Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Уровень образования
- Основное общее образование
Формы обучения
- Очная
- Очно-заочная
Нормативный срок обучения
Аккредитация
Аккредитации не подлежит согласно части 1 статьи 92 Федерального Закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
Язык(–и) на которых осуществляется обучение
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)
-
Речь и альтернативная коммуникация
Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивуной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе и взаимодействия в социуме.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого при использовании специальных методов и приёмов обучения, дидактических средств и практически значимых для ребёнка практических ситуаций. Результатом продуктивного взаимодействия является способность ребёнка проявлять и удерживать интерес к собеседнику, находить способы продолжения общения в разных ситуациях. Детский коллектив для умственно отсталого ребёнка является важным условием норм социального поведения, в котором он усваивает и присваивает средства общения.
Содержание учебного предмета для обучающихся дифференцировано с учётом индивидуальных возможностях возможностей каждого ученика в практике общения со взрослым (учителем) и сверстниками.
Реализация содержания учебного предмета позволит закрепить у обучающихся умения выражать свои желания и потребности в процессе продуктивного взаимодействия со сверстниками).
Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика становления коммуникативных умении и речевой активности в разнообразных ситуациях взаимодействия со сверстниками.
Учебный предмет включает три раздела:
- коммуникация;
- развитии речи средствами вербальной и невербальной коммуникации;
- чтение и письмо.
Задачи предмета:
В разделе «Коммуникация»:
- закрепление средств общения обучающегося с учителем и сверстниками в ситуации делового взаимодействия , умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта;
- овладение в доступной форме средствами коммуникации;
- создание практики диалогической речи в разных ситуациях игрового и учебного взаимодействия обучающихся и учителя .
В разделе «Развитии речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»:
- совершенствование коммуникативных взаимодействий для выражения ответа на обращённую к обучающимся речь взрослого и сверстника в разных ситуациях социального взаимодействия;
- расширение возможностей использования речевых средств коммуникации (включая альтернативные) во взаимодействии с новыми взрослыми и сверстниками.
В разделе «Чтение и письмо»:
- совершенствование ручной и мелкой моторики;
- закрепление умений выполнять целенаправленнее действие с пишущими предметами по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации;
- расширение возможностей элементарных графомоторных умений;
- совершенствование слухового внимания и слухового восприятия;
- закрепление интереса к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым, и формирование потребности в таком прослушивании.
Документ подписан электронной подписью Серийный номер 710858474967985478426001373498448859431888587545 Директор/Заведующий Щербакова Людмила Евгеньевна Дата подписания документа 28.03.2023 01:16:39 (скачать) (посмотреть) (текст документа) -
Математические представления
Документ подписан электронной подписью Серийный номер 710858474967985478426001373498448859431888587545 Директор/Заведующий Щербакова Людмила Евгеньевна Дата подписания документа 28.03.2023 01:16:40 (скачать) (посмотреть) (текст документа) -
Окружающий природный мир
В процессе формирования представлений о неживой природе обучающийся получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала обучающиеся знакомятся с конкретным объектом, его строением, местом, где растет, учатся узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов. Затем дети знакомятся с разными объектами, учится их различать, объединять в группы. Обучающиеся получают представление о значении объектов в природе и жизни человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Реализация цели осуществляется решением следующих задач:
1) Формирование первоначальных представлений о природе, об объектах и явлениях неживой природы.
2) Формирование интереса к разнообразию окружающего мира.
3) Формирование временных представлений
4) Формирование представлений о растительном и животном мире.
5) Формирование и расширение словарного запаса
6) Знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения.
7) Формирование представлений о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь).
8) Формирование элементарных экологических представлений (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание).
9) Развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности).
Документ подписан электронной подписью Серийный номер 710858474967985478426001373498448859431888587545 Директор/Заведующий Щербакова Людмила Евгеньевна Дата подписания документа 28.03.2023 01:16:41 (скачать) (посмотреть) (текст документа) -
Человек
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Программа представлена следующими разделами «Представление о себе», «Семья»
Задачи и направления.
— Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими
— представления о собственном теле
— распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта
— соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале
— отнесение себя к определенному полу
— формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром,вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета)
— формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей
— формировать умения обслуживать себя
— формировать умения следить за своим внешним видом
— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Документ подписан электронной подписью Серийный номер 710858474967985478426001373498448859431888587545 Директор/Заведующий Щербакова Людмила Евгеньевна Дата подписания документа 28.03.2023 01:16:42 (скачать) (посмотреть) (текст документа) -
Домоводство
Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Программа по домоводству включает следующие разделы:
«Личная гигиена», «Обращение с одеждой и обувью», «Питание и культура поведения», «Уборка помещения».
В процессе обучения двигательным навыкам детей с выраженной умственной отсталостью используются следующие методы и приемы:
совместные действия детей и взрослого;
действия по подражанию действиям учителя;
действия по образцу, по словесной инструкции;
Документ подписан электронной подписью Серийный номер 710858474967985478426001373498448859431888587545 Директор/Заведующий Щербакова Людмила Евгеньевна Дата подписания документа 28.03.2023 01:16:43 (скачать) (посмотреть) (текст документа) -
Музыка и движение
Главная цель коррекционных занятий:, эстетическое развитие учащихся, коррекция нарушений психофизического развития средствами музыкально-ритмической деятельности, повышение уровня социальной адаптации.
Задачи:
· воспитание положительного эмоционального отношения к музыкально-ритмической деятельности;
· развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики
· развитие и коррекция основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений
· развитие способности ориентироваться в пространстве
· развитие эмоционально-волевой сферы и личностных качеств
· формирование навыков игры
· формирование коммуникативных умений
Документ подписан электронной подписью Серийный номер 710858474967985478426001373498448859431888587545 Директор/Заведующий Щербакова Людмила Евгеньевна Дата подписания документа 28.03.2023 01:16:44 (скачать) (посмотреть) (текст документа) -
Адаптивная физкультура
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Задачи:
1. Образовательные: развитие двигательных функций (способности к самостоятельному передвижению), формирование фонда жизненно важных движений, игровой деятельности.
2.Воспитательные: общее развитие и предупреждение вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств, преодоление страхов, воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и окружающим.
3. Коррекционно-компенсаторные: преодоление двигательных нарушений, нормализация мышечного тонуса.
4.Лечебно-оздоровительные и профилактические: сохранение здоровья, повышение физиологической активности органов и систем профилактика осложняющих расстройств (стойких вегетативно-сосудистых и соматических нарушений).
5. Развивающие: повышение толерантности к нагрузке, развитие физических способностей, расширение объема мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти.
Документ подписан электронной подписью Серийный номер 710858474967985478426001373498448859431888587545 Директор/Заведующий Щербакова Людмила Евгеньевна Дата подписания документа 28.03.2023 01:16:45 (скачать) (посмотреть) (текст документа) -
Изобразительная деятельность
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Основные задачи:
· развитие интереса к изобразительной деятельности;
· формирование умений пользоваться инструментами;
· обучение доступным приемам работы с различными материалами;
· обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов;
· развитие художественно-творческих способностей.
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства.
Документ подписан электронной подписью Серийный номер 710858474967985478426001373498448859431888587545 Директор/Заведующий Щербакова Людмила Евгеньевна Дата подписания документа 28.03.2023 01:16:46 (скачать) (посмотреть) (текст документа) -
Эмоциональное и коммуникативное развитие
Документ подписан электронной подписью Серийный номер 710858474967985478426001373498448859431888587545 Директор/Заведующий Щербакова Людмила Евгеньевна Дата подписания документа 29.03.2023 22:36:37 (скачать) (посмотреть) (текст документа) -
Двигательное развитие
Документ подписан электронной подписью Серийный номер 710858474967985478426001373498448859431888587545 Директор/Заведующий Щербакова Людмила Евгеньевна Дата подписания документа 29.03.2023 22:36:38 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Практики
-
Практика не предусмотрена
Об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ