Эмоциональное и коммуникативное развитие

Цель коррекционного курса для детей, обучающихся по варианту 8.4: коррекция
нарушений
эмоциональной
и
коммуникативно-речевой
сферы
посредством
индивидуальных занятий.
Задачи:
- Формирование разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции
взаимодействия с окружающими.
- Формирование возможных форм визуального и тактильного контакта.
- Формирование способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения.
- Формирование коммуникативных навыков, включая использование средств
альтернативной коммуникации.
Предполагаемые результаты работы:
Коррекционный курс «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие»
(вариант 8.4.) рассчитан на достижение следующих результатов:


адаптацию и интеграцию ребёнка с РАС в социуме, путем формирования
коммуникативно-речевых навыков;
 формирование мотивации к конструктивно организованному взаимодействию
детей в социуме;
 владение навыками саморегуляции, самоконтроля, снижение нежелательного
поведения, распознавания эмоций окружающих и выражения собственных эмоций;
 владение
навыками
конструктивной
коммуникации
(вербальной/невербальной/альтернативной);
 формирование социальной направленности деятельности ребенка с РАС;
 формирование эмоционального опыта детей с РАС, обучение способности
распознавать различные эмоциональные состояния и применять их обоснованно в
контексте различных жизненных ситуаций.
Реализация коррекционного курса «Эмоциональное и коммуникативноречевое развитие детей с РАС» основывается на основных педагогических принципах и
принципах гуманистической педагогики:
 принцип природосообразности: построение коррекционного процесса с учетом
индивидуальных и возрастных особенностей;
 принцип гуманизации: социальная защита детей, признание гражданских прав,
уважение;
 принцип целостности: взаимосвязь и единство всех компонентов коррекционного
процесса;
 принцип демократизации: коррекционная работа, построенная с учетом ценности
человеческой индивидуальности и ее максимальной самореализации;
 принцип культуросообразности: соответствие коррекционной работы культурной
среде, в которой воспитывается ребенок;
 принцип комплексности: тесное взаимодействие коррекционного, учебного и
воспитательного процесса;
 принцип преемственности и непрерывности: этапность коррекционного
воздействия, постепенное усложнение содержания и увеличение направлений
работы;
 принцип
индивидуально-творческого
подхода:
создание
атмосферы
сотрудничества педагога и ребенка, выявление и развитие творческих
возможностей;
 принцип соблюдения интересов ребенка: оказание коррекционной помощи с
максимальной пользой и в интересах ребенка;



принцип системности: обеспечение единства диагностики, коррекции и развития.

Общая характеристика коррекционного курса:
Коррекционный курс "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие
школьников с РАС" направлен на формирование разнообразных моделей общения с
постепенным сокращением дистанции взаимодействия с окружающими, формирование
возможных форм визуального и тактильного контакта, формирование способности
проникать в эмоциональный смысл ситуации общения, формирование коммуникативных
навыков, включая использование средств альтернативной коммуникации.
Формирование разнообразных моделей коммуникации необходимо осуществлять с
учетом индивидуальных особенностей ребенка. Критериями выбора предпочтительного
способа коммуникации могут служить индивидуальные когнитивные и моторные навыки
ребенка, способность к чтению и письму, уровень развития речи, коммуникационные
потребности. В этой связи возможно применение различных вариантов коммуникативного
поведения: вербальная коммуникация (использование устной и письменной речи),
невербальная коммуникация (жесты, мимика, язык тела)
Благодаря индивидуальному подходу в выборе средств коммуникации, стратегии
коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей, существует высокая
вероятность успешного овладения ребенком коммуникативными навыками.
Коммуникативно-речевое развитие является крайне важным для ребенка, так как
затруднения в данной сфере влияют не только на взаимодействие ребенка с окружающим
миром, общение, но и на формирование и развитие всех когнитивных процессов.
Коммуникативно - речевое развитие детей с РАС, в рамках коррекционного курса,
подразумевает:
 овладение ребенком средствами коммуникации в процессе углубления и
расширения знаний об окружающем мире;
 развитие связной речи путем практической деятельности на коррекционноразвивающих занятиях;
 формирование мотивации, развитие потребности детей с РАС в общении
Коррекционный курс направлен не только на коммуникативно – речевое, но и на
эмоциональное развитие детей с РАС. Две эти сферы личности тесно взаимосвязаны и
от них напрямую зависит развитие личности ребенка в целом. Одна из целей
коррекционного курса – преодоление трудности эмоционального контактирования
ребенка с окружающим миром, а также формирование потребности в контакте, в том
числе эмоциональном.
Коррекция способов эмоционального взаимодействия ребенка с окружающим
миром должна основываться сначала на доступном для ребенка с РАС уровне
взаимодействия. Эмоциональное развитие происходит также по мере коммуникативноречевого развития. Данные линии развития тесно связаны в обоих направлениях. На
высшем из доступных уровней эмоциональной организации происходит формирование
аффективной картины мира и способов реагирования на его воздействия.
Формирование эмоционального взаимодействия с внешним миром приводит к
уменьшению аутистических проявлений. Развитие эмоциональной сферы ребенка с РАС
способствует переходу коррекционной работы к развитию самосознания, самооценки,
ролевых отношений.
Коррекционный курс способствует социализации и интеграции ребенка с РАС в
общество.

Таки образом, коррекционный курс направлен на преодоление коммуникативных
барьеров детей с различным уровнем владения средствами коммуникации, а также на
коррекцию эмоционального развития школьников с РАС. Формирование разнообразных
моделей общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с
окружающими. Формирование возможных форм визуального и тактильного контакта.
Формирование способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения.
Формирование
коммуникативных
навыков,
включая
использование
средств
альтернативной коммуникации.
Направление коррекционно-развивающей работы включает:
 развитие вербальной коммуникации;
 развитие невербальной коммуникации;
 развитие навыков альтернативной коммуникации;
 развитие речевых навыков;
 развитие эмоциональной сферы.
В рамках направления «Развитие вербальной коммуникации» осуществляются
следующие задачи:
 развитие фантазии, речи и мышления, как следствие, развитие коммуникативных
навыков;
 стимуляция развития речи, подготовка к дальнейшему освоению письма и чтения;
 проигрывание различных социальных ролей, успешная адаптация в социуме;
 активизация речевой и познавательной активности.
 формирование мотивации к общению за счёт игровой формы заданий.
В рамках направления «Развитие невербальной коммуникации» осуществляются
следующие задачи:
 формирование способности ребенка использовать невербальные средства
коммуникации сначала в игровой ситуации, затем в повседневной жизни;
 формирование
способности
ребенка
воспринимать,
анализировать
и
интерпретировать невербальные проявления в процессе коммуникации;
 формирование способности ребенка осознавать собственные невербальные
проявления;
 формирование способности ребенка к эмоциональному отклику в процессе
коммуникации.
В рамках направления «Развитие навыков вербальной
коммуникации»
осуществляются следующие задачи:
 создание условий для целенаправленного, самостоятельного, инициируемого
общения.
 предоставление возможности для ребенка с тяжелыми нарушениями
коммуникативной сфера выражать свои чувства, желания, эмоции.
В рамках направления «Развитие речевых навыков» осуществляются следующие
задачи:
 увеличение словарного запаса, развитие мышления;
 формирование способности описывать визуальные образы, развитие связной речи;
 расширение словарного запаса, развитие функции обобщения;
 развитие речевых навыков, мелкой моторики, сенсорного восприятия.
В рамках направления «Развитие эмоциональной сферы» осуществляются следующие
задачи:
 релаксация, стабилизация эмоционально-психического состояния, развитие
творчества, способности выражать себя, коррекция поведения;







эмоционально-психическая разгрузка, стимуляция всех сенсорных процессов,
создание положительного эмоционального фона, преодоление нарушений
эмоционально-волевой сферы;
развитие эмоционально-поведенческой, когнитивной и коммуникативной сферы,
развитие двигательных функций;
арт-терапевтический эффект, коррекция эмоциональных состояний, снятие
эмоционального напряжения, релаксация посредством сенсорных, тактильных
ощущений.
коррекция эмоциональных состояний путем прослушивание музыкальных
произведений и участие в исполнении музыкальных произведений.
формирование межличностного эмоционального контакта.

Коррекционный курс "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие
школьников с РАС" предполагает планомерное введение обучающегося в социальную
среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных
контактов в доступных пределах и с учетом индивидуальных особенностей развития.
Обязательной является организация специальной среды для реализации особых
образовательных потребностей.

Тематическое планирование
1 четверть
№

Тема урока

Кол-во часов

1.

Приветствие. Ответ на приветствие других людей.

1ч.

2.

Просьба. Умение попросить предмет в ситуации выбора

1ч.

3.

Просьба о помощи. Составление предложения.

1ч.

4.

Отклик на своё имя. Выполнение просьбы педагога.

1ч.

5.

Рассматривание иллюстраций к книге сказок. Ответы на вопросы
учителя.
Слушание русской народной сказки «Маша и медведь». Беседа по
содержанию сказки. Построение предложений-ответов на вопросы.
Описание местонахождения предметов , людей по иллюстрациям.

1ч.

8.

Построение предложений по иллюстрациям с использованием
предлогов.
2 четверть

1ч.

9.

Построение предложений по действиям педагога с использованием
предлогов.

1ч.

10.

2ч

11.

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении
(за, под, перед и др.).
Я вижу, я слышу

12.

Звуки вокруг нас. Узнавание и называние.

1ч.

13.

Предметы вокруг нас. Называние свойств предметов
(употребление слов-названий признаков)
Действия предметов. Работа с иллюстрациями.

2ч.

6.
7.

14.

3 четверть

1ч.
1ч.

2ч

2ч.

Дата

Называние действий, совершаемых предметами. Построение
предложений ( с помощью)
Слушание сказки «Курочка Ряба». Составление ответов на
вопросы педагога. (с помощью).
Нахождение и обозначение на смайликах эмоционального
состояния деда, бабки, курочки Рябы.
Называние персонажей знакомых книг, мультфильмов.

2ч.

5.

Обозначение эмоциональных состояний персонажей из стихов и
мультфильмов.

1ч.

6.

Описание местонахождения предметов в классе по вопросам учителя.

1ч.

7.

Эмоциональная угадай-ка. Определение и показ эмоций по
содержанию стихов «Наша Таня», «Зайка»,
Предметы вокруг нас. Называние предметов и их свойств по
вопросам учителя. ( с помощью)
Дифференциация эмоциональных состояний человека. Работа с
пиктограммами.
4четверть
Рисование эмоциональных состояний. Составление «букета»
эмоций. Определение эмоций героев стихотворений .
Составление ответа на вопрос учителя по иллюстрации.

1ч.

Работа с иллюстративным материалом. Называние предметов.
Действий данных предметов. Составление предложений.
Предлоги. Использование в речи предлогов. (работа со схемами).

2ч.

1.
2.
3.
4.

8.
9.

1.
2.
3.
4.

1ч.
1ч.
1ч.

1ч.
1ч.

2ч.
2ч.

2ч.

5.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

№

Наименование разделов, тем программы
Развитие вербальной коммуникации
Формирование умений выражать просьбы/требования
Просьба о повторении действия
Умение попросить предмет в ситуации выбора
Просьба поесть/попить
Требование предмета/игрушки
Требование любимой деятельности
Просьба о помощи
Формирование социальной ответной реакции
Отклик на свое имя
Отказ от предложенного предмета/деятельности
Ответ на приветствия других людей
Выражение согласия
Ответы на личные вопросы
Формирование умений называть предметы, людей, действия,
Умение называть различные предметы

Кол-во
часов по
разделу

Умение называть различных персонажей из книг, мультфильмов
Определение принадлежности собственных вещей
Умение называть знакомых людей по имени
Описание местонахождения предметов, людей
Описание свойств предметов
Формирование социального поведения
Просьба поиграть вместе
Вежливость
Умение поделиться чем-либо с другим человеком
Оказание помощи
Умение утешить другого человека
Развитие навыков альтернативной коммуникации
Освоение жестов общения :
Выражение мимикой согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия);
приветствие (прощание) с использованием мимики.
Выражение жестом согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия),
благодарности,
своих желаний;
приветствие (прощание),
обращение за помощью,
ответы на вопросы с использованием жеста.
Развитие речевых навыков
Формирование умений выражать просьбы/требования;
Формирование социальной ответной реакции;
Формирование умений называть, комментировать и описывать
предметы, людей, действия;
Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы;
Формирование умений выражать эмоции, чувства, сообщать о них;
Формирование социального поведения;
Формирование диалоговых навыков.
Развитие эмоциональной сферы
Знакомство с эмоциями:
Радость . Нахождение и называние изображения эмоционального
состояния. (радость)
Грусть . Нахождение и называние изображения эмоционального
состояния. Нахождение и называние изображения эмоционального
состояния. (грусть)
Страх. Нахождение и называние изображения эмоционального
состояния. (страх)
Боль. Нахождение и называние изображения эмоционального состояния
. (боль)
Формирование умений выражать эмоции, чувства
Выражение радости.
Выражение грусти .
Выражение страха .
Сообщение о боли .
Выражение удовольствия/недовольства.
Определение по невербальным признакам эмоциональное
состояние человека.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация
учебной
программы
обеспечивается
специально
дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

подобранными

 Букварь (Воронкова В.В., Коломыткина И.В.);
 Букварь (Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.);
 Букварик (Лещинская Т.Л.);
 печатные буквы;
 касса печатных букв для демонстрации;
 разрезные картинки;
 разрезные карточки с буквами;
 буквы (серия «Мини игры»);
 буквы (серия «Умные карточки»);
 пазлы «Алфавит»;
 лото «Буквы»;
 рuzzle «Любимые сказки», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя»,
«Курочка Ряба»;
 речевая гимнастика;
 пальчиковая гимнастика»;
 предметные картинки;
 Книжки-малышки;
 сюжетные картинки;
 фотографии;
 игрушки животных;
 кукла;
 аудиозаписи с детскими песенками и потешками;
 картинки с изображением действий;
 иллюстративный материал по темам (предметные и сюжетные иллюстрации);
 презентации;
 видео- и аудиозаписи;
 индивидуальные наборы карточек-пиктограмм;
 индивидуальные коммуникативные книги;
 индивидуальные коммуникативные полоски;
 дидактические игры по темам;
 визуальное расписание учебного дня.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. АООП для детей с интеллектуальными нарушениями (Вариант 2).
2. «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с
интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития»
(авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М.
Царев), 2014.
3. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. – М.: Просвещение, 2009.

4. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011..
5. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и
графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными
нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра/Стивен фон
Течнер, Харальд Мартинсен. – М.: Теревинф, 2014.
6. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. – М.: Просвещение, 2010.
7. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными
нарушениями развития: Программно-методические материалы / под ред. И. М.
Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.
8. Горохова И.В. Речевая гимнастика для малышей. – СПб.: Питер, 2010.
9. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход: Обучение детей с аутизмом и
связанными расстройствами/ Мэри Линч Барбера, Трейси Расмуссен. –
Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.
10. Зарубина Ю. Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. Адаптация
ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ. – М.: Теревинф,
2009
11. Макатон. Основной словарь. Символы.// Под ред. Т.А. Бондарь. – М.: РБОО «Центр
лечебной педагогики», 2014.
12. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программнометодические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
13. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по
развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – КАРО,
2007. – 92 с
14. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)/ Лори Фрост
и Энди Бонди. – М.: Теревинф, 2011.
15. Шипицина Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка. – Спб.: Владос,
2010. – 279 с.
16. Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные
программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб.: "Образование",
1996г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».