ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» создана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Общая характеристика предмета. В процессе формирования представлений о неживой природе обучающийся получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней. Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала обучающиеся знакомятся с конкретным объектом, его строением, местом, где растет, учатся узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов. Затем дети знакомятся с разными объектами, учится их различать, объединять в группы. Обучающиеся получают представление о значении объектов в природе и жизни человека. Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе. Реализация цели осуществляется решением следующих задач: 1) Формирование первоначальных представлений о природе, об объектах и явлениях 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) неживой природы. Формирование интереса к разнообразию окружающего мира. Формирование временных представлений Формирование представлений о растительном и животном мире. Формирование и расширение словарного запаса Знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения. Формирование представлений о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь). Формирование элементарных экологических представлений (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание). Развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности). Место предмета в учебном плане. На изучение предмета «Окружающий природный мир» отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год Содержание учебного предмета «Окружающий природный мир» «Растительный мир». Знакомство с деревом, кустами, травами. Знакомство с частями растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок), их значение.Знание значения растений в природе и жизни человека. Знакомство с лиственными и хвойными деревьями (берёза, дуб, клён, ель, ива) и их строением (ствол, корень, ветки, листья). Знакомство с плодовыми деревьями (вишня, яблоня, груша, слива), значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Значение фруктов в жизни человека. Узнавание (различение) овощей (картофель, морковь, огурец, помидор) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека «Животный мир». Знакомство с домашними животными (корова, свинья, кошка, собака), питание домашних животных, значение домашних животных в жизни человека. Знакомство со строением домашнего животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши), основные признаки животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Уход за домашними животными. Знакомство с детенышами домашних животных (теленок, поросенок, котенок, щенок).Знакомство с дикими животными (лиса, заяц, волк, медведь), их питание, способы передвижения, значение диких животных в жизни человека. Знакомство с детенышами диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок). Знакомство с птицами, их строением, питанием. Знакомство с домашними птицами (курица (петух), гусь), их питание, значение домашних птиц в жизни человека. Детеныши домашних птиц (цыпленок, гусенок). Знакомство с птицами, живущими в природе (голубь, дятел). Знакомство с рыбами, их строением, питанием, значение рыб в жизни человека. «Временные представления».Части суток (утро, день, вечер, ночь). Знание названий времен года (весна, лето, осень, зима), изменения, происходящих в жизни человека, животных и растений в разное время года. Явления природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. «Объекты природы». Солнце. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Воздух и вода. Значение воздуха и воды для жизни человека и животных. Тематическое планирование Тематическое планирование 1 четверть ,16 часов № Тема урока Кол-во часов 1ч. 2. Вновь золотая осень. Беседа по иллюстрациям. Прослушивание детских стишков об осени. Составление предложений по иллюстрациям по теме «Осень» 3. Дерево. Части дерева. Узнавание и называние. 1ч. 4. Осенние явления природы. Загадки об осенних явлениях природы. Листопад. Изготовление аппликации и рисунков по теме. Дары осени. Д/и «Что нам осень принесла?». Стихи и песни об осени. Презентация. Аппликация «Осенняя грядка» Растения огорода. (картофель, капуста, свёкла, горох.бобы и др.) Овощи. Обобщающее название. Уборка и хранение овощей. «Что растет на грядке?» д/и. Определение и называние. Арбуз и дыня. Определение и различение по внешнему виду.(цвет,форма, размер, вкус). Раскраска. 2ч. 1. 5. 6. 7. 1ч. 2ч. 2ч. 1ч. Дата 8. 9. 10. Ягоды.(рябина,клюква). Сравнение по внешнему виду, на вкус. Изготовление панно «Кисть рябины красной» Дары леса. Грибы. Ядовитые и съедобные. Узнавание и называние знакомых грибов. Аппликация «Грибное лукошко» Повторение материала за четверть.(растения сада,огорода, леса). 2ч 2ч. 2ч. 2 четверть Планируемые результаты изучения учебного предмета «Окружающий природный мир» Планируемые результаты усвоения курса: Личностные: интерес к исследованию природных объектов, осуществляемых с помощью взрослого, с использованием различных анализаторов (тактильный, зрительный, слуховой и др.); проявление интереса к природным объектам; узнавание природного объекта, показывание. Предметные: производить практические действия с различными природными материалами; узнавание и называние фруктов, овощей, диких и домашних животных, птиц, насекомых различать, узнавать и называть деревья, кусты, травы. узнавать и называть природные явления называть время суток по определённым признакам Перечень учебно-методической литературы 1) Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. —(Коррекционная педагогика). 2).Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика). 3)Царев А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями / под. Ред. Л.А.Головчиц: учебное пособие.- М., Логомаг, 2015. – 266 с. С.В.Кудрина Программно-методическое обеспечение к урокам «Окружающий природный мир» Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, комнатные растения, образцы природного материала; наглядный изобразительный материал (видео, фото, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображением действий, операций по уходу за растениями, животными; изображения сезонных изменений в природе; дидактические и демонстрационный материал по лексическим темам рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, наклеивания, вырезания.