«МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ» Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Обучающиеся обретают такие жизненные компетенций, которые позволяют ей достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают её включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах. Уроки музыки направлены на формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур в разных видах музыкальной деятельности (пении, танцах, музыкально-дидактических и хороводных играх). Цели социальная адаптация ребёнка; коррекция и компенсация нарушений развития; общее и физическое развитие в соответствии с состоянием ребёнка и возможностями. Задачи формирование социального поведения и коммуникативных умений: умение выполнять инструкции педагога умение выполнять действия по образцу и по подражанию; эмоциональное развитие воспринимать звуки окружающего мира ( сделать его отзывчивым на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений) Уроки музыки направлены на формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур в разных видах музыкальной деятельности (пении, танцах, музицирования, музыкальнодидактических и хороводных играх). Общая характеристика учебного предмета «Музыка и движение» Предмет «Музыка и движение» относится к образовательной области «Искусство». Музыка призвана развивать детей эмоционально, творчески обогащать их художественные впечатления. Программа отражает постоянную работу как над произношением слов, так и над смысловым содержанием песен. В содержание каждого урока входит слушание музыки. Ребёнок с помощью учителя вербальными и невербальными средствами общения объясняет услышанное. Материал структурирован в виде тематических групп: «Музыка и движение», «Слушание», «Пение», «Движение под музыку». Основные принципы отбора материала: простота мелодии, доступность и ясность текста, репертуар подбирается в соответствии с особенностями речевого развития. Значительная роль отводится вокальным упражнениям. Описание места учебного предмета в учебном плане В Федеральном компоненте государственного стандарта «Музыка и движение» обозначен как самостоятельный предмет, что подчёркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. В соответствии с учебным планом ГБОУ СО «Березовская школа-интернат» программа предмета «Музыка и движение» рассчитана на реализацию в течение 34 учебных недель в объёме 1 занятие в неделю (всего - 34). Продолжительность занятия варьируется с учётом психофизического состояния ребенка 40 минут Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств: - воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведения искусства; узнаёт знакомую песню; БУД: направленность взгляда на взрослого на звучащий инструмент создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми и сверстниками. Учебно-тематический план №п/п 1 2 3 4 Наименование разделов, тем программы Слушание Пение Движение под музыку Игра на музыкальных инструментах Итого Кол-во часов 5 ч. 5 ч. 14 ч. 10ч. 34 Содержание учебного предмета Содержание 1.Слушание. Различение тихого и громкого звучания музыки Узнавание знакомой песни 2.Пение. Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни Подпевание отдельных звуков (слогов, слов), повторяющихся звуков (слогов, слов) 3.Движение под музыку. Выполнение движений разными частями тела под музыку (хлопанье в ладоши, «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.) Передача простейших движений знакомых животных Выполнение движений, соответствующих словам песни 4.Игра на музыкальных инструментах. Освоение приёмов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд 1 полугодие 2 полугодие Требования к уровню подготовки обучающегося Развитие слуховых и двигательных восприятий освоение игре на доступных музыкальных инструментах Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах). - Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения. - Умение узнавать знакомые песни, подпевать их. - Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА Барабан – музыкальная игрушка Бубен Дидактические карточки «Музыкальные инструменты» Дудочка Звучащие игрушки с механическим заводом, звучащие игрушки с кнопочным включением Колокольчик Ложки деревянные Молоток музыкальный Музыкальный треугольник КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Номер урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Тема урока. Осенняя песенка Голоса предметов Песня "Дождик" Песня " Солнышко" Мелодии осени Танцевать под музыку Игры на подражание Игры под музыку Тихие и громкие звоночки Песня снежинки Танец " Паровоз" Песня " Раз морозною зимой" Танец-игра с куклой Песня в лесу родилась ёлочка Слушание музыки Игра " Снежок" Игра танец "Новогодний хоровод" Музыка в природе: песня комара, пчелы, жука Движение под музыку" Медвежата " "Зайки серые сидят "подражание движениям зайца Движения под музыку «Пальчики и ручки» - русская народная мелодия Движения по музыку «Ловкие ручки» Тихие и громкие звоночки (бубен) Тихие и громкие звоночки (барабан) 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Игра " Угадай чей голос" Движение под музыку " Три притопа, два прихлопа" Танец " Колпачёк" Танец " Если нравиться тебе" Танец " Лавата" Игра на колокольчике Русские народные напевы . Игра на ложках Танец " Леток нам пришло" Движение под музыку " Повтори и покажи" Звуки моря. Слушание Итоговый урок. Повторение