ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ 2021-2025 гг.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Березовская школаинтернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» (ГБОУ СО «Березовская
школа-интернат»)
623720, п. Монетный, г. Березовский, Свердловской области, улица Кирова, дом 2 тел: 8 (34369)3-40-69,
mcou12@yandex.ru

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
ГБОУ СО «Березовская школа-интернат»
Протокол ____ от __________ 2021 года
_______________________________

Утверждено
Директор
ГБОУ СО «Березовская школа-интернат»
__________________Л.Е. Щербакова
Приказ №_________
от «__»______________2021 года

Программа воспитания
ГБОУ СО
«Березовская школа-интернат»
на 2021-2025 год

п. Монетный, 2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка
1.
Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
2.
Цель и задачи воспитания
3.
Виды, формы и содержание деятельности:
Инвариантные модули:
3.1 «Классное руководство»
3.2 «Школьный урок»
3.3 «Курсы внеурочной деятельности»
3.4 «Работа с родителями»
3.5 «Соуправление»
3.6 «Профориентация»
Вариативные модули
3.7 «Ключевые общешкольные дела»
3.8 «Организация предметно-эстетической среды»
3.9 «Быть здоровым, здорово!»
4.
Основные направления самоанализа воспитательной работы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в ГБОУ СО
«Березовская школа-интернат» обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения
роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует
совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы
образования. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности
становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные
решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей
жизни.
На федеральном уровне определены стратегические задачи развития образовательной
системы; решение этих задач возможно в условиях использования инновационных подходов к
организации воспитания, межведомственного взаимодействия субъектов, реализующих
программы воспитания, и при участии общественности.
Естественно, что субъектом обучения и воспитания является один и тот же школьник,
поэтому разграничивать эти два вида деятельности в структуре школьного образования
невозможно. Мы стремимся к интеграции учебной и вне учебной деятельности, их
взаимопроникновению, т. е. создать условия, в которых само освоение учебной программы
позволит ученику удовлетворить свои потребности в самореализации. В этом случае учиться
хорошо станет престижно, а рост личностных достижений конкретного ученика, возможно,
станет не только фактом его биографии (что само по себе достаточно значимо), но и
достоянием школы, объектом сопереживания и основой мотивации остальных школьников.
Рабочая программа воспитания описывает систему форм и способов работы с детьми и
включает в себя четыре основных раздела:
1. «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса».
2. «Цель и задачи воспитания».
3. «Виды, формы и содержание деятельности».
4. «Основные направления самоанализа воспитательной работы».
К Программе прилагается календарный план воспитательной работы.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Именно дети детского дома стали первыми воспитанниками сегодняшней школыинтерната, которая после ее открытия в 1976 году стала иметь «официальное имя» - Монетная
вспомогательная школа-интернат. На основании Постановления главы МО города Березовского
№ 76 от 05.02.1999 г. Монетная вспомогательная школа – интернат № 12, созданная в 1976
году, переименована в муниципальное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная
(коррекционная) школа – интернат 8 вида № 12» п. Монетный. Далее школа-интернат была
несколько раз переименована и с 22.01.2020г. на основании свидетельства о внесении записи в
Единый государственный реестр юридических лиц от 20.01.2020г. и приказа Министерства
образования и молодежной политики Свердловский области «Об утверждении уставов
государственных бюджетных учреждений Свердловской области» от 10.01.2020 г. № 20-Д
переименована в государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской
области
«Березовская
школа-интернат,
реализующая
адаптированные
основные
общеобразовательные программы» (ГБОУ СО «Березовская школа – интернат»)
Учреждение реализует образовательные программы:
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) варианты 1, 2

2. Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, варианты 6.2, 6.4
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с
задержкой психического развития, вариант 7.2 (1-4 классы)
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с
расстройством аутистического спектра, варианты 8.2, 8.3, 8.4
5. Адаптированные дополнительные общеобразовательные программы для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
Школа-интернат работает круглосуточно. Учебные занятия организованы в 1 смену,
вторая половина дня: внеурочные занятия, индивидуальные консультации для обучающихся,
родителей, работа кружков, внешкольные и общешкольные мероприятия. После окончания
уроков обучающиеся объединяются в группы и с понедельника по пятницу проживают в
интернате. Школа-интернат имеет собственную столовую, оснащенный спортивный зал,
библиотеку, компьютерный класс с выходом в Интернет, спортивную площадку, мастерские.
Среда воспитательной системы ГБОУ СО «Березовская школа-интернат» включает в себя
не только возможности школы, но и социокультурные ресурсы города. Школа-интернат тесно
сотрудничает с Центром художественно-прикладного творчества п. Монетного, БМБУК
«Радуга-Центр», БМБУ ДО «Детская школа искусств» п. Монетного, БМАУ СОК «Лидер» г.
Березовский, ФОК «Энергия» п. Монетный.
В рамках профилактической работы школа сотрудничает с ТКДН и ЗП г. Березовского,
ПДН ОМВД г. Березовского, РЭО ГИБДД ОМВД России по городу Березовскому, ГКПТУ СО
«ОПС СО № 16» - ПЧ № 16/12 п. Монетный, Березовским городским судом Свердловской
области.
В основу содержания программы воспитания положены принципы организации
содержания духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся в соответствии с
СФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
Принцип следования нравственному примеру
Следования примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это
возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и самим собой, образец
ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание бесед, сказок, виртуальных
экскурсий должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод
воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему
диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при
построении собственной системы, ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку
реальную возможность следования идеалу жизни. Особое значение для духовно-нравственного
развития обучающегося имеет пример учителя и воспитателя.
Принцип идентификации (персонификации)
Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть
похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное
восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к
идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы яркие, эмоционально-привлекательные образы людей. Персонифицированные идеалы являются
действенными средствами нравственного воспитания ребенка.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания
Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев, определял
воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения.
Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность,
педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями,
сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации
пространства воспитания и социализации обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), пространства его духовно-нравственного развития
системно-деятельностный подход имеет свои особенности:


воспитание как деятельность должно охватывать все виды
образовательной
деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной.

системно-деятельностный подход учитывает утрату семьей и школой монополии
на воспитание и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и
социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности
согласована.
Принцип диалогического общения.
Диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями, учителем и с другими
взрослыми играет большую роль в формировании ценностных отношений. Диалог исходит из
признания и уважения права школьника свободно выбирать и присваивать ту ценность,
которую он полагает как истинную. Выработка собственной системы ценностей невозможны
без диалогического общения ребенка со взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания
Школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной
активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности.
Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовнонравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна
быть по возможности согласована. Национальный воспитательный идеал, система базовых
национальных ценностей должны быть приняты всеми субъектами развития и воспитания
обучающимися.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социальнопедагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям
российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них
нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области формирования личностной
культуры:
I-IV классы:
- формирование мотивации универсальной нравственной компетенции – «становиться
лучше» активности в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной
деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
- формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое
«плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;
- формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых)
ценностях;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудности, настойчивости к
достижению результата;
- формирование системы привычек по физические тренировки тела, закаливанию и уходу
за организмом.
V-IX классы:
- формирование способности формулировать собственные нравственные обязательства,
давать элементарную нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование критичности к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на
основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты;
- способствовать становлению и укреплению у обучающихся физического, нравственного,
духовного здоровья.
- формировать мотивацию к здоровому образу жизни, бережному отношению к своему
здоровью, негативному отношению к вредным привычкам.

В области формирования социальной культуры:
I-IV классы:
- воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;
- формирование чувства причастности к коллективным делам;
- развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками,
родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимание других людей
и сопереживание им.
V-IX классы:
- пробуждение чувства патриотизма и веры в Россию и свой народ;
- формирование ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
- формирование чувства личной ответственности за свои дела и поступки;
- проявление интереса к общественным явлениям и событиям;
- формирование начальных представлений о народах России, их единстве и многообразии.
В области формирования семейной культуры:
I-IV классы:
- формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого
отношения к старшим и младшим;
- формирование положительного отношения к семейным традициям и устоям.
V-IX классы:
- формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и
уважения к ним;
- активное участие в сохранении и укреплении положительных семейных традиций;
вовлекать в процесс воспитания родителей, оказывая им методическую и
информационную поддержку в целях преодоления возникающих проблем в обучении и
воспитании детей и дальнейшего развития их самостоятельности.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы школы.

3.1. Модуль «Классное руководство»
Одним из коллективов, в котором школьник находится большую части своего времени,
является школьный класс. Поэтому основная часть воспитательной работы ложится на плечи
классного руководителя. Для того чтобы ребенок осознал себя в классном коллективе
успешным, и востребованным, особенно когда он в силу своих способностей и физических
возможностей не может хорошо учиться, необходимо правильно подобрать такие виды
деятельности, которые позволяют ему реализоваться, а классному коллективу состояться.
Воспитательная работа в классе нацелена на:
 создание условий и реализации каждого ребёнка;
 организацию оптимальных для развития обучающихся разнообразных видов
деятельности: коллективную, творческую, социально значимую, органы
самоуправления;
 осуществлять взаимодействие с педагогическими работниками, социальными
партнёрами, родителями.
Работа с классным коллективом:
 поддержка участия класса в общешкольных ключевых
необходимой помощи в их подготовке и проведении;

делах,

оказание



организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося,
совместных дел;
 проведение классных часов, бесед, обсуждений;
 сплочение коллектива класса;
 выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих обучающимся
освоить нормы и правила общения;
Индивидуальная работа с обучающимися:
 изучение особенностей личностного развития обучающихся класса;
 поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем;
 оформление портфолио;
 коррекция поведения, обучающегося в сотрудничестве со школьным педагогомпсихологом:
Работа с учителями-предметниками в классе:
 регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками;
 проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем
класса;
 проведение совместно с учителями-предметниками совместных мероприятий;
 привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса.
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:
 регулярное информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, о
жизни класса в целом;
 помощь родителям обучающихся в регулировании отношений между ними и
учителями-предметниками;
 организация классных родительских собраний;
 создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении школой;
 привлечение родителей к организации и проведению дел класса, семейных
праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
Привлечение родителей к процессу воспитания, обеспечение тесного контакта с семьями
обучающихся, формирование ответственного родительства, совместная деятельность и
активное участие в жизни класса, способствует более быстрому решению возникающих у детей
проблем.
3.2. Модуль «Школьный урок»
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
 установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися,
способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб
педагогического
работника,
привлечению
их
внимания
к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности;
 побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила
общения
со
старшими
(педагогическими
работниками)
и
сверстниками
(обучающимися),
принципы
учебной
дисциплины
и самоорганизации;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского







поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного
диалога;
групповой
работы
или
работы
в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с
другими обучающимися;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи.

Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Целью организации внеурочной деятельности является создание условий для достижения
обучающимися с ОВЗ необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования
принимаемой обществом системы ценностей с учётом их возрастных и индивидуальных
особенностей.
Задачи организации внеурочной деятельности является:
 обеспечение адаптации обучающегося с ОВЗ к школьному обучению;
 оптимизация учебной нагрузки, учет возрастных и индивидуальных особенностей,
особых образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ;
 улучшение условий для развития, обучающегося с ОВЗ: содействие развитию
индивидуальности обучающегося: нравственного, эмоционального, волевого
компонентов мировоззрения, познавательного интереса, потребности к
самообразованию и творчеству, целеустремленности, аккуратности;
 формирование у обучающихся с ОВЗ потребности в продуктивной, социально
значимой деятельности, положительной «Я - концепции», которая характеризуется:
уверенностью в доброжелательном отношении к ним других людей,
убеждённостью в успешном овладении ими тем или иным видом деятельности,
чувством собственной значимости;
 развитие личности обучающихся, коррекция нарушений развития и профилактика
возникновения вторичных отклонений.
Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции обучающихся путем
организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность
обучающихся, педагогов, родителей представителей различных организаций.
Координирующая роль отводится, классному руководителю, который:
 осуществляет взаимодействие с педагогическими работниками;
 организовывает в классе образовательный процесс, оптимальный для развития
положительного потенциала личности обучающихся через разнообразные формы
воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы
самоуправления;
 организовывает в классе социально значимую, коллективную творческую
деятельность обучающихся.
Задачей классного руководителя является изучение предпочтений воспитанников и
создание индивидуальных образовательных маршрутов, учитывающих психофизические
возможности детей и перспективу их развития.

Для организации внеурочной деятельности обучающихся также формируются кружки
творческие объединения и спортивные секции ДО школы, осуществляется сотрудничество с
близлежащими центрами дополнительного образования (Центром художественно-прикладного
творчества п. Монетного, БМБУК «Радуга-Центр», БМБУ ДО «Детская школа искусств» п.
Монетного, БМАУ СОК «Лидер» г. Березовский, ФОК «Энергия» п. Монетный), используется
ресурс социальных партнёров, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве
(организация литературных вечеров, встреч с интересными людьми, благотворительных
спектаклей, проведение мастер-классов, викторин, фестивалей, бесед по профилактике,
экскурсий, посещение музеев, выставок, концертов, театров и др):
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

СРОО народной культуры и развития дружбы народов «Моё Отечество»
БМБУК «ЦБС» Филиал № 10 пос. Монетный
Екатеринбургская Епархия
Приход во имя Покрова Пресвятой богородицы п. Монетный
ТКДН и ЗП г. Березовского
ПДН ОМВД г. Березовского
РЭО ГИБДД ОМВД России по городу Березовскому
ГКПТУ СО «ОПС СО № 16» - ПЧ № 16/12 п. Монетный
Березовским городским судом Свердловской области.
Благотворительные организации

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в
рамках, следующих выбранных обучающимися ее видов
ВД - Кружок «Мир, в котором я живу» (1-4 классы)
ВД - Клуб «В мире игр» (1-4 классы)
ВД - Кружок «Волшебная палитра» (1-4 классы)
ВД - Клуб «Азбука здоровья» (1-9 классы)
ВД – Кружок «Компьютерная грамотность» (5-9 классы)
ВД – Кружок «Звуки, буквы, слова» (5-9 классы)
ВД – Кружок «Я-гражданин» (5-9 классы)
ВД – Кружок «Клякса» (1-4 классы), для обучающихся с тяжелыми и множественными
нарушениями в развитии
ВД – Клуб «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-4 классы), для обучающихся с
тяжелыми и множественными нарушениями в развитии
Игровой клуб «В мире эмоций» (1- 4 классы), для обучающихся с тяжелыми и
множественными нарушениями в развитии
Результаты коллективной творческой деятельности, обучающиеся демонстрируют на
фестивалях, конкурсах, выставках детского творчества, которые являются весьма действенным
способом вовлечения людей с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь
и уникальной формой социокультурной реабилитации. Выступления в таких конкурсных
программах является дополнительным стимулом для развития творческого потенциала детей.
Особенно важно, что это способствует преодолению изоляции, позволяет выходить из
окружения себе равных, получать дополнительные возможности для своего развития.
В рамках внеурочной деятельности реализуется и такая форма работы, как создание
совместных творческих проектов силами педагогов и воспитанников различных творческих
объединений (“Новогодняя сказка», «Праздник мам», "День учителя", «День Победы»,
Фестиваль «Песня моей души» и др.), в подготовке и осуществлению которых привлекаются
воспитанники различных кружков и объединений, педагоги, родители.
Очень важным является и тот факт, что весь проект становится результатом соавторства и
взаимосотрудничества обучающихся и педагогов, родителей, социальных партнёров.
Коллективное творчество даёт возможность развивать у ребёнка коммуникативные навыки,

стимулировать интерес к творчеству, эмоциональную и познавательную активность, умение
корректно выражать и отстаивать свою точку зрения, свободно ориентироваться в культурном
пространстве современной жизни.
3.4. Модуль «Работа с родителями»
Открытый характер воспитательной системы должен обеспечиваться тесным контактом с
семьёй, участием родителей в процессе воспитания.
Опыт внеклассной работы в школе-интернате свидетельствует о том, что, к сожалению,
значительное число родителей самоустраняются от процесса воспитания детей. Причиной
возникновения подобной ситуации является специфика обучения в школе-интернате, когда
основная нагрузка по выполнению воспитательных функций в образовательном процессе, как
правило, перекладывается “на плечи педагогов”. Вторая причина - контингент родителей,
многие из которых не обладают достаточным воспитательным потенциалом, о чём
свидетельствует анализ социального состава семей.
Для решения данной проблемы и более эффективного достижения цели воспитания,
которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы были выбраны следующие
направления деятельности.
На групповом уровне:


проведение общешкольных родительских собраний, информирование об основных
направлениях и содержании работы в школе, результатах и перспективах работы;
 курсы для родителей, семинары, видеоконференции и родительские собрания в
режиме онлайн;
 дни открытых дверей в школе;
 дни правовой помощи родителям, воспитывающим детей-инвалидов;
 семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные;
 рекомендации и советы психолога, медицинских работников, социального
педагога, социальных партнёров и других специалистов;
 общешкольные мероприятия, концерты, творческие отчёты коллективов, где
родители могут увидеть результаты творческой деятельности своих детей;
 опросы и анкетирование родителей с целью выявления проблем и перспектив
развития школы;
 совместные посещения концертов, экскурсии, выезды на фестивали;
 совместные поездки с родителями по линии социального туризма;
На индивидуальном уровне:
 работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
 индивидуальные собеседования и консультирование родителей, обсуждение
вопросов воспитания их ребёнка, проблем;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
 обеспечение родителей литературой по вопросам позитивного родительства.
3.5. Модуль «Соуправление»
Школа является первым институтом, обеспечивающим участие детей в общественной
жизни. Педагоги призваны решать не только узко педагогические, но и широкие социальные
задачи, организуя, таким образом, социальное становление детей, способствуя обретению ими
социальной зрелости (самостоятельности, инициативности, ответственности). Особую роль в
воспитании обучающихся с ОВЗ играют детские органы соуправления. Характер этих органов,
механизмы их создания и функционирования являются показателем качества воспитательной
системы.

В ГБОУ СО «Березовская школа-интернат» создана детская ученическая организация
(далее ДУО) «Школяндия» - это специфическая организация коллективной деятельности,
созданная с целью развития личности обучающихся, воспитанников независимо от его
стартовых возможностей, объединяющая на добровольных началах жителей (обучающихся,
воспитанников) городов (классов), а также физических лиц, занимающихся проблемами
воспитания детей.
ЦЕЛЬ ДУО «Школяндия»: Развитие у обучающихся, воспитанников личных качеств,
способствующих успешному определению в современном обществе, формирование социальной
и коммуникативной компетентности воспитанников, гражданской ответственности и правового
самосознания, способности к успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда.
ЗАДАЧИ:
 Реализация права обучающихся, воспитанников на участие в управлении ОУ;
 Создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся,
воспитанников, их психофизического развитие не зависимо от стартовых
возможностей;
 Обеспечение отношений сотрудничества между педагогами и обучающимися,
воспитанниками ОУ;
 Создание условий для самовыражения обучающихся, воспитанников через участие
в конкретных делах.
 Защита прав обучающихся, воспитанников.
Детская ученическая организация ГБОУ СО «Березовская школа-интернат» - ДУО
«Школяндия» выступает от имени обучающихся, воспитанников при решении вопросов жизни
ОУ:
 изучает и формулирует их мнение по вопросам школьной жизни,
 представляет позицию обучающихся, воспитанников в органах управления ОУ,
 вносит предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
 содействует реализации инициатив обучающихся, воспитанников во внеурочной
деятельности: изучает их интересы и потребности, создаёт условия для их
реализации;
 участвует в решении школьных проблем, согласовании интересов обучающихся,
воспитанников, учителей и родителей;
 организует работу по защите прав обучающихся, воспитанников.
Работа Детской ученической организации «Школяндия» направлена на формирование
единого школьного коллектива, школьных традиций, организацию коллективных творческих
дел, стимулирует активность обучающихся, способствует их самореализации в различных
формах жизнедеятельности школы.
3.6. Модуль «Профориентация»
Совместная
деятельность
педагогов
и
обучающихся
по направлению «Профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации. Задача
совместной деятельности педагогов и обучающегося – подготовить обучающегося к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Эта работа
осуществляется через:
 циклы классных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному
планированию и реализации своего профессионального будущего;
 профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие знания
обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и
недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной
деятельности;



экскурсии на социальные объекты, предприятия города, посёлка, дающие
обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях
работы людей, представляющих эти профессии;
 посещение дней открытых дверей в профессиональные образовательные
организации;
 индивидуальные консультации психолога, социального педагога для обучающихся
и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей,
способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей обучающихся,
которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии.
Направления и формы работы.

профдиагностика

профвоспитание

профинформирование

профконсультирование

профагитация и проф пропаганда

профотбор и профподбор

коррекция профпланов
Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.
Этапы предпрофориентационной работы с детьми с ОВЗ
Возраст
Задачи этапа
Мероприятия
Пропедевтический период: выявление возможностей восприятия и усвоения знаний и
умений
Младший
Формирование установки
Педагогические – формирование навыков
школьный
на труд
общения, ручной труд, самообслуживание,
возраст 7-10 лет Стимулирование
общественно-полезный труд, ознакомление с
психического и
простыми массовыми профессиями.
физического развития
Медицинские – диагностика, психического и
Формирование у родителей
физического развития.
адекватного отношения к
Психологические
–
диагностика,
заболеванию ребенка
стимулирование и коррекция психического
развития, психологическое консультирование и
информирование родителей.
Социальные –
социальная диагностика,
расширение социальных связей, социальнобытовая
адаптация,
социально-средовая
ориентировка.
В семье – организация ручного и бытового
труда, самообслуживания, обучение ведению
домашнего
хозяйства,
ознакомление
с
профдеятельностью родителей.
Период общей трудовой подготовки – начало освоения общетрудовых и
общепрофессиональных приёмов работы
Средний
Формирование трудового
Педагогические – формирование навыков
школьный
стереотипа
общения, трудовое обучение: общетрудовая
возраст
Общетрудовая подготовка
подготовка, трудовые пробы, выявление
11-13 лет
Стимулирование
склонностей,
общественно-полезный
труд,
психического и
ознакомление с кругом показанных профессий,
физического развития
условиями
труда
и
производством,
Выявление склонностей
формирование
трудовой
дисциплины,
Формирование у родителей общетрудовых умений и навыков.

адекватных профпланов
относительно ребенка

Медицинские – диагностика умственного,
психическогопсихическим
и
физического
развития,
определение
толерантности
к
физическим и нервно-психическим нагрузкам,
рекомендации по режиму и характеру учебного
труда, контроль за трудовыми нагрузками,
профрекомендации.
Психологические – диагностика, выявление
склонностей, способностей и ознакомление с
ними ребёнка, стимулирование и коррекция
психического
развития,
формирование
адекватной
самооценки,
психологическое
консультирование
и
информирование
родителей.
Социальные
–
социальная
диагностика,
расширение социальных связей, социальнобытовая
адаптация,
социально-средовая
ориентировка.
В семье – организация бытового труда,
самообслуживания,
обучение
ведению
домашнего
хозяйства,
ознакомление
с
профдеятельностью
людей,
имеющих
аналогичные заболевания, развитие интересов и
способностей.
Обобщающий период – совершенствование умений на основе углубленной коррекции
Старший
Формирование трудовых
Педагогические
–
трудовое
обучение:
школьный
умений и навыков
профильная
трудовая
подготовка,
возраст 14-16
Формирование профпланов формирование
профессионально
важных
лет и старше
Взаимодействие с
функций и качеств, общественно-полезный и
родителями по
производительный труд, ознакомление с
формированию и
показанными профессиями, условиями труда и
реализации профпланов
производством,
формирование
трудовой
ребенка
культуры, навыков делового общения.
Медицинские – диагностика умственного,
психического
и
физического
развития,
определение толерантности к физическим и
нервно-психическим нагрузкам, рекомендации
по
режиму
и
характеру
учебнопроизводительного
труда,
контроль
за
трудовыми нагрузками, определение трудового
прогноза, профрекомендации.
Психологические – профдиагностика, развитие
гибкости психических функций, формирование
навыков
саморегуляции,
адекватной
самооценки, формирование установок на
принятие ролевых позиций, профессиональное
информирование и консультирование, в том
числе родителей, ориентация на конкретные
виды профдеятельности, формирование и
коррекция профпланов.
Социальные
–
социальная
диагностика,
расширение социальных связей, социально-

бытовая
адаптация,
социально-средовая
ориентировка, консультирование по вопросам
профобучения и трудоустройства, втом числе
родителей, содействие в профориентации,
профобучении.
В семье – организация быового труда, ведения
домашнего хозяйства, ориентирование на
самостоятельное
ведение
хозяйства,
ознакомление с трудовой деятельностью людей,
имеющих аналогичные заболевания, помощь в
выборе профессии, места профобучения,
помощь в трудоустройстве
3.7. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Школа – интернат является транслятором культуры и ценностей в обществе, т. е.
проявляет себя как активный субъект воспитания «социального характера», является
проводником и источником изменений в жизни общества. В связи с этим усилия
педагогического коллектива направлены на то, чтобы обучающиеся умели критично оценивать
происходящие события в школе, городе, стране, воспитание гражданской ответственности,
патриотических чувств, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим
ценностям. Организация ключевых общешкольных дел предполагает активное включение
воспитанников в поддержание школьных традиций, праздников, мероприятий, в совместную
коллективную деятельность.
Ключевые дела – это общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть
обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются
совместно с классным руководителем и обучающимися, родителями.
Данный модуль охватывает различные сферы и виды деятельности обучающихся,
воздействует на сознание, чувства, поведение, предусматривает и учитывает многообразие их
интересов и потребностей, способствует формированию положительных качеств личности.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе совместно с педагогоморганизатором школы-интерната и службами сопровождения планируют ключевые
общешкольные дела по направлениям:
 Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека;
 Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
 Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни;
 Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений
об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
При организации ключевых дел применяются различные формы работы на
следующих уровнях:
Вне образовательной организации:
 участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и
международным событиям;
 социальные проекты;
 участие совместно с семьями обучающихся в праздниках, фестивалях,
представлениях, которые открывают возможности для творческой самореализации
детей с ОВЗ;
 праздники: «День пожилого человека», «День Учителя», «День Памяти Героя»,
«Праздник мам» и другие открывают возможности для творческой самореализации
обучающихся с ОВЗ и включают их в деятельную заботу об окружающих.

Школьные традиции, лежащие в основе внешкольного уровня, ключевые дела
адаптированы применительно к возможностям обучающихся и направлены на воспитание
жизнеспособной, трудоспособной, социально активной личности, умеющей и желающей
строить свою жизнь в социуме, заряженной патриотизмом по отношению к Родине и чувством
ответственности за нее.
На уровне школы:
 разновозрастные сборы – многодневные выездные события, включающие в себя
комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая
детско-взрослая
общность,
характеризующаяся
доверительными,
поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу,
атмосферой эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей
радости, что положительно влияет на социализацию и интеграцию детей с
нарушением интеллекта в общество;
 общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для
обучающихся и педагогических работников знаменательными датами и в которых
участвуют все классы школы;
 торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом обучающихся на
следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых
социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность
обучающихся с ОВЗ;
 церемонии награждения обучающихся и педагогических работников за активное
участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах соревнованиях,
олимпиадах, значительный вклад в развитие школы.
Это способствует поощрению социальной активности обучающихся, развитию
позитивных межличностных отношений между педагогическими работниками и
воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
 выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
 участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
 проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися общешкольных
ключевых дел,
 участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне
общешкольных советов дела.
На уровне обучающихся:
 вовлечение, по возможности, каждого обучающегося с нарушением интеллекта в
ключевые дела школы по мере возможности;
 индивидуальная помощь (при необходимости) в освоении навыков подготовки,
проведения и анализа ключевых дел;
 наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и
младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения, обучающегося через частные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими обучающимися.
3.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Развитие окружающей обучающегося предметно-эстетической среды школы
предполагается с учетом потребностей и вкусов детей, с привлечением их к оформлению всех
школьных помещений. Главным принципом при этом является самостоятельная деятельность

обучающихся, использование продуктов творческой деятельности различных школьных
коллективов.
Нередко возникающую проблему небрежного отношения к школьному оборудованию,
принятия в качестве «своего пространства» только своего класса и спальни, испорченные
стенды и исписанные коридоры возможно через обеспечения поддержки любых полезных
инициатив детей, создание условий для определения каждым обучающимся и каждой детской
общностью конкретных объектов для приложения своих сил.
Формы работы с предметно-эстетической средой:
 оформление рекреаций и помещений школы работами кружков ИЗО,
«Бумагопластика» и уроков «Цветоводство», «СБО»;
 оформление персональных выставок, обучающихся и педагогов;
 конкурсы плакатов, газет, фотоотчётов;
 озеленение пришкольной территории, клумб, проведение субботников;
 благоустройство классных кабинетов, групповых и спален;
 оформление вестибюлей и залов к праздничным и событийным датам,
общешкольным вечерам о др.
Развитие предметно-эстетической среды призвано сформировать у ребенка отношение к
школе как к своему второму дому, что особенно важно в условиях школы – интерната, где
многие обучающиеся находятся на круглосуточном пребывании.
3.9. Модуль «Быть здоровым, здорово!»
Неуклонный рост объема знаний, которыми нужно овладеть ребенку в школе, и высокая
суммарная нагрузка предъявляют повышенные требования к работоспособности и физическому
развитию. Дети с интеллектуальными нарушениями школьного возраста имеют свои
отличительные особенности физического, и функционального развития.
Воспитанники должны обладать знаниями о своих возможностях, особенностях с целью
самокоррекции и компенсации, обладать готовностью к учету возможностей здоровья при
выборе профессии.
Работа в данном направлении осуществляется через:
 изучение педагогами рекомендаций и заключений протоколов ПМПК,
рекомендаций врачей с целью полного представления о состоянии здоровья
каждого ребёнка и выработки правильной организации режима труда и отдыха,
дозированной нагрузки, соблюдения индивидуального режима зрительной нагрузки
во время уроков и внеурочной деятельности;
 чередование видов и форм внеучебной деятельности во избежание физического и
зрительного переутомления - выполнение физминуток, офтальмологических
зарядок;
 формирование здорового образа жизни, который призывает относиться к своему
здоровью как к важной личной и общественной ценности;
 проведение совместных общешкольных мероприятий: (Дни «Здоровья», походы в
лес, спортивные мероприятий «Веселые старты», «А ну-ка, мальчики»; «Папа,
мама, я – спортивная семья» и др.);
 рейды по «Соблюдению режимных моментов», «Санитарное состояние классов,
спален»;
 беседы врачей, классных руководителей, воспитателей по вопросам охраны жизни,
здоровья и безопасности;
 занятия в спортивных секциях и участие в соревнованиях.
Профилактика антисоциальных поступков и ценностей, вредных привычек.
Состояние российского общества характеризуется масштабностью негативных явлений,
устойчивостью асоциальных тенденций, в том числе в детской и подростковой среде, высокой

степенью социальной дезадаптации подрастающего поколения. Поэтому важными
направлениями воспитательной работы в школе-интернате являются: профилактика
правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности; работа по
профилактике зависимостей (табакокурения, наркомании, токсикомании); профилактика
детского дорожного транспортного травматизма, работа, направленная на профилактику
противопожарной безопасности.
Формы и методы работы:
 участие в заседании ТКДН и ЗП г. Березовского по межведомственному
взаимодействию субъектов профилактики;
 проведение межведомственных профилактических операций «Подросток»,
«Внимание-дети», «Безопасное колесо»;
 организация и проведение мероприятий с привлечением субъектов профилактики;
 сотрудничество с ТКДН и ЗП г. Березовского, ПДН ОМВД г. Березовского, РЭО
ГИБДД ОМВД России по городу Березовскому, Березовским городским судом
Свердловской области, ГКПТУ СО «ОПС СО № 16» - ПЧ № 16/12 п. Монетный,
УСЗН г. Березовского;
 работа школьного Совета профилактики;
 информирование родителей о состояние преступности среди несовершеннолетних
и травматизму;
 проведение Единых Дней профилактики: «Безопасность в интернете»;
«Международный день отказа от курения», «День трезвости», «Единый Всемирный
день борьбы со СПИДом», «Наркотикам-нет!», «День правил ПДД», «День ППБ»,
«Комендантский час», «Ответственность за поступки»; Месячников безопасности,
акций «За здоровье и безопасность наших детей», Недель безопасности по ПДД и
ППБ;
 мероприятия с обучающимися по профилактике правонарушений (классные и
воспитательские часы, уроки толерантности, беседы, викторины, конкурсы,
диспуты, тренинги, ролевые и деловые игры, конкурс творческих работ - рисунков,
плакатов, стенгазет, показ видеоматериалов и видеофильмов);
 индивидуальная работа служб сопровождения ОУ с обучающимися, состоящими на
внутришкольном учете и на учете в ПДН;
 Организация Дней здоровья;
 Проведение общешкольных и классных родительских собраний по профилактике
употребления психоактивных веществ детьми, правовому просвещению и
привлечению обучающихся и членов их семей к ЗОЖ.
Организация этой деятельности позволит актуализировать каждому ученику механизмы и
способы поддержания своего здоровья, не иметь вредных привычек, знать и владеть приемами
и способами оздоровления своего организма, будет способствовать формированию ценности
здорового образа жизни.
4.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ

Как и любой процесс в системе образования процесс воспитания сопровождается
мониторингом.
Цель мониторинга – выяснить, насколько организованный в школе-интернате процесс
воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка.
Задачи:
1. На основе анализа выявленных тенденций построить систему работы по обеспечению
актуализации, развития и проявления школьниками своих личностных качеств, развитию их
творческой индивидуальности, способностей к самоопределению и самореализации.

2. Определить, насколько организованный в школе воспитательный процесс, способствует
позитивным изменениям в личности ребенка.
Предметом мониторинга в процессе воспитания школы является:

личностный рост воспитанников;

уровень сплоченности детского коллектива;

удовлетворенность воспитательной работой воспитанников и их родителей.
Для изучения личностного роста воспитанников используется «Мониторинг личностного
развития обучающихся школы-интерната».
Структура этого мониторинга охватывает основные параметры индивидуального развития
ребенка и позволяет отслеживать его на протяжении всех лет обучения. С мониторингом
работают классные руководители, воспитатели, педагоги дополнительного образования для
удобства заполнения мониторинга по многим выделенным критериям предложены показатели,
позволяющие одновременно определить уровень развития. Мониторинг личностного развития
обучающихся школы-интерната является источником информации для индивидуального
сопровождения, которое
осуществляется в сфере личностного развития и предполагает
определение индивидуальных способов помощи (в разрешении внутриличностных
противоречий, в прогнозировании индивидуальных траекторий личностного развития.
Успешность ребенка и положительная динамика личностного развития во многом зависят
от взаимоотношений со сверстниками. Существует множество методов для изучения
человеческих взаимоотношений, но наиболее эффективными на наш взгляд являются две
методики – это социометрия и методика изучения классного коллектива.
Именно данные методики взаимодополняют друг друга и позволяют определить
положение личности в системе межличностных отношений, отношение самой личности к
другим людям, позволяют рассмотреть психологию той социальной группы, в которую входит
конкретно взятая личность – благодаря чему виден уровень сплоченности детского коллектива.
Социометрия и методика изучения классного коллектива позволяет своевременно увидеть и
предотвратить негативные отклонения в классном коллективе, способствуют правильному
построению взаимоотношений в системе: ученик – ученик, ученик – педагог, ученик –
родители, педагог – родители.
Для выявления степени удовлетворенности жизнедеятельностью в школе-интернате
проводился коллективный анализ состояния воспитательной работы глазами учащихся, их
родителей, педагогов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».