Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Березовская школаинтернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» (ГБОУ СО «Березовская школа-интернат») 623720, п. Монетный, г. Березовский, Свердловской области, улица Кирова, дом 2 тел: 8 (34369)3-40-69, mcou12@yandex.ru Рассмотрено на заседании педагогического совета ГБОУ СО «Березовская школа-интернат» Протокол ____ от __________ 2021 года _______________________________ Утверждено Директор ГБОУ СО «Березовская школа-интернат» __________________Л.Е. Щербакова Приказ №_________ от «__»______________2021 года Программа воспитания ГБОУ СО «Березовская школа-интернат» на 2021-2025 год п. Монетный, 2021 год СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса 2. Цель и задачи воспитания 3. Виды, формы и содержание деятельности: Инвариантные модули: 3.1 «Классное руководство» 3.2 «Школьный урок» 3.3 «Курсы внеурочной деятельности» 3.4 «Работа с родителями» 3.5 «Соуправление» 3.6 «Профориентация» Вариативные модули 3.7 «Ключевые общешкольные дела» 3.8 «Организация предметно-эстетической среды» 3.9 «Быть здоровым, здорово!» 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в ГБОУ СО «Березовская школа-интернат» обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. На федеральном уровне определены стратегические задачи развития образовательной системы; решение этих задач возможно в условиях использования инновационных подходов к организации воспитания, межведомственного взаимодействия субъектов, реализующих программы воспитания, и при участии общественности. Естественно, что субъектом обучения и воспитания является один и тот же школьник, поэтому разграничивать эти два вида деятельности в структуре школьного образования невозможно. Мы стремимся к интеграции учебной и вне учебной деятельности, их взаимопроникновению, т. е. создать условия, в которых само освоение учебной программы позволит ученику удовлетворить свои потребности в самореализации. В этом случае учиться хорошо станет престижно, а рост личностных достижений конкретного ученика, возможно, станет не только фактом его биографии (что само по себе достаточно значимо), но и достоянием школы, объектом сопереживания и основой мотивации остальных школьников. Рабочая программа воспитания описывает систему форм и способов работы с детьми и включает в себя четыре основных раздела: 1. «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса». 2. «Цель и задачи воспитания». 3. «Виды, формы и содержание деятельности». 4. «Основные направления самоанализа воспитательной работы». К Программе прилагается календарный план воспитательной работы. 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Именно дети детского дома стали первыми воспитанниками сегодняшней школыинтерната, которая после ее открытия в 1976 году стала иметь «официальное имя» - Монетная вспомогательная школа-интернат. На основании Постановления главы МО города Березовского № 76 от 05.02.1999 г. Монетная вспомогательная школа – интернат № 12, созданная в 1976 году, переименована в муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) школа – интернат 8 вида № 12» п. Монетный. Далее школа-интернат была несколько раз переименована и с 22.01.2020г. на основании свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 20.01.2020г. и приказа Министерства образования и молодежной политики Свердловский области «Об утверждении уставов государственных бюджетных учреждений Свердловской области» от 10.01.2020 г. № 20-Д переименована в государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Березовская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» (ГБОУ СО «Березовская школа – интернат») Учреждение реализует образовательные программы: 1. Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) варианты 1, 2 2. Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, варианты 6.2, 6.4 3. Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2 (1-4 классы) 4. Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с расстройством аутистического спектра, варианты 8.2, 8.3, 8.4 5. Адаптированные дополнительные общеобразовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Школа-интернат работает круглосуточно. Учебные занятия организованы в 1 смену, вторая половина дня: внеурочные занятия, индивидуальные консультации для обучающихся, родителей, работа кружков, внешкольные и общешкольные мероприятия. После окончания уроков обучающиеся объединяются в группы и с понедельника по пятницу проживают в интернате. Школа-интернат имеет собственную столовую, оснащенный спортивный зал, библиотеку, компьютерный класс с выходом в Интернет, спортивную площадку, мастерские. Среда воспитательной системы ГБОУ СО «Березовская школа-интернат» включает в себя не только возможности школы, но и социокультурные ресурсы города. Школа-интернат тесно сотрудничает с Центром художественно-прикладного творчества п. Монетного, БМБУК «Радуга-Центр», БМБУ ДО «Детская школа искусств» п. Монетного, БМАУ СОК «Лидер» г. Березовский, ФОК «Энергия» п. Монетный. В рамках профилактической работы школа сотрудничает с ТКДН и ЗП г. Березовского, ПДН ОМВД г. Березовского, РЭО ГИБДД ОМВД России по городу Березовскому, ГКПТУ СО «ОПС СО № 16» - ПЧ № 16/12 п. Монетный, Березовским городским судом Свердловской области. В основу содержания программы воспитания положены принципы организации содержания духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся в соответствии с СФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): Принцип следования нравственному примеру Следования примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание бесед, сказок, виртуальных экскурсий должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы, ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу жизни. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя и воспитателя. Принцип идентификации (персонификации) Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы яркие, эмоционально-привлекательные образы людей. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребенка. Принцип системно-деятельностной организации воспитания Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев, определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства воспитания и социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), пространства его духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности: воспитание как деятельность должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной. системно-деятельностный подход учитывает утрату семьей и школой монополии на воспитание и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована. Принцип диалогического общения. Диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями, учителем и с другими взрослыми играет большую роль в формировании ценностных отношений. Диалог исходит из признания и уважения права школьника свободно выбирать и присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка собственной системы ценностей невозможны без диалогического общения ребенка со взрослым. Принцип полисубъектности воспитания Школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовнонравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована. Национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей должны быть приняты всеми субъектами развития и воспитания обучающимися. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социальнопедагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения. Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области формирования личностной культуры: I-IV классы: - формирование мотивации универсальной нравственной компетенции – «становиться лучше» активности в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм; - формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»; - формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях; - развитие трудолюбия, способности к преодолению трудности, настойчивости к достижению результата; - формирование системы привычек по физические тренировки тела, закаливанию и уходу за организмом. V-IX классы: - формирование способности формулировать собственные нравственные обязательства, давать элементарную нравственную оценку своим и чужим поступкам; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - формирование критичности к собственным намерениям, мыслям и поступкам; - формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты; - способствовать становлению и укреплению у обучающихся физического, нравственного, духовного здоровья. - формировать мотивацию к здоровому образу жизни, бережному отношению к своему здоровью, негативному отношению к вредным привычкам. В области формирования социальной культуры: I-IV классы: - воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре; - формирование чувства причастности к коллективным делам; - развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; - укрепление доверия к другим людям; - развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимание других людей и сопереживание им. V-IX классы: - пробуждение чувства патриотизма и веры в Россию и свой народ; - формирование ценностного отношения к своему национальному языку и культуре; - формирование чувства личной ответственности за свои дела и поступки; - проявление интереса к общественным явлениям и событиям; - формирование начальных представлений о народах России, их единстве и многообразии. В области формирования семейной культуры: I-IV классы: - формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; - формирование положительного отношения к семейным традициям и устоям. V-IX классы: - формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним; - активное участие в сохранении и укреплении положительных семейных традиций; вовлекать в процесс воспитания родителей, оказывая им методическую и информационную поддержку в целях преодоления возникающих проблем в обучении и воспитании детей и дальнейшего развития их самостоятельности. 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. 3.1. Модуль «Классное руководство» Одним из коллективов, в котором школьник находится большую части своего времени, является школьный класс. Поэтому основная часть воспитательной работы ложится на плечи классного руководителя. Для того чтобы ребенок осознал себя в классном коллективе успешным, и востребованным, особенно когда он в силу своих способностей и физических возможностей не может хорошо учиться, необходимо правильно подобрать такие виды деятельности, которые позволяют ему реализоваться, а классному коллективу состояться. Воспитательная работа в классе нацелена на: создание условий и реализации каждого ребёнка; организацию оптимальных для развития обучающихся разнообразных видов деятельности: коллективную, творческую, социально значимую, органы самоуправления; осуществлять взаимодействие с педагогическими работниками, социальными партнёрами, родителями. Работа с классным коллективом: поддержка участия класса в общешкольных ключевых необходимой помощи в их подготовке и проведении; делах, оказание организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося, совместных дел; проведение классных часов, бесед, обсуждений; сплочение коллектива класса; выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих обучающимся освоить нормы и правила общения; Индивидуальная работа с обучающимися: изучение особенностей личностного развития обучающихся класса; поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем; оформление портфолио; коррекция поведения, обучающегося в сотрудничестве со школьным педагогомпсихологом: Работа с учителями-предметниками в классе: регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками; проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса; проведение совместно с учителями-предметниками совместных мероприятий; привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса. Работа с родителями обучающихся или их законными представителями: регулярное информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, о жизни класса в целом; помощь родителям обучающихся в регулировании отношений между ними и учителями-предметниками; организация классных родительских собраний; создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении школой; привлечение родителей к организации и проведению дел класса, семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. Привлечение родителей к процессу воспитания, обеспечение тесного контакта с семьями обучающихся, формирование ответственного родительства, совместная деятельность и активное участие в жизни класса, способствует более быстрому решению возникающих у детей проблем. 3.2. Модуль «Школьный урок» Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока предполагает следующее: установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности» Целью организации внеурочной деятельности является создание условий для достижения обучающимися с ОВЗ необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи организации внеурочной деятельности является: обеспечение адаптации обучающегося с ОВЗ к школьному обучению; оптимизация учебной нагрузки, учет возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ; улучшение условий для развития, обучающегося с ОВЗ: содействие развитию индивидуальности обучающегося: нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения, познавательного интереса, потребности к самообразованию и творчеству, целеустремленности, аккуратности; формирование у обучающихся с ОВЗ потребности в продуктивной, социально значимой деятельности, положительной «Я - концепции», которая характеризуется: уверенностью в доброжелательном отношении к ним других людей, убеждённостью в успешном овладении ими тем или иным видом деятельности, чувством собственной значимости; развитие личности обучающихся, коррекция нарушений развития и профилактика возникновения вторичных отклонений. Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся, педагогов, родителей представителей различных организаций. Координирующая роль отводится, классному руководителю, который: осуществляет взаимодействие с педагогическими работниками; организовывает в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления; организовывает в классе социально значимую, коллективную творческую деятельность обучающихся. Задачей классного руководителя является изучение предпочтений воспитанников и создание индивидуальных образовательных маршрутов, учитывающих психофизические возможности детей и перспективу их развития. Для организации внеурочной деятельности обучающихся также формируются кружки творческие объединения и спортивные секции ДО школы, осуществляется сотрудничество с близлежащими центрами дополнительного образования (Центром художественно-прикладного творчества п. Монетного, БМБУК «Радуга-Центр», БМБУ ДО «Детская школа искусств» п. Монетного, БМАУ СОК «Лидер» г. Березовский, ФОК «Энергия» п. Монетный), используется ресурс социальных партнёров, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве (организация литературных вечеров, встреч с интересными людьми, благотворительных спектаклей, проведение мастер-классов, викторин, фестивалей, бесед по профилактике, экскурсий, посещение музеев, выставок, концертов, театров и др): • • • • • • • • • • СРОО народной культуры и развития дружбы народов «Моё Отечество» БМБУК «ЦБС» Филиал № 10 пос. Монетный Екатеринбургская Епархия Приход во имя Покрова Пресвятой богородицы п. Монетный ТКДН и ЗП г. Березовского ПДН ОМВД г. Березовского РЭО ГИБДД ОМВД России по городу Березовскому ГКПТУ СО «ОПС СО № 16» - ПЧ № 16/12 п. Монетный Березовским городским судом Свердловской области. Благотворительные организации Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках, следующих выбранных обучающимися ее видов ВД - Кружок «Мир, в котором я живу» (1-4 классы) ВД - Клуб «В мире игр» (1-4 классы) ВД - Кружок «Волшебная палитра» (1-4 классы) ВД - Клуб «Азбука здоровья» (1-9 классы) ВД – Кружок «Компьютерная грамотность» (5-9 классы) ВД – Кружок «Звуки, буквы, слова» (5-9 классы) ВД – Кружок «Я-гражданин» (5-9 классы) ВД – Кружок «Клякса» (1-4 классы), для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии ВД – Клуб «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-4 классы), для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии Игровой клуб «В мире эмоций» (1- 4 классы), для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии Результаты коллективной творческой деятельности, обучающиеся демонстрируют на фестивалях, конкурсах, выставках детского творчества, которые являются весьма действенным способом вовлечения людей с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь и уникальной формой социокультурной реабилитации. Выступления в таких конкурсных программах является дополнительным стимулом для развития творческого потенциала детей. Особенно важно, что это способствует преодолению изоляции, позволяет выходить из окружения себе равных, получать дополнительные возможности для своего развития. В рамках внеурочной деятельности реализуется и такая форма работы, как создание совместных творческих проектов силами педагогов и воспитанников различных творческих объединений (“Новогодняя сказка», «Праздник мам», "День учителя", «День Победы», Фестиваль «Песня моей души» и др.), в подготовке и осуществлению которых привлекаются воспитанники различных кружков и объединений, педагоги, родители. Очень важным является и тот факт, что весь проект становится результатом соавторства и взаимосотрудничества обучающихся и педагогов, родителей, социальных партнёров. Коллективное творчество даёт возможность развивать у ребёнка коммуникативные навыки, стимулировать интерес к творчеству, эмоциональную и познавательную активность, умение корректно выражать и отстаивать свою точку зрения, свободно ориентироваться в культурном пространстве современной жизни. 3.4. Модуль «Работа с родителями» Открытый характер воспитательной системы должен обеспечиваться тесным контактом с семьёй, участием родителей в процессе воспитания. Опыт внеклассной работы в школе-интернате свидетельствует о том, что, к сожалению, значительное число родителей самоустраняются от процесса воспитания детей. Причиной возникновения подобной ситуации является специфика обучения в школе-интернате, когда основная нагрузка по выполнению воспитательных функций в образовательном процессе, как правило, перекладывается “на плечи педагогов”. Вторая причина - контингент родителей, многие из которых не обладают достаточным воспитательным потенциалом, о чём свидетельствует анализ социального состава семей. Для решения данной проблемы и более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы были выбраны следующие направления деятельности. На групповом уровне: проведение общешкольных родительских собраний, информирование об основных направлениях и содержании работы в школе, результатах и перспективах работы; курсы для родителей, семинары, видеоконференции и родительские собрания в режиме онлайн; дни открытых дверей в школе; дни правовой помощи родителям, воспитывающим детей-инвалидов; семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные; рекомендации и советы психолога, медицинских работников, социального педагога, социальных партнёров и других специалистов; общешкольные мероприятия, концерты, творческие отчёты коллективов, где родители могут увидеть результаты творческой деятельности своих детей; опросы и анкетирование родителей с целью выявления проблем и перспектив развития школы; совместные посещения концертов, экскурсии, выезды на фестивали; совместные поездки с родителями по линии социального туризма; На индивидуальном уровне: работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; индивидуальные собеседования и консультирование родителей, обсуждение вопросов воспитания их ребёнка, проблем; помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; обеспечение родителей литературой по вопросам позитивного родительства. 3.5. Модуль «Соуправление» Школа является первым институтом, обеспечивающим участие детей в общественной жизни. Педагоги призваны решать не только узко педагогические, но и широкие социальные задачи, организуя, таким образом, социальное становление детей, способствуя обретению ими социальной зрелости (самостоятельности, инициативности, ответственности). Особую роль в воспитании обучающихся с ОВЗ играют детские органы соуправления. Характер этих органов, механизмы их создания и функционирования являются показателем качества воспитательной системы. В ГБОУ СО «Березовская школа-интернат» создана детская ученическая организация (далее ДУО) «Школяндия» - это специфическая организация коллективной деятельности, созданная с целью развития личности обучающихся, воспитанников независимо от его стартовых возможностей, объединяющая на добровольных началах жителей (обучающихся, воспитанников) городов (классов), а также физических лиц, занимающихся проблемами воспитания детей. ЦЕЛЬ ДУО «Школяндия»: Развитие у обучающихся, воспитанников личных качеств, способствующих успешному определению в современном обществе, формирование социальной и коммуникативной компетентности воспитанников, гражданской ответственности и правового самосознания, способности к успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда. ЗАДАЧИ: Реализация права обучающихся, воспитанников на участие в управлении ОУ; Создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся, воспитанников, их психофизического развитие не зависимо от стартовых возможностей; Обеспечение отношений сотрудничества между педагогами и обучающимися, воспитанниками ОУ; Создание условий для самовыражения обучающихся, воспитанников через участие в конкретных делах. Защита прав обучающихся, воспитанников. Детская ученическая организация ГБОУ СО «Березовская школа-интернат» - ДУО «Школяндия» выступает от имени обучающихся, воспитанников при решении вопросов жизни ОУ: изучает и формулирует их мнение по вопросам школьной жизни, представляет позицию обучающихся, воспитанников в органах управления ОУ, вносит предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса; содействует реализации инициатив обучающихся, воспитанников во внеурочной деятельности: изучает их интересы и потребности, создаёт условия для их реализации; участвует в решении школьных проблем, согласовании интересов обучающихся, воспитанников, учителей и родителей; организует работу по защите прав обучающихся, воспитанников. Работа Детской ученической организации «Школяндия» направлена на формирование единого школьного коллектива, школьных традиций, организацию коллективных творческих дел, стимулирует активность обучающихся, способствует их самореализации в различных формах жизнедеятельности школы. 3.6. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению «Профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации. Задача совместной деятельности педагогов и обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Эта работа осуществляется через: циклы классных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности; экскурсии на социальные объекты, предприятия города, посёлка, дающие обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; посещение дней открытых дверей в профессиональные образовательные организации; индивидуальные консультации психолога, социального педагога для обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии. Направления и формы работы. профдиагностика профвоспитание профинформирование профконсультирование профагитация и проф пропаганда профотбор и профподбор коррекция профпланов Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями. Этапы предпрофориентационной работы с детьми с ОВЗ Возраст Задачи этапа Мероприятия Пропедевтический период: выявление возможностей восприятия и усвоения знаний и умений Младший Формирование установки Педагогические – формирование навыков школьный на труд общения, ручной труд, самообслуживание, возраст 7-10 лет Стимулирование общественно-полезный труд, ознакомление с психического и простыми массовыми профессиями. физического развития Медицинские – диагностика, психического и Формирование у родителей физического развития. адекватного отношения к Психологические – диагностика, заболеванию ребенка стимулирование и коррекция психического развития, психологическое консультирование и информирование родителей. Социальные – социальная диагностика, расширение социальных связей, социальнобытовая адаптация, социально-средовая ориентировка. В семье – организация ручного и бытового труда, самообслуживания, обучение ведению домашнего хозяйства, ознакомление с профдеятельностью родителей. Период общей трудовой подготовки – начало освоения общетрудовых и общепрофессиональных приёмов работы Средний Формирование трудового Педагогические – формирование навыков школьный стереотипа общения, трудовое обучение: общетрудовая возраст Общетрудовая подготовка подготовка, трудовые пробы, выявление 11-13 лет Стимулирование склонностей, общественно-полезный труд, психического и ознакомление с кругом показанных профессий, физического развития условиями труда и производством, Выявление склонностей формирование трудовой дисциплины, Формирование у родителей общетрудовых умений и навыков. адекватных профпланов относительно ребенка Медицинские – диагностика умственного, психическогопсихическим и физического развития, определение толерантности к физическим и нервно-психическим нагрузкам, рекомендации по режиму и характеру учебного труда, контроль за трудовыми нагрузками, профрекомендации. Психологические – диагностика, выявление склонностей, способностей и ознакомление с ними ребёнка, стимулирование и коррекция психического развития, формирование адекватной самооценки, психологическое консультирование и информирование родителей. Социальные – социальная диагностика, расширение социальных связей, социальнобытовая адаптация, социально-средовая ориентировка. В семье – организация бытового труда, самообслуживания, обучение ведению домашнего хозяйства, ознакомление с профдеятельностью людей, имеющих аналогичные заболевания, развитие интересов и способностей. Обобщающий период – совершенствование умений на основе углубленной коррекции Старший Формирование трудовых Педагогические – трудовое обучение: школьный умений и навыков профильная трудовая подготовка, возраст 14-16 Формирование профпланов формирование профессионально важных лет и старше Взаимодействие с функций и качеств, общественно-полезный и родителями по производительный труд, ознакомление с формированию и показанными профессиями, условиями труда и реализации профпланов производством, формирование трудовой ребенка культуры, навыков делового общения. Медицинские – диагностика умственного, психического и физического развития, определение толерантности к физическим и нервно-психическим нагрузкам, рекомендации по режиму и характеру учебнопроизводительного труда, контроль за трудовыми нагрузками, определение трудового прогноза, профрекомендации. Психологические – профдиагностика, развитие гибкости психических функций, формирование навыков саморегуляции, адекватной самооценки, формирование установок на принятие ролевых позиций, профессиональное информирование и консультирование, в том числе родителей, ориентация на конкретные виды профдеятельности, формирование и коррекция профпланов. Социальные – социальная диагностика, расширение социальных связей, социально- бытовая адаптация, социально-средовая ориентировка, консультирование по вопросам профобучения и трудоустройства, втом числе родителей, содействие в профориентации, профобучении. В семье – организация быового труда, ведения домашнего хозяйства, ориентирование на самостоятельное ведение хозяйства, ознакомление с трудовой деятельностью людей, имеющих аналогичные заболевания, помощь в выборе профессии, места профобучения, помощь в трудоустройстве 3.7. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Школа – интернат является транслятором культуры и ценностей в обществе, т. е. проявляет себя как активный субъект воспитания «социального характера», является проводником и источником изменений в жизни общества. В связи с этим усилия педагогического коллектива направлены на то, чтобы обучающиеся умели критично оценивать происходящие события в школе, городе, стране, воспитание гражданской ответственности, патриотических чувств, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям. Организация ключевых общешкольных дел предполагает активное включение воспитанников в поддержание школьных традиций, праздников, мероприятий, в совместную коллективную деятельность. Ключевые дела – это общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно с классным руководителем и обучающимися, родителями. Данный модуль охватывает различные сферы и виды деятельности обучающихся, воздействует на сознание, чувства, поведение, предусматривает и учитывает многообразие их интересов и потребностей, способствует формированию положительных качеств личности. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе совместно с педагогоморганизатором школы-интерната и службами сопровождения планируют ключевые общешкольные дела по направлениям: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; Воспитание нравственных чувств и этического сознания; Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни; Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание); При организации ключевых дел применяются различные формы работы на следующих уровнях: Вне образовательной организации: участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям; социальные проекты; участие совместно с семьями обучающихся в праздниках, фестивалях, представлениях, которые открывают возможности для творческой самореализации детей с ОВЗ; праздники: «День пожилого человека», «День Учителя», «День Памяти Героя», «Праздник мам» и другие открывают возможности для творческой самореализации обучающихся с ОВЗ и включают их в деятельную заботу об окружающих. Школьные традиции, лежащие в основе внешкольного уровня, ключевые дела адаптированы применительно к возможностям обучающихся и направлены на воспитание жизнеспособной, трудоспособной, социально активной личности, умеющей и желающей строить свою жизнь в социуме, заряженной патриотизмом по отношению к Родине и чувством ответственности за нее. На уровне школы: разновозрастные сборы – многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей радости, что положительно влияет на социализацию и интеграцию детей с нарушением интеллекта в общество; общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы; торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом обучающихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность обучающихся с ОВЗ; церемонии награждения обучающихся и педагогических работников за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности обучающихся, развитию позитивных межличностных отношений между педагогическими работниками и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу. На уровне классов: выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела. На уровне обучающихся: вовлечение, по возможности, каждого обучающегося с нарушением интеллекта в ключевые дела школы по мере возможности; индивидуальная помощь (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми; при необходимости коррекция поведения, обучающегося через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими обучающимися. 3.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Развитие окружающей обучающегося предметно-эстетической среды школы предполагается с учетом потребностей и вкусов детей, с привлечением их к оформлению всех школьных помещений. Главным принципом при этом является самостоятельная деятельность обучающихся, использование продуктов творческой деятельности различных школьных коллективов. Нередко возникающую проблему небрежного отношения к школьному оборудованию, принятия в качестве «своего пространства» только своего класса и спальни, испорченные стенды и исписанные коридоры возможно через обеспечения поддержки любых полезных инициатив детей, создание условий для определения каждым обучающимся и каждой детской общностью конкретных объектов для приложения своих сил. Формы работы с предметно-эстетической средой: оформление рекреаций и помещений школы работами кружков ИЗО, «Бумагопластика» и уроков «Цветоводство», «СБО»; оформление персональных выставок, обучающихся и педагогов; конкурсы плакатов, газет, фотоотчётов; озеленение пришкольной территории, клумб, проведение субботников; благоустройство классных кабинетов, групповых и спален; оформление вестибюлей и залов к праздничным и событийным датам, общешкольным вечерам о др. Развитие предметно-эстетической среды призвано сформировать у ребенка отношение к школе как к своему второму дому, что особенно важно в условиях школы – интерната, где многие обучающиеся находятся на круглосуточном пребывании. 3.9. Модуль «Быть здоровым, здорово!» Неуклонный рост объема знаний, которыми нужно овладеть ребенку в школе, и высокая суммарная нагрузка предъявляют повышенные требования к работоспособности и физическому развитию. Дети с интеллектуальными нарушениями школьного возраста имеют свои отличительные особенности физического, и функционального развития. Воспитанники должны обладать знаниями о своих возможностях, особенностях с целью самокоррекции и компенсации, обладать готовностью к учету возможностей здоровья при выборе профессии. Работа в данном направлении осуществляется через: изучение педагогами рекомендаций и заключений протоколов ПМПК, рекомендаций врачей с целью полного представления о состоянии здоровья каждого ребёнка и выработки правильной организации режима труда и отдыха, дозированной нагрузки, соблюдения индивидуального режима зрительной нагрузки во время уроков и внеурочной деятельности; чередование видов и форм внеучебной деятельности во избежание физического и зрительного переутомления - выполнение физминуток, офтальмологических зарядок; формирование здорового образа жизни, который призывает относиться к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности; проведение совместных общешкольных мероприятий: (Дни «Здоровья», походы в лес, спортивные мероприятий «Веселые старты», «А ну-ка, мальчики»; «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.); рейды по «Соблюдению режимных моментов», «Санитарное состояние классов, спален»; беседы врачей, классных руководителей, воспитателей по вопросам охраны жизни, здоровья и безопасности; занятия в спортивных секциях и участие в соревнованиях. Профилактика антисоциальных поступков и ценностей, вредных привычек. Состояние российского общества характеризуется масштабностью негативных явлений, устойчивостью асоциальных тенденций, в том числе в детской и подростковой среде, высокой степенью социальной дезадаптации подрастающего поколения. Поэтому важными направлениями воспитательной работы в школе-интернате являются: профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности; работа по профилактике зависимостей (табакокурения, наркомании, токсикомании); профилактика детского дорожного транспортного травматизма, работа, направленная на профилактику противопожарной безопасности. Формы и методы работы: участие в заседании ТКДН и ЗП г. Березовского по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики; проведение межведомственных профилактических операций «Подросток», «Внимание-дети», «Безопасное колесо»; организация и проведение мероприятий с привлечением субъектов профилактики; сотрудничество с ТКДН и ЗП г. Березовского, ПДН ОМВД г. Березовского, РЭО ГИБДД ОМВД России по городу Березовскому, Березовским городским судом Свердловской области, ГКПТУ СО «ОПС СО № 16» - ПЧ № 16/12 п. Монетный, УСЗН г. Березовского; работа школьного Совета профилактики; информирование родителей о состояние преступности среди несовершеннолетних и травматизму; проведение Единых Дней профилактики: «Безопасность в интернете»; «Международный день отказа от курения», «День трезвости», «Единый Всемирный день борьбы со СПИДом», «Наркотикам-нет!», «День правил ПДД», «День ППБ», «Комендантский час», «Ответственность за поступки»; Месячников безопасности, акций «За здоровье и безопасность наших детей», Недель безопасности по ПДД и ППБ; мероприятия с обучающимися по профилактике правонарушений (классные и воспитательские часы, уроки толерантности, беседы, викторины, конкурсы, диспуты, тренинги, ролевые и деловые игры, конкурс творческих работ - рисунков, плакатов, стенгазет, показ видеоматериалов и видеофильмов); индивидуальная работа служб сопровождения ОУ с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете и на учете в ПДН; Организация Дней здоровья; Проведение общешкольных и классных родительских собраний по профилактике употребления психоактивных веществ детьми, правовому просвещению и привлечению обучающихся и членов их семей к ЗОЖ. Организация этой деятельности позволит актуализировать каждому ученику механизмы и способы поддержания своего здоровья, не иметь вредных привычек, знать и владеть приемами и способами оздоровления своего организма, будет способствовать формированию ценности здорового образа жизни. 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Как и любой процесс в системе образования процесс воспитания сопровождается мониторингом. Цель мониторинга – выяснить, насколько организованный в школе-интернате процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка. Задачи: 1. На основе анализа выявленных тенденций построить систему работы по обеспечению актуализации, развития и проявления школьниками своих личностных качеств, развитию их творческой индивидуальности, способностей к самоопределению и самореализации. 2. Определить, насколько организованный в школе воспитательный процесс, способствует позитивным изменениям в личности ребенка. Предметом мониторинга в процессе воспитания школы является: личностный рост воспитанников; уровень сплоченности детского коллектива; удовлетворенность воспитательной работой воспитанников и их родителей. Для изучения личностного роста воспитанников используется «Мониторинг личностного развития обучающихся школы-интерната». Структура этого мониторинга охватывает основные параметры индивидуального развития ребенка и позволяет отслеживать его на протяжении всех лет обучения. С мониторингом работают классные руководители, воспитатели, педагоги дополнительного образования для удобства заполнения мониторинга по многим выделенным критериям предложены показатели, позволяющие одновременно определить уровень развития. Мониторинг личностного развития обучающихся школы-интерната является источником информации для индивидуального сопровождения, которое осуществляется в сфере личностного развития и предполагает определение индивидуальных способов помощи (в разрешении внутриличностных противоречий, в прогнозировании индивидуальных траекторий личностного развития. Успешность ребенка и положительная динамика личностного развития во многом зависят от взаимоотношений со сверстниками. Существует множество методов для изучения человеческих взаимоотношений, но наиболее эффективными на наш взгляд являются две методики – это социометрия и методика изучения классного коллектива. Именно данные методики взаимодополняют друг друга и позволяют определить положение личности в системе межличностных отношений, отношение самой личности к другим людям, позволяют рассмотреть психологию той социальной группы, в которую входит конкретно взятая личность – благодаря чему виден уровень сплоченности детского коллектива. Социометрия и методика изучения классного коллектива позволяет своевременно увидеть и предотвратить негативные отклонения в классном коллективе, способствуют правильному построению взаимоотношений в системе: ученик – ученик, ученик – педагог, ученик – родители, педагог – родители. Для выявления степени удовлетворенности жизнедеятельностью в школе-интернате проводился коллективный анализ состояния воспитательной работы глазами учащихся, их родителей, педагогов.