09.06.2019
В последнее
время в общеобразовательных учреждениях диагностируется тенденция агрессивного
поведения детей и подростков. По мнению
К. Лоренца, термин «агрессивность» означает злость, злобу, ненависть,
ярость. Он не окрашен никак - ни
негативно, ни позитивно, нейтрален». То есть агрессивное поведение
ребенка это проявление злости, гнева. Та злость, которая скопилась у ребенка и
ищет выплеска и выражается в виде агрессивного поведения на окружающих.
Многие из родителей задаются вопросом: «Почему мой ребенок
такой агрессивный?». И наверное покажется удивительным тот факт, что сами
родители, взрослые часто являются тем самым звеном, которое запускает
агрессивное поведение у ребенка. Рассмотрим ситуацию. Женщина – мать
возвращается с работы домой. На работе был напряженный день, начальница,
которая в очередной раз сорвалась и накричала, вдобавок к этому непростые
взаимоотношения с мужем… от всего этого подавленное настроение. Придя домой,
где её ждет сын 10 лет, обнаруживает, что посуда невымытая, сын опять получил
двойку по математике и вообще как то не очень всё. Женщина очень недовольна
невымытой посудой и успеваемостью ребенка в школе срывается и кричит на сына.
То есть выражает в своем крике все свои негативные эмоции те, которые
накопились из-за работы, из-за взаимоотношения с супругом и т.д. Ребенку,
которому ответить не чем, его же якобы
ругают за посуду и за двойку и вообще дети не должны спорить со старшими (как
ошибочно считают многие родители) «проглатывает» всю информацию, поступившую от
матери и идет в свою комнату. В такие моменты,
как правило, взрослые не спрашивают, что ребенок испытывает и чувствует,
какие бури эмоции ему хочется выразить. И получается, что в такой момент
ребенок «заглатывает» свои эмоции, которые обязательно выплескивает в виде
агрессивного поведения. Взрослые даже могут об этом не подозревать и думать,
что их ребенок не агрессивен. Но ведь агрессия не всегда проявляется только
кулаками и криками бывает ещё и пассивная агрессия, которая часто
БЕЗСОЗНАТЕЛЬНО (неспециальное) проявляется в виде проявления обиды,
недовольства, отказа от сотрудничества (выполнения чего либо – например, мытья
посуды, нежелание учиться…) и т.д.
На психологических тренингах с детьми и подростками когда
тренер спрашивает: «А злость – это
хорошо или плохо, нормально ли испытывать чувство злости?» дети всегда
отвечают: «Нет, злиться нельзя, это плохая эмоция!». Дети очень удивляются, когда мы им отвечаем:
«Злость – это эмоция человека, злость – это не плохо, и, так же как и все
остальные эмоции, мы имеем право её выражать. Вопрос в том, как правильно
выражать эту эмоцию, чтобы не навредить ни себе, ни окружающим». Не секрет, что
«заглатывая» негативные эмоции человек приносит вред своему психологическому
состоянию, но и в ситуации с примером, где мама нашла выплеск злости на своего
ребенка тоже не правильно.
Что же тогда делать? Уметь разговаривать, внутри семьи, со
своим ребенком. Самое первое – это научиться, самим выражать правильно свои
чувства, например: «Я сейчас очень подавленная из-за неприятностей на
работе. Я расстроена, тем, что у тебя
плохие оценки, я переживаю из-за этого, давай подумаем, как улучшить ситуацию».
Этим самым мы учим ребенка не держать негативные эмоции в себе, а учим их
адекватно проявлять, совместно искать способы решения проблемы.
Конечно не всегда агрессивное поведение это только семейные неурядицы,
в современном мире взрослые и дети много времени проводят в гаджетах, в
социальных сетях. Становится реже простое общение между людьми, вследствие
этого повышается тревожность, раздражительность и конечно же возрастает
агрессия. Один из наиболее благоприятных способов выплеска накопившихся эмоции
является спорт в различных его проявлениях. Значимость спорта в жизни ребенка,
формировавшейся личности невозможно преувеличить. Ведь не зря все мы знаем
поговорку «В здоровом теле – здоровый дух». Вместо того, чтобы бить сверстника
ребенок может побить грушу в спортивной секций, выплеснуть весь свой негатив в
процессе любой спортивной игры. Кроме того спорт это профилактика вредных
привычек, формирование волевых усилий в
физической деятельности, учебной да и вообще в жизни.
Агрессивное поведение – как правило, является временным
фактором. В этот период родителям важно дать понять детям, что вы всегда готовы
помочь им и поддержать.
педагог-психолог 1 кв. кат. Кириллова Н.В.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.06.2019
Дата обновления: 09.06.2019
Дата публикации: 09.06.2019