя
ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
Система воспитания в образовательном учреждении для умственно отсталых обучающихся – это,
прежде всего, среда для их первичной социализации и социальной адаптации, в которой воспитанность
школьников проявляется в наличии у них основных интегральных качеств личности: ответственности,
дисциплинированности, умении выполнять общие правила поведения, отношение к реальной
действительности, в самосознании и др. Интегральные качества личности воспитанника определяют
направленность воспитания, в частности: духовность, мораль, физическое развитие, познание, труд и
др.
Воспитание понимается нами, как целенаправленное, построенное на научных основах,
отражающих природу ребенка и природу развития личности, организованное профессионаломпедагогом восхождение ребенка к культуре современного ему общества, вхождение его с помощью
педагога в контекст культуры и развитие способности жить в современном обществе. В процессе
воспитания происходит освоение, усвоение присвоение ребенком ценностей общества (духовных,
моральных, нравственных, культурных и др. ценностей). Именно это положение является основой для
определения эффективности воспитательной работы с обучающимися, системы оценки воспитательных
результатов.
Ведущими принципами воспитания являются:
1.
принцип социальной активности
2.
принцип социального творчества
3.
принцип взаимодействия личности и коллектива
4.
принцип развивающего воспитания
5.
принцип мотивированности
6.
принцип индивидуализации
7.
принцип целостности воспитательного процесса
8.
принцип единства образовательной и воспитательной среды
9.
принцип природо- и социосообразности.
Содержание Программы служит духовно-нравственному развитию и воспитанию личности
обучающихся и определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями:

патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение
Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям,
институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь,
достоинство;
гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество,
закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;










семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и
младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и
настойчивость;
наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной
жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на
основе межконфессионального диалога;
искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный
выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое
сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс
человечества, международное сотрудничество.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития обучающихся основано на определённой
системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися на
доступном для них уровне.
Организация духовно-нравственного развития обучающихся осуществляется по следующим
направлениям:

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека.

воспитание нравственных чувств, этического сознания и духовно-нравственного поведения.

воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Все направления духовно-нравственного развития важны, дополняют друг друга и обеспечивают
развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
В основе реализации программы духовно-нравственного развития положен принцип системнодеятельностной организации воспитания. Он предполагает, что воспитание, направленное на
духовно-нравственноеразвитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию
учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников.
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) слова учителя,
поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение, учащиеся испытывают большое доверие к
учителю. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует
устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях
между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество
духовно-нравственного развития детей.
Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример
нравственности. Пример окружающих имеет огромное значение в нравственном развитии личности
обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Наполнение всего уклада жизни обучающихся обеспечивается также множеством примеров
духовно-нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории,
истории и культуре традиционных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов
Российской Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. Важно
использовать и примеры реального нравственного поведения, которые могут активно
противодействовать тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения,
которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание
компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.
Нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) лежит в основе их «врастания в человеческую культуру», подлинной социализации и ин-

теграции в общество, призвано способствовать преодолению изоляции проблемного детства. Для этого
необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, участвовать в совместной
общественно полезной деятельности детей и взрослых.
Задачи и содержание программы духовно-нравственного развития и воспитания
Виды деятельности и формы занятий
Направление
Задачи
с обучающимися
Воспитание
Привитие любови к близким, к
Знакомятся
с
государственной
гражданственности,
своей школе, своему селу,
символикой – Гербом, Флагом
патриотизма,
городу, народу, России
Российской Федерации, гербом и
уважения
флагом Свердловской области (на
к правам, свободам и Формирование элементарных
плакатах, картинах, в процессе бесед,
обязанностям
представлений о своей «малой»
чтения книг);
человека ―
Родине, ее людях, о ближайшем
Знакомятся
с
героическими
окружении и о себе
страницами истории России, жизнью
замечательных людей,
Формирование стремления
явивших примеры гражданского
активно участвовать в делах
служения,
исполнения
класса, школы, семьи, своего
патриотического
долга,
с
села, города
обязанностями
гражданина (в процессе бесед,
Формирование уважения к
экскурсий, просмотра кинофильмов,
защитникам Родины
экскурсий по историческим и
памятным местам, сюжетно-ролевых
Воспитание положительного
игр гражданского и историкоотношения к своему
патриотического
национальному языку и культуре содержания);
Знакомятся с историей и культурой
Формирование элементарных
родного
края,
народным
представлений о национальных
творчеством,
героях и важнейших событиях
этнокультурными
традициями,
истории России и её народов
фольклором, особенностями быта
народов России (в процессе
Воспитание умения отвечать за
бесед, сюжетно-ролевых
свои поступки
игр,
просмотра
кинофильмов,
творческих конкурсов, фестивалей,
Формирование негативного
праздников, экскурсий);
отношения к нарушениям
Знакомятся
с
важнейшими
порядка в классе, дома, на улице, событиями в истории нашей страны,
к невыполнению человеком
содержанием и
своих обязанностей
значением
государственных
праздников (в процессе бесед,
Развитие интереса к
проведения классных часов,
государственным праздникам и
просмотра учебных фильмов, участия
важнейшим событиям в жизни
в
подготовке
и
проведении
России, Свердловской области, г. мероприятий, посвященных
Березовского, пос. Монетный.
государственным праздникам);
Участвуют в просмотре учебных
фильмов,
отрывков
из
художественных фильмов,
проведении бесед о подвигах

Воспитание
Формирование умения различать
нравственных чувств хорошие и плохие поступков
и этического сознания
Формирование способности
признаться в проступке и
проанализировать его
Формирование представления о
том, что такое «хорошо» и что
такое «плохо», касающиеся
жизни в семье и в обществе
Формирование представления о
правилах поведения в
общеобразовательной
организации, дома, на улице, в
населённом пункте, в
общественных местах, на
природе
Воспитание уважительного
отношения к родителям,
старшим, доброжелательное
отношение к сверстникам и
младшим
Установление дружеских
взаимоотношений в коллективе,
основанных на взаимопомощи и
взаимной поддержке
Воспитание бережного,
гуманного отношения ко всему
живому
Формирование представления о
недопустимости плохих
поступков
Формирование правил этики,
культуры речи (о
недопустимости грубого, невежливого обращения,

Российской
армии,
защитниках
Отечества, подготовке и
проведении
игр
военнопатриотического
содержания, конкурсов и спортивных
соревнований,
сюжетно-ролевых
игр на местности, встреч с
ветеранами и военнослужащими
Получают
первоначальные
представления о базовых ценностях
отечественной
культуры,
традиционных моральных нормах
российских народов (в процессе
бесед,
экскурсий,
заочных
путешествий, участия в творческой
деятельности, такой, как театральные
постановки,
литературномузыкальные
композиции,
художественные выставки и других
мероприятий,
отражающих
культурные и духовные традиции
народов
России);участвуют
в
проведении
уроков
этики,
внеурочных
мероприятий,
направленных на формирование
представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых
программах,
позволяющих
школьникам
приобретать
опыт
ролевого
нравственного
взаимодействия;
знакомятся
с
основными правилами поведения в
школе, общественных местах (в
процессе бесед, классных часов,
просмотра
учебных
фильмов,
наблюдения
и
обсуждения
в
педагогически
организованной
ситуации
поступков,
поведения
разных
людей);усваивают
первоначальный опыт нравственных
взаимоотношений
в
коллективе
класса
и
образовательной
организации – овладевают навыками
вежливого,
приветливого,
внимательного
отношения
к
сверстникам, старшим и младшим
детям, взрослым, обучаются дружной
игре,
взаимной
поддержке,
участвуют в коллективных играх,
приобретают
опыта
совместной
деятельности; принимают посильное

использования грубых и
нецензурных слов и выражений)

Воспитание
трудолюбия,
активного отношения
к учению, труду,
жизни

Формирование первоначальных
представлений о нравственных
основах учёбы, ведущей роли
образования, труда в жизни
человека и общества
Воспитание уважения к труду и
творчеству близких, товарищей
по классу и школе
Привитие первоначальных
навыков коллективной работы, в
том числе при выполнении
коллективных заданий,
общественно-полезной
деятельности
Привитие навыка соблюдения
порядка на рабочем месте.

Воспитание
ценностного
отношения к
прекрасному,
формирование
представлений об
эстетических идеалах
и ценностях
(эстетическое
воспитание) ―

Формировать умение различать
красивое и некрасивое,
прекрасное и безобразное
Формирование элементарных
представлений о красоте
Формирование умения видеть
красоту природы и человека
Привитие интереса к продуктам
художественного творчества
Формирование представления и
положительное отношение к
аккуратности и опрятности
Формирование представления и

участие
в
делах
благотворительности, милосердия, в
оказании помощи нуждающимся,
заботе о животных, других живых
существах, природе.
Получают
первоначальные
представления о роли труда и
значении творчества
в жизни
человека и общества в процессе
проведения
внеурочных
мероприятий;
Знакомятся с профессиями своих
родителей
(законных
представителей) и прародителей,
участвуют
в
организации
и
проведении
презентаций
«Труд
наших родных»;
Приобретают опыт уважительного и
творческого отношения к учебному
труду (посредством презентации
учебных и творческих достижений,
стимулирования
творческого
учебного труда, предоставления
обучающимся
возможностей
творческой инициативы в учебном
труде);
Осваивают
навыки
творческого
применения знаний, полученных при
изучении учебных предметов на
практике
(в
рамках
предмета
«Технология», участия в разработке
и реализации различных проектов);
Приобретают умения и навыки
самообслуживания в школе и дома.
Осваивают
навыки
видеть
прекрасное в окружающем мире,
природе родного края, в том, что
окружает
обучающихся
в
пространстве
образовательной
организации и дома, сельском и
городском ландшафте, в природе в
разное время суток и года, в
различную
погоду;
разучивают
стихотворения,
знакомятся
с
картинами, участвуют в просмотре
учебных
фильмов,
фрагментов
художественных фильмов о природе,
городских и сельских ландшафтах;
развивают умения понимать красоту
окружающего
мира
через
художественные образы;
Осваивают
навыки
видеть

отрицательное отношение к
некрасивым поступкам и
неряшливости

прекрасное в поведении, отношениях
и труде людей, развивают умения
различать добро и зло, красивое и
безобразное, плохое и хорошее,
созидательное и разрушительное
(знакомятся с местными мастерами
прикладного искусства, наблюдают
за их работой, участвуют в беседах
«Красивые и некрасивые поступки»,
«Чем красивы люди вокруг нас», в
беседах о прочитанных книгах,
художественных
фильмах,
телевизионных
передачах,
компьютерных играх и т. д.);
Получают
первичный
опыт
самореализации в различных видах
творческой деятельности, выражения
себя в доступных видах и формах
художественного творчества (на
уроках
художественного
труда,
школьных кружков и творческих
объединений,
литературных
и
художественных салонов, в процессе
проведения творческих конкурсов,
детских фестивалей искусств и т. д.);

Планируемые результаты духовно-нравственного развития
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития обучающихся должно
обеспечивать

формирование

начальных

нравственных

представлений,

опыта

эмоционально-

ценностного постижения окружающей действительности и форм общественного духовно-нравственного
взаимодействия.
В результате реализации программы духовно-нравственного развития обеспечивается:
приобретение обучающимися представлений и знаний (о Родине, о ближайшем окружении и
о себе, об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в
обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
переживание обучающимися опыта духовно-нравственного отношения к социальной
реальности

(на

основе

взаимодействия

обучающихся

между

собой

на

уровне

класса,

общеобразовательной организации и за ее пределами);
приобретение обучающимся нравственных моделей поведения, которые он усвоил вследствие
участия в той или иной общественно значимой деятельности;
развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности,

чувства патриотизма и т. д.
При этом учитывается, что развитие личности обучающегося, формирование его социальных
компетенций становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагогов, других
субъектов духовно-нравственного развития (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности,
СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития должны быть предусмотрены
следующие воспитательные результаты, которые могут быть достигнуты обучающимися.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения
к правам, свободам и обязанностям человека ―
положительное отношение и любовь к близким, к своей школе, своему селу, городу, народу,
России;
опыт ролевого взаимодействия в классе, школе, семье.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания ―
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в
трудной ситуации;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое
отношение к младшим.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни ―
положительное отношение к учебному труду;
первоначальные навыки трудового сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и
взрослыми;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно-полезной и личностно значимой
деятельности.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
(эстетическое воспитание) ―
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей.
Программа определяет содержание воспитательных мероприятий по четырем

направлениям:

1. Модуль «Я – гражданин». (Основы гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям.)
2. Модуль «Я – человек». (Воспитание нравственных чувств, этического сознания, духовнонравственного поведения).
3. Модуль «Я и труд» (Воспитание трудолюбия, знакомство с начальной профориентацией)

4.

Модуль «Я и культура» (Формирование основ эстетической культуры – эстетического

воспитания).
Модуль «Я и здоровье». (Охрана здоровья, безопасность жизнедеятельности)
Материал программы позволяет систематизировать и закреплять у детей необходимые им навыки
самообслуживания, личной гигиены, труда, ориентировки в окружающем.
Последовательность изучения тем и количество отведенных часов может варьироваться
воспитателем в зависимости от ситуаций, индивидуальных особенностей. Программа построена
по принципу поэтапного усложнения и расширения объема сведений, что позволяет повторять и
закреплять полученные знания и умения.
Основными формами и методами являются практические работы и упражнения, вводные
беседы, экскурсии, игры – драматизации, ситуационные и сюжетно – ролевые игры, чтение
художественной литературы.
При проведении воспитательной работы необходимо уделять внимание развитию речи, как её
регулирующей и коммуникативной функций, интегрировать изучение правил по технике
безопасности и ОБЖ в другие занятия. Вся коррекционно – воспитательная работа направлена на
интеграцию детей в обществе. Учитывая психофизические возможности детей, состояние их
здоровья, за основу необходимо взять коррекцию эмоционально – волевой сферы, создание
ситуации успеха для каждого воспитанника.
Цель программы:
Создание

благоприятных

условий,

содействующих

развитию

личности

ребенка,

её

индивидуальному самоопределению в социуме, духовно – нравственному формированию.
Задачи:
 Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии
каждого ребенка;
 Воспитывать культуру речевого общения, коммуникативные навыки, способствующие
социализации и адаптации детей;
 Использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения
эффективности образовательного процесса;
 Формирование трудовых навыков и умений, навыков самообслуживания в бытовом и
санитарно - гигиеническом труде
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
 Укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
 Формирование и развитие коммуникативной функции речи;
 Формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;

 Включение детей в домашний, хозяйственный, прикладной труд;
 Расширение социальных связей с целью формирования навыков социального
поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем мире;
 Развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
Для каждого воспитанника группы необходимо составить индивидуальный план
коррекционной работы, отслеживать результаты работы путем диагностики.
Диагностика:
1. Карта развития ребенка;
2. Речевое развитие ребенка;
3. Индивидуально – психологические особенности ребенка;
4. Психологическая карта динамики развития психических процессов;
Учащиеся посещают коррекционные занятия по расписанию
Таблица «Требования к оценке личностных результатов обучающихся »
№
п/п

Основные направления

1

Воспитание
гражданственности,
патриотизма, уважения к
правам, свободам и
обязанностям человека.

Перечень планируемых результатов
Социальные
компетенции
Элементарные
представления о
политическом
устройстве
Российского
государства;
представления о
символах
государства-флаге, гербе
России; интерес к
государственным
праздникам и
важнейшим
событиям в жизни
России, любовь к
образовательному
учреждении,
уважение к
защитникам
Родины, семье.

Модели
поведения
- Умение отвечать за
свои поступки;
негативное отношение
к нарушителям порядка
в классе, дома.

Виды деятельности
и формы занятий
по направлениям
-Ознакомление с
государственной
символикой –
гербом, флагом
России;
ознакомление с
культурой родного
края, народным
творчеством,
жизнью
замечательных
людей;
ознакомление с
историей нашей
страны,
содержанием и
значением
государственных
праздников (в
процессе бесед,
воспитательных
часов, просмотра
учебных фильмов,
участие в
подготовке
мероприятий,
участие в военнопатриотических
играх, конкурсах,
соревнованиях)

2

Воспитание трудолюбия,
творческого отношения к
образованию, труду и жизни.

Уважение к труду и
творчеству старших
и сверстников;
элементарные
представления об
основных
профессиях;
первоначальные
навыки
коллективной
работы,
отрицательное
отношение к лени.

Умение проявлять
дисциплинированность,
последовательность, и
настойчивость в
выполнении трудовых
поручений, умение
соблюдать порядок на
рабочем месте,
бережное отношение к
результатам своего
труда, к школьному
имуществу, учебникам,
личным вещам.

Получение
первоначальных
представлений о
роли знаний, труда
и значении
творчества в жизни
человека и
общества в
процессе изучения
учебных
дисциплин и
поведения
внеурочных
мероприятий;
участие в
экскурсиях для
ознакомления с
различными
видами труда,
профессиями;
знакомство с
профессиями своих
родителей
(законных
представителей),
получение
первоначальных
навыков
сотрудничества,
ролевого
взаимодействия со
старшими детьми,
взрослыми в
учебно-трудовой
деятельности ( в
ходе сюжетноролевых игр,
посредством
создания игровых
ситуаций по
мотивам
различных
профессий,
проведение
внеурочных
мероприятий:
праздники труда,
ярмарки,
конкурсы);
приобретение
начального опыта в
различных видах
общественно
полезной

3

Воспитание экологической
культуры, культуры здорового и
безопасного образа жизни.

Развитие интереса
к природе,
природным
явлениям и
формам жизни.

Ценностное отношение
к природе и всем
формам жизни;
бережное отношение к
растениям и животным.

4

Воспитание ценностного
отношения к прекрасному.
Формирование основ
эстетической культуры
эстетического воспитания.

Интерес к чтению,
произведениям
искусства,
концертам,
выставкам,
музыке, интерес к
занятиям
художественным
творчеством,
отрицательное
отношение к
некрасивым
поступкам и

Умение видеть красоту
природы, труда и
творчества, стремление
к опрятному внешнему
виду.

деятельности на
базе
образовательного
учреждения;
приобретение
умений и навыков
самообслуживания
в школе и дома.
Получение
первоначального
опыта
эмоционально
чувственного
непосредственного
взаимодействия с
природой,
экологически
грамотного
поведения в
природе(в ходе
прогулок).
Усвоение в семье
позитивных
образцов
взаимодействия с
природой: при
поддержке
родителей
(законных
представителей),
расширение опыта
общения с
природой, заботы
о животных и
растениях, участие
вместе с
родителями
(законными
представителями)
в экологической
деятельности.
Освоение навыков
видеть прекрасное
в окружающем
мире, природе
родного края, в
том ,что окружает
обучающихся в
пространстве
образовательного
учреждения и
дома, в природе в
разное время суток
и в различную

неряшливости.

5

Воспитание социальной
ответственности и
компетенции.

Различение
хороших и плохих
поступков;

Уважительное
отношение к
родителям, старшим,

погоду,
разучивание
стихотворений,
знакомство с
картинами, участие
в просмотре
фильмов,
фрагментов
художественных
фильмах о
природе, развитие
умения понимать
красоту
окружающего мира
через
художественные
образцы, освоение
навыков видеть
прекрасное в
поведении и в
труде людей;
развитие умения
различать добро и
зло, отличать
красивое от
безобразного,
плохое от
хорошего,
созидательное от
разрушительного.
Получение
первоначального
опыта
самореализации в
различных видах
творческой
деятельности,
умение выражать
себя в доступных
видах и формах
художественного
творчества, участие
вместе с
родителями
(законными
представителями)
в проведении
выставок
семейного
художественного
творчества.
Участие во
внеурочных
мероприятиях,

представление о
правилах
поведения в
образовательном
учреждении, дома,
на улице, в
общественных
местах, знание
правил этики,
культуры речи.

доброжелательное
отношение к
сверстникам,
установление
взаимоотношений в
коллективе,
основанных на
взаимопомощи и
взаимной поддержке,
бережное, гуманное
отношение ко всему
живому, стремление
избегать плохих
поступков, не
капризничать, не быть
упрямым.

направленных на
формирование
представлений о
нормах моральнонравственного
поведения,
игровых
программах,
позволяющих
школьникам
приобрести опыт
ролевого
нравственного
взаимодействия,
ознакомление с
основными
правилами
поведения в
школе,
общественных
местах, обучение
распознанию
хороших и плохих
поступков ( в
процессе бесед,
воспитательных
часов, просмотра
учебных фильмов,
наблюдения и
обсуждения в
педагогически
организованной
ситуации
поступков,
поведения разных
людей, усвоение
первоначального
опыта
нравственных
взаимоотношений
в коллективе
группы и
образовательного
учрежденияовладение
навыками
вежливого,
приветливого
внимательного
отношения к
сверстникам,
старшим и
младшим детям,
взрослым,

обучение дружной
игре, взаимной
поддержке,
участие в
коллективных
играх,
приобретение
опыта совместной
деятельности,
посильное участие
в оказании
помощи
нуждающимся, в
заботе о животных,
других живых
существах,
природе,
получение
первоначальных
представлений о
нравственных
взаимоотношениях
в семье (участие в
беседах о семье, о
родителях и
прародителях),
расширение опыта
позитивного
взаимодействия в
семье,
укрепляющего
преемственность
между
поколениями.

Организация режимных моментов воспитательской работы
Организация воспитательской работы выстроена на основе утвержденного директором
образовательного учреждения распорядка дня для детей 5-9 классов:
Время
Режимные моменты
5-9 классы
Подъём
Зарядка
Утренний туалет, уборка спален
Завтрак
Прогулка
Учебные занятия
Завтрак (приходящие дети)
Второй завтрак

07.00
07.00-07.15
07.15-07.45
07.45-08.00
08.00-08.25
08.30-13.40
10.55-11.15
12.00-12.20

Обед

14.30-15.00

Дневной сон для учащихся 1-х классов,
ослабленных детей (по рекомендации
врачей)

Занятия по программе воспитательной
работы
Самоподготовка
Прогулка, спокойные игры
Ужин
Прогулка, спокойные игры, досуг
Уход за одеждой, вечерний туалет
Сон

14.30-16.00

16.00-16.40
16.40-17.40
17.40-19.00
19.00-19.30
19.30-20.30
20-30-21.00
21.00-07.00

Описание режимных моментов
Режимные моменты
Прием детей

Прогулки

Обед, ужин

Самоподготовка

Содержание работы
Беседа о поведении детей, уточнение домашнего задания,
консультирование по поводу выполнения заданий, о темах
которые изучаются на уроках, и т.д. Расспрос детей о
школьных занятиях, слежение за переодеванием в
домашнюю одежду, порядком в шкафах и тумбочках,
спальнях, по четвергам смена постельного белья. Помощь и
слежение за правильностью заправки пододеяльника,
простыни и т.п. По ходу решать возникшие проблемы
самостоятельно или с помощью медиков, родителей,
классных руководителей.
Наблюдение за изменениями в природе. Активизирование и
обогащения словарного запаса детей с помощью чего-то
вновь увиденного. Наблюдение за поведением животных,
птиц. Проведение и разучивание новых подвижных игр,
активизировать двигательную активность детей, принятие
солнечных и воздушных ванн, свежий воздух. По ходу
решать возникшие проблемы самостоятельно или с помощью
медиков, родителей, классных руководителей.
Контроль и советы по правильности сервировки стола, за
обязанностями дежурных. Слежение за выполнение правил
этикета за столом, поведением, правильностью пользования
столовыми предметами. А также правильному спуску по
лестнице в столовую, мытье рук, дисциплина. По ходу
решать возникшие проблемы самостоятельно или с помощью
медиков, родителей, классных руководителей.
Настройка детей на выполнение домашнего задания,
подготовка класса (проветривание, освещение). Подготовка
школьных принадлежностей. Внимательное чтение задания,
выяснение сложности, повторение правил, относящиеся к
заданию. Прививание навыка самостоятельного выполнения,
не мешать и не отвлекать других детей, поднимать руку, если

затрудняешься. Непосредственная помощь при выполнении.
Прививать аккуратность заполнения тетради, обращение со
школьными принадлежностями, порядок на парте и под ней.
По ходу решать возникшие проблемы самостоятельно или с
помощью медиков, родителей, классных руководителей.
Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую
моторику, фантазию, развить врожденные таланты, умение
работать в коллективе и индивидуально. Формировать
умение выполнять начатое дело аккуратно и до конца. При
проведении различных игр, придавать значение соблюдения
правил, своей определенной роли. Познавание нового и
закрепление старого. При чтении, просмотре сказок и
мультфильмов, максимально определять положительных и
отрицательных героев, додумывать конец сказки, описать
героев, пересказывать. По ходу решать возникшие проблемы
самостоятельно или с помощью медиков, родителей,
классных руководителей.

Воспитательское
занятие

Подготовка ко сну

Проведение тихих игр с целью настройки на сон, контроль
за выполнением санитарно гигиенических процедур, стиркой
вещей, самообслуживанием. По ходу решать возникшие
проблемы самостоятельно или с помощью медиков,
родителей, классных руководителей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания,
духовно-нравственного поведения.
номер дата
1

Содержание деятельности,
формы проведения:
« День знаний» воспитательский час

2

Занятие + беседа: « Что
такое хорошо и что такое
плохо»

3

«Как мы ведем себя в
столовой?»
-беседа – практикум.

4

Игра- ритуал
« Приветствие»

Цель:
Закрепление и
расширение
коммуникативных
умений
Учить детей
осознавать и
оценивать свои
поступки
Соблюдение правил
дежурных, умение
ценить чужой труд
Научить детей
правилам хорошего
тона

Основные умения и
навыки:
Положительные эмоции,
желание учиться

Правила поведения

Ответственное отношение
к обязанностям
дежурного, культура
поведения.
Правильно выражать свои
мысли, словарный запас

«День учителя. Конкурс
букетов» Праздник.

6

«Наше солнце» (природа
наш дом). Занятие.

7

«Признаки осени»
Экскурсия.

8

«Транспорт. Водитель и
автомобиль» Ролевая игра.

9

Экскурсия по п. Монетный ,
знакомство с близлежащей
территорией

10

«Для чего руки нужны?»
Занятие – беседа.

11

Ролевая игра : «Как
обратиться с просьбой»

Активизация и
развитие опыта
речевых и не
речевых средств

12

«Правила поведения в
общественных местах» экскурсия в библиотеку п.
Монетного

Воспитание
культуры поведения
в общественных
местах

13

Дидактическая игра : « Из
чего я состою»

Формировать
представление о
собственном теле,
назначении частей
тела

Развитие мышления,
памяти, словарная работа

14

«Светофор. Сигналы
светофора» Ролевая игра.
«Кто нас воспитывает?» Занятие.
«Мои проблемы. Что меня
волнует?»
«Помоги другому». Занятие.

Доброжелательное
отношение друг к
другу,
положительный
пример

Знать и правильно
употреблять вежливые
слова, учить выражать
положительные эмоции

15
16
17

Коррекция
эмоциональноволевой сферы
Развитие
познавательных
действий и интереса
к окружающему
миру
Наблюдение за
изменениями в
природе.
Правила поведения
на дороге,
пользование
пешеходным
переходом
Формирование
представлений об
окружающем мире и
ориентация в среде
Основы до.
профессиональной
подготовки

Наличие элементов
творческого воображения

5

Создание игровых
ситуаций, развитие речи,
ориентировка , выражение
эмоции
Развитие речи, выражение
эмоций, творческого
воображения.
Внимание,
ориентированность,
осмотрительность.

Правила поведения на
улицах, в общественных
местах, активизация
знакомых слов
Интерес к профессиям,
желание узнать больше,
наблюдение за работой
обслуживающего
персонала.
Правила хорошего тона,
уважение к взрослым

18.

Беседа + практикум :
« Вместе тесно, а врозь
скучно»

19

«Признаки зимы»
Экскурсия.
«Сигналы регулировщика»
Ролевая игра.
«Как я могу читать?» Парад
умений.
«Детские жалобы»
Индивидуальные беседы.

20
21
22

23
24

Формирование
социальных
представлений и
отношений друг с
другом

Оказание
элементарной
медицинской,
психологической
помощи

«Транспорт. Виды
транспорта» Игра.
«Моя школа» Трудовой
десант.

25

Беседа + сюжетно-ролевая
игра: «Капризуля»

Оценивание
ситуации, культура
поведения

26.

Игра: «Спасибо», нужно ли
это слово

Воспитание
вежливости

27.

Познавательное занятие :
«Праздник, чем праздник
отличается от обычного
дня»
«Весна и мое настроение»
Занятие с элементами
арттерапии.
Занятие + тесты + просмотр
слайдов: « Помоги другу» (о
взаимопомощи,
взаимопроверке)

Социализация детей
в обществе

28

29

30

Беседа + тест «Я – человек»

31

«Природа просыпается»
Экскурсия.
« Я – ученик школы»правила поведения

32.

Взаимопонимание,
уважение к товарищам,
положительные эмоции,
вежливые слова, развитие
словарного запаса

Разговорная речь,
логическое мышление,
нормы поведения,
контролирование эмоций
Учить произносить и
проговаривать вежливые
слова
Выделять яркое событие,
развивать положительные
эмоции, правила
поведения за столом

Учить
доброжелательному
отношению друг к
другу, внимание,
доброта
Самооценка своего
поведения, умение
признать свою
ошибку и вину за
содеянное

Употреблять вежливые
слова, сделал сам, помоги
другу

Формирование
доступных норм и
правил поведения в
обществе людей

Соблюдение правил
школы, спокойно ходить
по школе, спускаться по
лестнице друг за другом,
держась за поручни

Словарный запас, правила
хорошего тона

33

Беседа + рисование : « Моя
малая Родина»

Знать название
страны, поселка,
улицы

Память, разговорная речь,
словарный запас

34.

Прогулка – практикум: « Я
один на улице»

Самостоятельность,
внимание на дороге,
правила дорожного
движения

Запоминать дорогу,
основные правила
поведения на улице, знать
свой путь к цели

Основа гражданского патриотического воспитания.
Номер: Дата:
1

Содержание деятельности:
« Мы – школьники! Ура!»
( правила поведения)

2

Занятие + беседа + тесты
«Мир вокруг нас и наше
поведение».

3

Общешкольный праздник
«День воспитателя»

4

Международный день
красоты

5

Подготовка к празднику
«День учителя»

6

«Я дежурный по столовой»

7

Проектная деятельность : «
Школа Мойдодыра»

8

Экскурсия в библиотеку
поселка Монетный

Цель:
Коррекция навыков
коммуникативного
поведения
Диагностика уровня
воспитанности,
коррекция
эмоционально –
волевой сферы
Творческие
способности,
фантазия

Основные умения, навыки:
Развитие речи,
внимательности, вспомнить
правила школы
Знакомство с окружающим
миром, новая информация,
словарная работа, умение
слушать друг друга

Развитие речи,
танцевальные движения,
умение двигаться под
музыку
Рейд внешний вид,
Учить детей соблюдать
самообслуживающий опрятность, чистоту и в
труд
одежде, во внешнем виде
Коррекция
Проговаривать слова, по
эмоциональномере возможности петь
волевой сферы при
песни, участие в конкурсах
помощи совместного
творчества ( танцы,
хороводы)
Развитие трудовых
Память, словарный запас
способностей
Формирование
Практическая деятельность,
гигиенических
умение чистить зубы, мыть
навыков, развитие
руки, ноги
сенсорных процессов
Бережное
Аккуратность, внимательное
отношение к книгам, отношение, знакомство с
интерес к
профессией библиотекарь
рассматриванию
иллюстраций,
желание познать
новое в окружающем

9

Беседа + рассматривание
слайдов + рассказы из
личной жизни: « Моя
бабушка» ( к дню
пожилого человека)

Коррекция
эмоциональноволевой сферы

Развитие памяти, словарный
запас слов, умение
высказать свою мысль

10

« Моя Родина – Россия»

Развитие
элементарных
представлений
национального
самосознания

Знать название страны,
флага, места где живешь,
запоминание и
проговаривание адреса

11

Беседа + рассматривание
картины « Русские
богатыри»

Уметь выделять
положительные качества ,
словарная работа

12

Экскурсия в город
Березовский: « Местные
достопримечательности»

13

Беседа + просмотр
фильма: « Старинные
обычаи и обряды встречи
Нового года»
Занятие – практикум: « Не
учись безделью, а учись
рукоделью» ( обучение
детей уметь находить себе
занятие по душе)
Подготовка к
общешкольному
празднику: « Пока часы 12
бьют»

Коррекция
эмоциональноволевой сферы
положительным
примером
Знакомство с
истоками
национальной
культуры
Воспитание основ
адекватного
проведения досуга

14

15

16

Праздник « Новый
2018год»

17

Практическое занятие:
« Покормите птиц зимой»

18

Экскурсия праздничный
поселок: « Новогодняя
елка в поселке Монетный»

19

Проектная деятельность :
« Школа Мойдодыра»

Развитие
познавательных
процессов, умение
работать и играть в
коллективе
Развитие творческих
способностей,
память ,
хореографические
способности
Коррекция
эмоциональноволевой сферы
Забота об
окружающем мире,
сочувствие к птицам
Видеть окружающий
мир, знать название
предметов, строений
встречающихся на
улицах
Коррекция
эмоциональноволевой сферы при
помощи

Правила поведения в
общественных местах,
культура общения
Проговаривать слова, по
мере возможности
участвовать в конкурсах и
опросах
Приводить в порядок
рабочее место, находить
компромисс,
самостоятельная
деятельность
Умение слышать музыку,
учить слова, стихи, песни

Положительные эмоции,
уважение друг к другу,
умение видеть праздник,
словарная работа
Любознательность,
словарный запас, желание
помочь
Коллективные прогулки по
поселку, культура
поведения в общественных
местах

Практическая деятельность

20

Проектная деятельность :
« Школа Мойдодыра»

21

Беседа + устный журнал :
« Кто такие военные»

22

Практическое занятие :
« Вырабатываем законы
дружбы»

23

Беседа + просмотр
слайдов: « Истоки
народных праздников.
Празднование масленицы
на Руси»

24

Подготовка к
общешкольному
празднику :
« Международный
женский день»
Занятие +экскурсия:
«Кто нас воспитывает?»
беседа о педагогах, о
профессии
Занятие – размышление:
« Моя группа – моя семья»

25

26

27

Поход – экскурсия в город
Екатеринбург

формирования
культурногигиенических
навыков
Коррекция
эмоционально –
волевой сферы при
помощи
формирования
культурногигиенических
навыков
Изучение
исторических фактов,
рассматривание
слайдов, знать дату
праздника 23
февраля

Коммуникативные
навыки в общении со
сверстниками,
взаимоуважение,
помощь товарищу,
умение дружить
Коррекция
поведения,
проявление
гуманизма,
элементарные
чувства патриотизма
Творческие
способности,
фантазия,
положительные
эмоции
Начальная
профподготовка,
уважение к труду
педагога
Учить пониманию,
что взрослые и дети
должны заботиться
друг о друге, что
нужно бережно
относиться к старым
людям, уважать их,
помогать им
Формирование
навыков культурного

Практическая деятельность

Отличать военных от
простых людей по
внешнему виду.
Проговаривать профессии
военных: моряк, летчик,
танкист

Развитие словарного
запаса, умение выразить
эмоции словами, жестами.
Уметь оказать помощь
другому человеку.
Развитие фантазии,
положительные эмоции,
словарная работа

Хореографические навыки,
умение и желание слушать
музыку

Учить детей здороваться ,
произносить имя и отчество
учителя, предмет который
они преподают
Взаимовыручка, совместная
деятельность, внимание,
память, логическое
мышление

Дисциплина,
внимательность, правила

поведения в
повседневной жизни
28

Познавательное занятие : «
Народные игрушки»
( знакомство с историей
возникновения игрушки)

29

Экскурсия – беседа:
« Народный календарь.
Апрель – « березол»,
«снегогон»

Коррекция
психического
развития средствами
искусства,
воспитание культуры
Экологическое
воспит., бережное
отношение к
природе

дорожного движения,
знакомство с городом
Екатеринбургом
Учить рассматривать,
выделять главное,
словарная работа, чувство
прекрасного, уметь делать
выводы
Видеть красоту в
окружающем мире

30

Классный час:
« Государственный
праздник 9мая – День
Победы»

Воспитание интереса
к школе, к
проводимым
занятиям,
элементарные
чувства патриотизма

Умение слушать и
воспринимать информацию,
запоминать и повторять
слова, фразы. Поход на
салют в поселок Монетный

31

Экскурсия – беседа:
« Народный календарь.
Май – «травник»,
«травень»

Правила культурного
поведения, желание узнать
полезную информацию

32

Общешкольный праздник :
« День защиты детей»

Экологическое
воспитание,
бережное
отношение к
природе
Сплочение детского
коллектива,
воспитание
взаимовыручки и
взаимопомощи,
коррекция
эмоциональноволевой сферы

33

« Я ученик школы»правила поведения

Продолжение
работы по
формированию
нравственных
знаний, умений и
навыков, регуляция
отклоняющегося
поведения

Уметь договариваться,
устанавливать
неконфликтные отношения
со сверстниками, уметь
элементарно управлять
своими чувствами
(
сдерживать гнев, огорчение,
не плакать)

Проектная работа « Школа
Мойдодыра»

Формирование
культурно –
гигиенических
навыков

Практическая деятельность

Творческие способности,
память, развитие речи,
любознательность, умение
выразить свои эмоции

Воспитание трудолюбия, сознательного творческого отношения к образованию, труду,
жизни, начальная профориентация.

Модуль « Я и труд»
номер дата

Содержание деятельности: Цель:

Основные умения, навыки:

1

Занятие: «Наши добрые
дела» (распределение
поручений и
обязанностей)

Выполнение трудовых
поручений, элементы
домоводства

2

«Обрати внимание
Беседа с элементами
(привлечение внимания
творческой работы.
детей к внешнему виду:
глядя на себя в зеркало,
друг на друга, на
взрослого)»
Оформление уголка в группооовой
Начальная
Выход в природу, сбор
профориентация,
природного материала.
наблюдение за
трудовой
деятельностью
товарищей
Сюжетно – ролевая игра:
Привитие навыков
« Неопрятный зайчик»
чистоты и порядка в
( игры на определение
личных вещах.
порядка и непорядка в
Практическое
одежде)
занятие.
«Мытье рук в
Практическое
определенной
занятие.
последовательности.
Подворачивание рукавов
одежды перед
умыванием».
Уборка в осеннее время
Привитие детям
дорожек, газонов,
трудовых навыков в
твердых покрытий.
выполнении
Трудовой десант по
поручений и
уборке пришкольной
обязанностей
территории.
Практическое занятие: «
Выполнение
Чистюля» «Мытье лица в гигиенические
определенной
процедуры
последовательности»
Генеральная уборка
По мере
спальных комнат
возможностей
максимально
самостоятельно
убирать свои
комнаты, видеть
проблему и решать
ее
Комнатные растения
Простейшие правила
( уход, полив, рыхление
ухода за комнатными
земли)
растениями

3

4

5

6

7

8

9

Развитие
практических умений
самостоятельной
жизнедеятельности

Воспитывать интерес к
новым знаниям,
стремление к результату

Видеть и устранять
неопрятности, помогать
товарищу, правильно
оценивать ситуацию
Пользоваться мылом,
полотенцем.

Пользоваться веником,
лопатой, совком. Видеть и
выполнять свою работу.

Мыть тряпкой пол,
вытирать пыль, чистить
коврик, наливать и
выливать воду

Приготовление атрибутов
для ухода за цветами,
активизация словаря за

10

Практическое занятие :
« Своевременное
пользование туалетом.
Пользование туалетной
бумагой. Мытье рук
после посещения
туалета.»
Экскурсия в поликлинику,
наблюдение за людьми
разных профессий –
регистратор, аптекарь,
врач, медсестра +
рисование
Практическое занятие:
« Поддержание порядка в
групповой комнате»

Культурно –
гигиенические
навыки

13

«Поведение во время
еды. Правила приема
пищи.»

Закрепить навыки
культуры поведения
за столом. Закрепить
умения правильно
пользоваться
столовыми
приборами.

14

«Прислушаемся к
природе» (природа наш
дом)
«Мастерская Деда
Мороза. Сотворим
красоту»

11

12

15

16

17

Беседа с медперсоналом
: « Гигиена мальчиков,
гигиена девочек»
«Обувь. Назначение и
бережное
использование»

18

Практическое занятие :
« Изготовление кормушек
для птиц»

19

Экскурсия ( столярную
мастерскую)

20

« Дежурство по
столовой»

счет слов – рыхление,
полив.
Аккуратность, чистота,
умение пользоваться
туалетными
принадлежностями

Начальные знания о
профессиях ,
развитие словарного
запаса

Умение выразить свои
мысли словами, жестами,
обратиться к взрослым
людям

Трудовые поручения,
исполнительность,
трудолюбие

Положительные эмоции,
пользоваться веником и
совком, помогать друг
другу
Практические занятия.

Желание украсить
группу своими
руками, умение в
простом увидеть
прекрасное.
Навыки гигиены,
необходимые в
повседневной жизни
Практическое
занятие. Простейшие
приемы ухода за
обувью
Доброжелательное,
отзывчивое
отношение к
окружающему миру
Навыки
коммуникативного
поведения,
начальная
профориентация
Соблюдение правил
дежурных, умение

Пользоваться ножницами,
клеем, цветной бумагой.
Развитие фантазии,
чувство цвета.
Пользование туалетной
бумагой, польза
гигиенических процедур
Протирать влажной
тряпочкой, высушивать,
чистить поверхность ,
хранение ,словарная
работа ( название обуви)
Желание сделать своими
руками, пользоваться
клеем, ножницами
Интерес к новой
информации, знакомство с
профессией столяр,
рассматривание машин
для обработки дерева
Ответственное отношение
к своим обязанностям,

21

22

23

24

«Конкурс рисунков,
посвященных Дню
защитника Отечества»
Изготовление открыток –
поздравлений к
празднику 8 Марта
Наблюдение за трудом
взрослых на почте.
Разговор с работником
связи
Практическое занятие :
« Ремонт книг»

ценить чужой труд

культура поведения

Наличие элементов
творческого
воображения
Знакомство с
профессиями

Придумывать и делать
своими руками подарок
маме
Наблюдательность,
любознательность,
словарная работа

Соблюдение правил
школьника,
бережное отношение
к книге
Навыки стирки,
бережное отношение
к одежде

Пользоваться ножницами,
клеем, желание
отремонтировать книги и
быть аккуратным
Правильно регулирование
и набор воды в тазик,
пользование стиральным
порошком либо мылом,
выжимать белье и сушка
Чистота и порядок в
тумбочках, в шкафах,
гигиенические требования,
оценивание своего
спального места,
поправлять белье

25

Трудовой десант, одежда,
стирка мелкой одежды

26

Практическое занятие:
« Спальня.
Гигиенические
требования к спальной
комнате», просмотр
слайдов, фотографий
«Весенние краски и
звуки»
Экскурсия в кабинет
кастелянши, наблюдение
за процессом стирки
белья
Практическое занятие:
« Замачивание, ручная
стирка и сушка изделий
из цветных и белых
тканей»

Соблюдение и
поддержание
чистоты в комнатах

Знакомство с
профессией – прачка,
завхоз, гладильщица
белья
Учить детей
самостоятельно
замачивать и
сортировать белье,
навыки стирки

Знать и уметь называть все
действия, которые
наблюдаем в процессе
работы, уважение к труду
Пользоваться мылом,
порошком, выжимать и
развешивать белье,
следить за чистотой,
бережно относиться к
своим вещам

30

Трудовой десант: « Моя
любимая школа»

Воспитание
трудолюбия,
желание увидеть
плоды своего труда

По инструкции выполнять
трудовые поручения,
пользоваться метлой,
лопатой, мешками для
мусора

31

«Ремонт книг»

32

Конкурс рисунков ко дню
Победы.

Практическое
занятие. Знакомство
с трудом
библиотекаря
Рисование.
Аппликации.

27
28

29

Экскурсия.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической
культуры – эстетического воспитания.
номер дата
1

Содержание деятельности:
«Человек и ребенок».
Лепка.

2

Занятие – конструктор:
« Заверши рисунок» (дать
незаконченный рисунок
человека)
Аппликация: « Больная и
здоровая одежда».

3

4

Рисование: « Отлет птиц»

5

Игра – драматизация:
« Несчастный случай»

6

Рисование + аппликация:
« Я – веселый, я –
грустный»

7

Поделки из природного
материала: « Веселые
игрушки – герои наших
сказок»
Праздник « Золотая осень»

8

9

10

11

Экскурсия в парк п.
Монетный, наблюдение за
сезонными изменениями +
рисование « Осень»
Рисование: «Праздничная
скатерть»

Музыка и настроение
( спорт и музыка)

Цель:
Развитие
воображения,
умение выразить
эмоции
Развитие
механизмов
творческого
мышления
Развитие творческих
способностей
Воображение,
рисование по
памяти, сезонные
изменения в
природе
Освоение навыков
поведения, общение
в коллективной
деятельности
Состояние
эмоциональноволевой сферы,
развитие навыков
коммуникативного
поведения
Творческое
мышление, развитие
фантазии
Развитие творческих
начал,
познавательная
деятельность,
признаки осени
Изучение природных
явлений, признаки
осени, словарный
запас
Рисование с
использованием
трафарета, чувства
цвета
Учить слушать
музыку, слышать и
видеть прекрасное

Основные умения, навыки:
Пользоваться
пластилином, чувство
цвета
Память, логика, умение
пользоваться клеем,
ножницами
Мелкая моторика,
фантазия, умение делать
выводы
Умение пользоваться
красками, кисточкой,
правильный выбор цвета в
рисунке, умение
объяснить свое восприятие
Словами выразить
намерения, оценить
ситуацию, сделать вывод,
помощь товарищу
С помощью цвета уметь
выразить свои эмоции,
пользоваться ножницами,
кисточкой, красками

Изготовление работ из
природного материала,
умение видеть прекрасное
в обыкновенном
Заучивание стихов, умение
выступить на
коллективном празднике,
чувство прекрасного
Наблюдение,
воображение, фантазия,
учиться выражать свои
эмоции через рисунок
Пользоваться красками,
кисточкой, воображение,
добиваться результата +
выставка работ
Выражать свои эмоции,
повторять движения,
делать движения под
музыку

12

Коллективная работа
аппликация + рисование:
« Ковер – самолет»

Развитие творческих
начал, воображение,
коммуникативные
навыки

13

Сюжетно – ролевая игра:
« Зачем нужен театр» (игра
с куклами)

14

Поездка в город
Екатеринбург в кукольный
театр

15

Подготовка к празднику
« Новый год»

16

Праздник « Новый год»,
« Ура, каникулы»

17

Кукольный театр
« Теремок»

Освоение навыков
поведения, общения
в коллективе,
приобщение к
традициям
Развитие навыков
коммуникативного
поведения в
общественных
местах
Развитие творчества,
положительные
эмоции
Новогодний
карнавал, окончание
второй четверти
Самостоятельное
творчество детей

18

«Куклы – образ человека»беседа + рисование

19

Рисование « Наш
праздник»

20

Занятие « Текстильная
кукла»

21

Лепка из соленого теста:
« Корзина с фруктами»

22

Общешкольный праздник
« День защитника
Отечества»
Занятие по рукоделию :
« Сувенир для мамы»

23

24

Праздник
« Международный
женский день – 8 марта»

Развитие
механизмов
творческого
мышления
Развитие фантазии,
умения подбирать
цвета, мелкая
моторика
Развитие зрительной
наблюдательности и
изобразительной
фантазии
Познавательная
деятельность,
фантазия, желание
создать своими
руками
Национальные
традиции, творческая
активность
Творческое развитие,
мелкая моторика,
фантазия
Положительные
эмоции, актерские
способности, память,
речь, умение
слышать музыку

Умение работать с цветной
бумагой, трафаретами,
красками, клеем, помогать
друг другу, учитывая
интересы
Память, словарная работа,
коммуникативное
поведение в
общественном месте
Культура поведения,
внимательность, желание
увидеть и узнать новое

Память, речь, актерские
способности
Фантазия, память,
выражать эмоции,
танцевальные движения
Развитие речи,
воображение, работа с
куклами, мелкая моторика
Заинтересованность детей
в положительном
результате, уметь показать
сказку, развитие речи
Пользоваться красками,
кисточкой, стараться
выполнить работу хорошо
Учить пользоваться ниткой
с иголкой, использовать
разные виды ткани, уметь
выполнять работу по
образцу
Мелкая моторика рук,
лепка по памяти,
словарная работа,
уточнение цвета, формы
Разучивание песен, стихов,
желание хорошо
выступить
Учить пользоваться
цветной бумагой,
ножницами, клеем
Заучивание стихов, песен,
творческое начало

25

Экскурсия в парк поселка
Монетный + беседа +
аппликация «Природа
просыпается Сретенье»

Изучение природных
явлений, признаки
весны, словарный
запас

26

Ролевая игра: « Подари
улыбку»

27

Занятие: « Руки
знакомятся, руки ссорятся,
руки мирятся»

Формирование
эмоциональноценностного
отношения к себе в
традиционных
стандартных
ситуациях
Развитие
эмоциональной
комфортности
личности ребенка

28

Рисование: « Весенний
букет для мамы»

Творческое развитие,
чувство цвета,
фантазия

29

Инсценировка сказки:
« Колобок»

30

Лепка: « Наш зоопарк»

Развитие
воображения,
актерские
способности,
словарная работа
Изображение
животных, знание
строения животных,
развитие мелкой
моторики

31

Рисование: « Праздничный
салют»

Фантазия, творческое
воображение

32

Конструирование:
«Веселые кораблики»

Развитие
механизмов
творческого
мышления

33

Рисование + экскурсия:
« Аромат весны»

34

Праздничная дискотека
« Летние каникулы, ура!»

Изучение сезонных
изменений природы,
фантазия, умение
увидеть прекрасное
Творческие
способности,
положительные
эмоции

Наблюдение, развитие
воображения, фантазия,
учить воплощать свои
эмоции в рисунок,
пользоваться ножницами
и клеем
Положительные эмоции,
коммуникативные навыки,
словарная работа, правила
поведения

Умение выразить свои
эмоции, создавать
положительный настрой
на ситуации, коллективные
игры, взаимопонимание
Пользоваться красками,
кисточкой, содержать
рабочее место в чистоте,
помощь другу,
взаимоуважение
Память, умение и желание
выступить перед
аудиторией, развитие
речи, показ движений,
обыгрывание ситуаций
Работать с пластилином,
пользоваться дощечкой,
тиккером для пластилина,
тщательно мыть руки,
наводить порядок на
рабочем месте
Учить пользоваться
различными видами
красок, мелками,
пальчиковыми приемами
Работа с бумагой, мелкая
моторика, пользоваться
ножом для резки бумаги,
приводить в порядок
рабочее место
Пользоваться красками ,
запоминать яркие эмоции,
воплощая их на рисунке
Заучивание ритмических
движений , стихов, умение
выступать перед
товарищами

Модуль « Я и здоровье»
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа
жизни.
номер дата

Содержание деятельности:

Цель:

1
2
3

«Я не похож на других»
«Мой режим дня»
«Как я появился на свет»

4
5
6

«Улица. Где мы гуляем?»
«Из чего я состою?»
«Прогулка. Ее роль в
укреплении здоровья»
«Здоровье. Что это такое?»
«Советы доктора Воды»

Ролевая игра.
Занятие
Игровое занятие с
участием
медперсонала.
Занятие.
Занятие.
Беседа.

7
8

Беседа
Занятие.

9

Подвижные игры и
Игра.
укрепление здоровья.
Разучивание подвижных игр.

10

«Глаза-главные помощники
человека.»

Занятие с участием
медперсонала.

11

«Откуда берутся болезни?»

Устный журнал.

12

«Как умываются
животные?»

Просмотр и анализ
видеосюжета.

13

«Друзья. Вода и мыло»

Устный журнал.
Правила личной
гигиены, чистота и уход
за лицом , руками

14

«Разные болезни и их
симптомы»
«Зимние забавы. Что я могу»

Беседа с врачом.

15
16
17

«Кто охраняет мой рот?»
Сюжетно – ролевая игра « Я
умею мыть голову
шампунем»

Основные умения,
навыки:

Разучивание зимних
игр.
Беседа.
Самостоятельно
выполнять
гигиенические

Пользоваться мылом,
полотенцем,
шампунем,
регулировать напор
воды, правила мытья в
душе

Правильно
пользоваться
шампунем, мочалкой,

18

Час здоровья « Польза
зарядки»

19

«Кто такие вредные
привычки?»
«Веселые старты»
«Что значит «Вредить
организму?»
«Курение и проблемы
здоровья»
«Поможет ли сигарета
быстрее подрасти?»
Беседа + просмотр слайдов
«Одежда. Назначение и
бережное использование»

20
21
22
23
24

25

«Приятного аппетита»

26
27
28
29

«Моя любимая еда»
«Какая пища полезна»
«День здоровья»
Комплексное занятие:
«Режим дня»

30

31

Комплексное занятие :
«Советы доктора Воды» +
беседа с врачом
«Что я знаю об одежде?»

32

« Мой внешний вид»

33.

«Спортивные упражнения.
Их роль в укреплении
организма.»
Занятие «Скоро каникулы»
Лето. Водоем и я.

34.

процедуры
Привитие детям ЗОЖ,
правила здоровья

полотенцем
Учить выполнять
элементарные
упражнения

Игра – путешествие.
Соревнование.
Занятие с участием
медперсонала.
Занятие.

.

Беседа.
Обобщить знания детей Память, словарный
об одежде, ее
запас, повторять и
необходимость, а также проговаривать слова
воспитание
бережливости
Практическое занятие.
Рисование. Беседа.
Беседа – рассуждение. о
Спортивный праздник.
Соблюдение режима
Память, внимание,
дня в школе, дома.
словарная работа,
Название время суток.
дисциплина режима
дня
Последовательность
Пользоваться мылом,
утренних и вечерних
зубной пастой, щеткой,
гигиенических процедур полотенцем
Викторина
Умение контролировать
опрятность своего
внешнего вида с
помощью зеркала,
инструкций педагога
Занятие.

Инструктаж.

Застегивание пуговиц,
заправлять рубашку,
переодевать обувь

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. « Рабочая программа воспитателя» автор-составитель Е. М. Матвеева
2. «Группа продленного дня», Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина, Москва, «ВАКО»,
2008г.
3. «Игра

в

теории,

обучении,

воспитании

и

коррекционной

работе»,

И.С.Гринченко, Москва, 2008г.
4. «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными
нарушениями развития» И. М. Бгажнокова
5. «Коррекция поведенческих нарушений у детей», Ю.В.Царева, Москва, 2008г.
6. «Новые 135 уроков здоровья», Л.А.Обухова, Москва, 2008г.
7. «Обучение сюжетно - ролевой игре детей с проблемами интеллектуального
характера», Л.Б.Баряева, Санкт - Петербург, 2001г.
8. «Подвижные игры с бегом», Е.А.Сочеванова, Санкт – Петербург, 2008г.
9. «Развивающая и коррекционная работа с детьми», О.А.Матвеевна, Москва,
2001г.
10.«Учите, играя», А.И.Масаков, Москва, «Просвещение», 1983г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».